Профессия механик. Профессия "техник" Профессия старший техник

Среди часто упоминаемых технических специалистов нередко упоминаются техники и технологи. Они применяются для обозначения специфики выполняемых работниками функций

Кто такой техник

Техником ранее было принято именовать специалиста, использующего различную технику. Она может применяться в различных отраслях экономики и социальной сферы. Как правило, техник имеет среднее техническое образование . С июля минувшего года в РФ действуют государственные профстандарты с требованиями, в том числе для техников. В них обозначается квалификация техника, его функции и другие параметры.

При этом важно понимать, что техником называют не одну профессию. Например, им могут быть техники занимающиеся документацией и информационным обеспечением объекта, демонтажем объектов, расшифровывающий параметры движения транспорта, обслуживающий теплосети и трубопроводы, техник-программист и пр. Техник, как правило, выполняет свои обязанности под руководством специалиста более высокой квалификации.

К их перечню могут относиться:

  • Технические расчеты и разработка простых проектов и схем в соответствии с нормативными документами.
  • Наладка, настройка и проверка систем и оборудования обеспечивает их исправную работу.
  • Подключение приборов, регистрация нужных параметров анализ результатов.
  • Участие в подготовке технических регламентов и прочей документации, в опытно- экспериментальных мероприятиях.
  • Сбор и обработка первичных материалов, статистики, накапливает научно-техническую информацию по специальности.

Техник также может заниматься описанием выполненных работ , готовя различные справочно-информационные материалы и техдокументацию. Ему может быть поручено обоснование эффективности использования новых разработок и технологий. Он может заниматься приемом, регистрацией и оформлением документации, обеспечивать ее сохранность, контролировать сроки исполнения документов.

Для выполнения своих функций техник обладать знаниями:

  • Применяемой в технической литературе терминологии.
  • Нормативно-правовые акты и техдокументацию по направлению деятельности.
  • Стандарты и техусловия на документацию, которая разрабатывается, правила ее оформления.
  • Методы проведения наладочных и экспериментальных работ, аппаратуры для контроля и измерений.
  • Основ технологии производства, характеристики и особенности оборудования, выявления в нем дефектов.
  • Современные средства работы с информацией и правил ее компьютерной обработки и многое другое.

Обычно для техников первой и второй категории требовался стаж работы на должности техника не менее двух лет . Всегда востребованы техники, занимающиеся вопросами технологии. Опыт работы техником-технологом три года и более был условием для занятия должности инженера-технолога.

Чем занимается технолог

Технологом называют специалиста, который организует, разрабатывает какой-либо производственный процесс. Это может быть комплекс методов и инструментов, чтобы достичь результата. Специалист, который это делает, должен иметь высшее техническое образование . В его задачу входит подбор необходимого оборудования для реализации технологического процесса, оптимальных режимов его функционирования.

Он должен определить методы качественного контроля и вести документацию, связанную с технологией производства. Все экспериментальные работы по внедрению новых процессов, организационные и технические мероприятия осуществляются с его участием.

В зависимости от специфики деятельности, технологи могут специализироваться на различных видах производства. Они, в частности, могут:

  1. Разрабатывать проект конкретного производства и меры по обеспечению технологического процесса.
  2. Описывать технологии сборки, механической, термической и иных видов обработки деталей и узлов изделий.
  3. Разрабатывать способы изготовления оптических деталей, их крепления в оптические приборы и пр.
  4. В пищевом производстве осуществлять контроль технологических режимов, контролировать качество продукции, разрабатывать ее новые виды.
  5. Руководить в химическом производстве режимом работы различных установок.
  6. Заниматься разработкой и выпуском лекарств в фармацевтическом производстве.
  7. В текстильном производстве, вырабатывать и контролировать способы производства нитей и тканей.
  8. В сфере нанотехнологий обеспечивать, например, производство сложнейших наногетероструктурных интегральных схем и пр.

Вариантов специализации технологов множество, их количество не уменьшается. По сути, технолог практически организовывает производство, разрабатывает и внедряет меры по его совершенствованию.

В чем разница

Без обоих этих специалистов трудно представить современную жизнь. При схожести наименований они имеют принципиальные различия.

Так, должность техника предполагает наличие среднего технического образования. Он должен работать под руководством опытного специалиста и заниматься техническими проблемами вверенного ему оборудования или вопросами технологии.

Технолог-инженер должен иметь высшее образование. Его задача — организация производства, разработка и обеспечение технологических процессов. В подчинении инженера-технолога могут быть техники-технологи, а не наоборот.

