Азбука архитектуры. Архитектурная азбука Архитектура как умение

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие, сущность архитектуры. Архитектура как памятник культуры и истории. Развитие архитектуры в различные исторические периоды. Эпохи и стили в истории архитектуры: готика, классицизм, неоклассицизм, барокко, необарокко. Типы архитектурного творчества.

    реферат , добавлен 17.10.2010

    Аналитическое исследование истории формирования массового жилья в совокупности с градостроительными особенностями и организации массового жилья России с точки зрения архитектуры. Определение вектора последующего развития архитектуры массового жилья.

    статья , добавлен 23.02.2017

    Изучение архитектуры в нескольких малых городах Урала торгового и промышленного назначения. Выявление значимых архитектурных сооружений выбранных городов. Описание характерных художественных деталей и конструктивных особенностей изучаемых зданий.

    курсовая работа , добавлен 07.02.2016

    Периоды в истории искусства Индии. Характерные черты индийской архитектуры. Особенности строения индуистского храма. Конструктивные приёмы архитектуры. Традиции деревенской конструкции. Глина и камень в индийских постройках. Архитектура Индии в примерах.

    реферат , добавлен 26.11.2010

    Рассмотрение основных стилей архитектуры: романский, готика, барокко, рококо, классицизм, модернизм и постройки эпохи Возрождения. Архитектура (зодчество) как система зданий и сооружений, формирующих пространственную среду для жизни и деятельности людей.

    презентация , добавлен 10.03.2014

    Особенности архитектуры Ирана и появление новых типов гражданских зданий (торговых, общественных, коммунальных). Создание ансамбля городской площади, ханского дворца и соборной мечети. Строительные материалы, конструкции, приемы возведения сооружений.

    реферат , добавлен 03.12.2014

    Понятие процесса коммуникации и коммуникативных моделей, их роль и признаки. Значение архитектуры как явления массовой культуры, история ее развития. Архитектура с точки зрения коммуникации. Коммуникативная функция архитектуры и реализация таких моделей.

    курсовая работа , добавлен 21.04.2011

В книге подытоживаются многолетние исследования природы архитектурного творчества на материале всемирной истории зодчества. Знакомый, малоизвестный и практически неизвестный интеллигентному читателю материал архитектурно-строительной деятельности в её культурном контексте выстроен в книге таким образом, чтобы всякий раз осуществлялось восхождение от первых шагов нового в архитектуре к её сегодняшнему состоянию.

Умение, знание, профессионализм, осмысление и сомнение в осмысленности, собственно творчество и различные, подчас полярные его интерпретации в архитектуре составляют предметы углубленного рассмотрения. Совокупность развернутых подписей к иллюстрациям образует своего рода сжатое изложение содержания книги. Большая часть иллюстраций - собственные фотографии. За исключением отрывков из классических переводов античных поэтов, переводы стихотворений также выполнены В.Г. Книга предполагает в читателе знакомство с базовой историей художественной культуры.

За окончательное оформление печатного издания автор и художник ответственности не несут.

УДК 72 ББК 85.11

Подписано в печать с готовых диапозитивов 15.06.2002 г.

Формат 84x108/16. Бумага офсетная. Печать офсетная. Усл. печ. л. 70,56.

Тираж 25000 экз. Заказ 4163.

ISBN 5-17-005418-1 (ООО «Издательство ACT»)
ISBN 5-287-00056-1 (ИПЦ «Дизайн. Информация. Картография»)
ISBN 5-271-04660-5 (ООО «Издательство Астрель»)