Машиностроение - это одна из самых главных отраслей промышленности в любом государстве. Степень ее развития определяет, насколько высок уровень экономики в той или иной стране. Технология машиностроения изучает изготовление машин и их деталей, технику безопасности при работе с оборудованием, а также возможность сократить себестоимость деталей и механизмов без ущерба для качества изготавливаемой продукции.

Квалификация

Специальность "Технология машиностроения" дает возможность получить квалификацию инженера, которая позволяет работать в многих направлениях. К примеру, техник-технолог машиностроения производит контроль качества выпускаемой продукции и выполняет необходимые расчеты. Станочник вытачивает детали на специальных станках вручную. Оператор работает на станках ЧПУ, вводит управляющую программу и задает режим ее работы. Инженер по наладке и испытаниям отвечает за исправность оборудования, ведет календарный график проведения осмотров и ремонтов, помогает станочникам настраивать станы и рассчитывает рекомендуемые настройки для работы на них. Он также отвечает за техническую документацию по оборудованию на его участке.

Еще одно достаточно интересное направление, которое изучает специальность "Технология машиностроения" - это разработка новых деталей и оборудования. Как правило, этим занимается инженер-конструктор. На многих производствах массового типа существуют конструкторские бюро, которые занимаются разработкой новых деталей и режимов резания.

К примеру, металлургическое предприятие получает заказ на огромную партию спиральных сверл. Оборудование позволяет производить лишь 10 тыс. сверл за смену и необходимо ускорить этот процесс. Инженер конструктор должен:

  1. Сделать чертеж готового изделия.
  2. Посчитать режим резания одной единицы спирального сверла.
  3. Найти способ ускорения изготовления данной детали с минимальными финансовыми расходами.

Сколько времени и где обучаются на профессию инженера?

Поступить на специальность "Технология машиностроения" можно на базе 9 или 11 классов. Срок обучения, соответственно, составляет 4 и 3 года, и по окончании, обучающийся получает среднее техническое образование. Для этой специальности существуют как бюджетные формы обучения, так и коммерческие. При желании, можно пойти учиться дальше по специальности на бакалавра и магистра.

Специальность (15.02.08) "Технология машиностроения" можно получить в металлургических техникумах и колледжах. В зависимости от учебного заведения различаются и способы приема документов. В некоторых техникумах для поступления необходимо сдать экзамены.

По данной специальности существуют также заочная и вечерняя форма обучения, однако, как правило, это коммерческие группы. Срок обучения для них такой же, как и на дневной форме. Многие парни и девушки мечтают получить специальность "Технология машиностроения". Колледж обучает и подготавливает таких специалистов согласно требованиям основной профессиональной образовательной программы.

Учебный процесс

Учебный процесс на базе 9 классов включает в себя 4 курса обучения. Поступившие после 11 класса, как правило, попадают сразу на II курс.

I курс включает в себя общеобразовательные предметы и лишь базовые начальные знания по специальности. Закончив его, студент получает аттестат о базовом общем среднем образовании.

II курс состоит из нескольких общеобразовательных предметов (таких как высшая математика, физика) и большинства предметов по специальности: металловедение, менеджмент, теория резания, техническая механика и др.

III и IV курс состоит только из спец. предметов. Студенты изучают, электротехнику, специализированное оборудование, основы экологии, технические процессы изготовления машин и деталей, основы экономики и др.

По окончании учебного процесса и прохождения практики учащиеся пишут дипломную работу и получают диплом.

Практика по специальности "Технология машиностроения"

Как правило, в течение всего учебного процесса нужно пройти 3 различные практики, связанные с профессией "Технология машиностроения". Специальность СПО (среднего профессионального образования) требует не только знаний, но и базовых навыков по работе с деталями и механизмами.)

Первая практика - слесарная, и студенты допускаются к ней после окончания II курса. Кроме того, для допуска требуется сдать экзамен по технике безопасности. Слесарные мастерские, как правило, располагаются на территории учебного заведения. На этом этапе студенты впервые знакомятся с техническим оборудованием и пробуют на нем работать. В ходе практики учащимся необходимо сделать несколько заданий, таких как заточка резца, нарезание внутренней и наружной резьбы, выполнение разметки на деталях. Чаще всего студенты выполняют работу на слесарных верстаках и станках.

Вторая практика у студентов на III курсе - механическая. Если на территории учебного заведения нет механического участка, тогда студенты проходят практику на заводах и предприятиях. Стандарт специальности "Технология машиностроения" на данном этапе требует изучения станков, таких как токарные, фрезерные, сверлильные, шлифовальные и пр. Студент закрепляется за одним из станков и вместе с наставником работает за ним. Допустимо проходить практику и на ЧПУ установках. В таком случае студент знакомится с управляющими программами и способом их ввода.

Преддипломная практика

На IV курсе учащихся ожидает преддипломная практика. Она длится около двух месяцев. Как правило, студентов распределяют на механических площадках в зависимости от темы диплома. К примеру, если учащемуся на факультете "Технология машиностроения" (специальность - "техник") была выдана тема «Расчет и проектирование червячной шлицевой фрезы», то его направляют на мех. участок, где изготавливаются фрезы. По окончании практики учащиеся сдают экзамен на разряд и получают свидетельство государственного образца о присвоении разряда.

Электронное машиностроение

В последнее время наша страна активно развивает отрасль промышленности по производству нового оборудования и техники. Не стоит на месте и развитие в такой области, как электронные технологии в машиностроении. Специальность современного инженера включает себя обязательные знания в этой сфере науки. Электронные технологии изучают электровакуумные устройства и механизмы. Они работают по принципу лампы накаливания: в рабочем пространстве такого прибора отсутствует воздух, что позволяет усиливать и преобразовывать электромагнитную энергию.

Какие знания получают студенты в процессе обучения?

Специальность "Технология машиностроения" дает возможность работать во многих направлениях. Это связано с тем, что в течение обучения техник получает огромный багаж необходимых знаний. Во время учебного процесса студенты изучают способы обработки деталей, учатся рассчитывать время на изготовление, выбирать необходимый режим резания, изучают оборудование на механических участках и принцип его работы. Кроме этого, молодых специалистов обучают работать в многих компьютерных программах, таких как "Компас" и AutoCAD. Это универсальные приложения для создания и проектирования любых приспособлений и деталей в системе трёхмерного моделирования.

Перспективы в работе

Сложно вспомнить время, когда хорошие инженеры были невостребованы. На любом промышленном предприятии всегда требуются квалифицированные технологи, знающие специальность "Технология машиностроения". Кем можно работать с такой профессией, знает каждый, кто хоть раз сталкивался с промышленными предприятиями. Работа молодого инженера, как правило, начинается с изготовления деталей на станках и верстатках. Со временем можно продвинуться по службе - стать мастером участка, на котором изготавливается деталь, или же и во все перевестись работать из пыльного цеха в чистый офис. Офисные технологи - это конструкторы и инженеры по внедрению новой техники и оборудования.

Должностные обязанности. Под руководством более квалифицированного специалиста выполняет работу по проведению необходимых технических расчетов, разработке несложных проектов и простых схем, обеспечивая их соответствие техническим заданиям, действующим стандартам и нормативным документам. Осуществляет наладку, настройку, регулировку и опытную проверку оборудования и систем в лабораторных условиях и на объектах, следит за его исправным состоянием. Участвует в проведении экспериментов и испытаний, подключает приборы, регистрирует необходимые характеристики и параметры и проводит обработку полученных результатов. Принимает участие в разработке программ, инструкций и другой технической документации, в изготовлении макетов, а также в испытаниях и экспериментальных работах. Выполняет работу по сбору, обработке и накоплению исходных материалов, данных статистической отчетности, научно-технической информации. Составляет описания проводимых работ, необходимые спецификации, диаграммы, таблицы, графики и другую техническую документацию. Изучает с целью использования в работе справочную и специальную литературу. Участвует в обосновании экономической эффективности внедрения новой техники и прогрессивной технологии, рационализаторских предложений и изобретений. Выполняет работу по оформлению плановой и отчетной документации, вносит необходимые изменения и исправления в техническую документацию в соответствии с решениями, принятыми при рассмотрении и обсуждении выполняемой работы. Принимает и регистрирует поступающую документацию и корреспонденцию по выполняемой работе, обеспечивает ее сохранность, ведет учет прохождения документов и контроль за сроками их исполнения, а также осуществляет техническое оформление документов, законченных делопроизводством. Систематизирует, обрабатывает и подготавливает данные для составления отчетов о работе. Принимает необходимые меры по использованию в работе современных технических средств.

Должен знать: нормативные правовые акты и справочные материалы по тематике работы; основные методы выполнения наладочных работ; терминологию, применяемую в специальной и справочной литературе; рабочих программах и инструкциях; действующие стандарты и технические условия на разрабатываемую техническую документацию, порядок ее составления и правила оформления; последовательность и технику проведения измерений, наблюдений и экспериментов; контрольно-измерительную аппаратуру и правила пользования ею; основы технологии производства; технические характеристики, конструктивные особенности, назначение, принципы работы и правила эксплуатации используемого оборудования; методы осмотра оборудования и обнаружения дефектов; методы и средства измерения параметров, характеристик и данных режима работы оборудования, выполнения технических расчетов, графических и вычислительных работ; технические средства получения, обработки и передачи информации; правила эксплуатации вычислительной техники; применяемые формы учета и отчетности и порядок ведения учета и составления отчетности; методы расчета экономической эффективности внедрения новой техники и прогрессивной технологии, рационализаторских предложений и изобретений; основы ведения делопроизводства; основы экономики, организации производства, труда и управления; основы законодательства о труде; правила и нормы охраны труда.