Введение
Архитектура среди стихий
  • Земля
  • Огонь и свет
  • Зелень
  • Воздух
  • Толпа
  • Время
Архитектурная азбука
  • Стойка - столб - колонна
  • Стена
  • Балка и плита
  • Арка и свод
  • Купол
  • Комната. Коридор. Лестница
  • Комната
  • Коридор
  • Лестница
Архитектура как умение
  • Начала архитектурного умения
  • Архитектурное чудо в Гизе
  • Банк умений
  • Трудный обмен опытом
  • Умение и прогресс
Архитектура как мастерство
  • Колыбель мастерства
  • Триумф мастерства
  • Изощренность решений
Архитектурное знание
  • Архитектор империи
  • Император-архитектор
  • Прогресс архитектурного знания
Архитектура как профессия
  • Подмена имени
  • Победа над цехом
  • Вундеркинд, джентльмен и мастер
  • Пиррова победа дилетантов
  • Профессия в постоянстве кризисов
Творчество в архитектуре
  • Архитектура нового завета
  • Сотворение стиля
  • Творчество как специальность
  • Расщепление творчества
Архитектурная гармония
  • Три ключа композиции
  • Египетская формула
  • Мера и пропорция
  • Наследники Византии
  • Уловление гармонии
  • Обманчивая простота масштабности
Архитектура как осмысление
  • Искусство задавать вопросы
  • Иллюзия понятности
  • Сомнения в осмысленности архитектуры
  • Игра в смысл и отыскивание смысла
Становление стиля
  • Тема и вариации
  • Стиль в зрелости
  • Изобретение стиля
  • Трансплантация стиля
  • Финал большого стиля
  • Архитектор клиента
  • "Зеленая архитектура" (вместо заключения)
Амстердам
  • Лондон и другие
  • Европа без границ
  • Парижские бульвары
  • Изобретение небоскрёба
  • Борьба города за самосохранение

Нередко можно встретить фразу, некогда довольно удачно записанную автором "Собора Парижской Богоматери" Виктором Гюго: "Архитектура - застывшая музыка". Звучит это привлекательно, для такого суждения есть некоторые основания, однако нам оно не подходит. Даже если музыка, то уже застывшая, а нас будет интересовать прежде всего процесс сочинения "мелодий", когда в сознании сочинителя есть еще только замысел, когда композитор начинает оформлять его в первых набросках или даже когда мелодия только еще слышна внутренним слухом. Всякая аналогия обманчива, создавая иллюзию объяснения, однако какой-то аналогией воспользоваться всегда полезно, и здесь мы предпочтем сравнения с "азами" литературы.
Обычно говорят, что в распоряжении композитора всего семь нот - только лишь семь звуков, различающихся по высоте тона. В действительности конечно же вся палитра композитора гораздо шире, но семь нот - в основании всего мира мелодического звучания. Черным и белым оперирует график. Массой и отъятием массы - скульптор. Черным, белым и тремя цветами - синим, красным и желтым -охватываются исходные основания работы живописца.
А что же находится в самом основании творчества архитектора?
Это основание тройное. В первой группе "буквы", пять базисных конструкций: стойка, стена, балка, свод и купол. Все безграничное богатство архитектурных форм было создано сочетанием этих фигур устойчивости, однако "слов" из этих букв еще не составишь, как не. составишь полных фраз из одних только имен существительных. Вторую, совсем маленькую группу образуют "союзы" - органические "молекулы" пространственного решения: комната, коридор и лестница.
Все разнообразие пространственных композиций, издавна составляющих суть архитектурного творчества, набрано сложным сочетанием этих элементов между собой. В отличие от грамматики текста, где, наряду с утверждением, важную роль играют также отрицание и вопросительная интонация, в архитектуре есть только утверждение и только восклицание - возведенные суждения ничего не отрицают и ни о чем не вопрошают. Это они нередко задают историку загадки, и это он ставит вопросы по поводу сооружений и ищет на них правдоподобные ответы.
Третью группу "элементов" образуют формулы мелодического строя - различные типы композиции, или основные фигуры сочетания оснований.
Так просто? В действительности все значительно сложнее, потому что многообразие форм, которые принимают "элементы" в опыте мировой архитектуры, хотя и поддается подсчету, но с величайшим трудом.