Требования к квалификации.
Техник I категории: среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должности техника II категории не менее 2 лет.
Техник II категории: среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должности техника или других должностях, замещаемых специалистами со средним профессиональным образованием, не менее 2 лет.
Техник: среднее профессиональное (техническое) образование без предъявления требований к стажу работы.

Специальность «Машины и аппараты пищевых производств»

Круг объектов деятельности техника-механика пищевых производств весьма широк и простирается от непосредственного участия в производстве до создания новых видов продуктов, новых технологий, нового высокопроизводительного и эффективного технологического оборудования. Современная техника и технологии требуют знания многих фундаментальных наук. Сложные процессы преобразования сырья в продукты питания можно познать и регулировать, только опираясь на законы физики, химии, биохимии, микробиологии, механики, теплофизики. Постигая эти науки, техник-механик по праву может считать себя специалистом широкого профиля. С другой стороны, изучая специальные дисциплины, составляющие основу его будущей профессиональной деятельности, он получает узкую специализацию.

Техник-механик

Краткое описание: для удовлетворения растущих потребностей человечество вынуждено выполнять огромный объём работы во всех сферах деятельности. Чтобы облегчить себе этот непосильный труд, люди используют технику. Но чем больше функций выполняет такое оборудование, тем больше вероятности, что оно сломается. Дабы такого не произошло, надо должным образом его обслуживать. Механик — это специалист, который занимается ремонтом и обслуживанием одного или нескольких видов техники.

История профессии: первые механики, занятые обслуживанием механизмов, появились во времена Древнего Рима. Эти люди обслуживали системы для перекачки воды, которые были прототипом нынешних насосов. Позже люди с такой профессией занимались ремонтом и эксплуатацией оборудования горного промысла на рудниках, но назывались такие рабочие по-другому. Механики в нынешнем понимании впервые получили распространение в период индустриализации в средине XIX века, когда на производстве стали применять новые технологии.

Социальная значимость профессии в обществе: рабочая и бытовая техника хороша тем, что ей не нужен отдых. Всё же ей необходим уход: регулярная смазка определённых деталей, проверка на исправность, замена повреждённых деталей, наладка работы, прочистка и т. п. Поэтому мастера по этому направлению являются довольно распространённой профессией.

Массовость и уникальность профессии: человек, который обслуживает и ремонтирует технику, с одной стороны, должен работать не спеша, обдумывая свои действия, чтобы ничего не сломать. А с другой стороны, такая профессия требует умения быстро принимать решения в экстренных ситуациях, так как бездействие может принести больше вреда, чем неосторожное действие, если речь идёт о серьёзной поломке. Механик должен уверенно орудовать необходимыми инструментами и быстро соображать, от чего произошла поломка.

Где получить профессию: с пециалистов по обслуживанию определённого вида техники готовят в профессионально-технических колледжах. Большую часть обучения занимают практические занятия. Если же такой человек пойдёт дальше по своему профилю и получит высшее образование, то в дипломе будет написано «инженер-механик».

Сделав свой выбор в пользу нашего учебного заведения, вы сможете получить хорошие знания по данному направлению, а также стать востребованным и квалифицированным специалистов с перспективой карьерного роста.

ПРИГЛАШАЕМ К НАМ УЧИТЬСЯ!

Техник - ответственная и широко распространенная техническая профессия, это специалист широкого профиля по производству, установке, наладке, ремонту и эксплуатации различного производственного, строительного оборудования, бытовой техники. Техник может работать на производственных предприятиях, заводах, коммунальных хозяйствах, аэропортах.

Функциональные и должностные обязанности техника

Круг обязанностей техника зависит от его специализации. Основная задача техника - обеспечение нормальной безопасной работы технических средств. Техник может частично выполнять функции технолога, механика, сварщика, электрика. В общем техник контролирует качество выполняемых работ рабочими, оформляет техническую документацию, также может заниматься разработкой конструкторских либо технологических решений.

Квалификационные требования к технику

Для техника достаточно среднего специального образования в техникуме либо техническом колледже. Техник должен иметь техническое мышление, организаторские способности, обладать такими качествами как ответственность, внимательность, сосредоточенность, аккуратность.

Карьера и зарплата техника

Техник - это среднее звено между рабочим и инженером. Перед тем, как стать инженером, техник может занимать позицию главного техника.