Майданская роспись по дереву. Глава

Здравствуйте уважаемые.
В прошлый раз мы с Вами вспоминали Холуйскую миниатюру: , ну а сегодня о поговорим немного о Полхов-Майданской росписи
Названию промыслу дало село Полхов-Майдан, что находится на юге Нижегородской области, в Вознесенском районе. Полхов-Майдан - это один из самых известных центров не только росписи по дереву,но и вообще деревообработки в этом регионе. Согласно местному преданию, первый токарный станок появился у крестьянина Никиты Авдюкова, когда за войной 1812 года настала пора неурожаев. Ремесло быстро развивалось, но вначале вытачивали одну некрашеную посуду.
Хотя, справедливости ради надо отметить,что известность роспись приобрела уже после Революции.

С начала 1920-х гг., видимо, под влиянием аналогичных изделий Сергиево-Посадских мастеров, полхов-майданская посуда начинает покрываться выжженным контурным рисунком. Вскоре выжигание стали раскрашивать масляными красками, а в середине 1930-х гг. анилиновыми красителями, разведенными на спирту.
Постепенно выжженный контур рисунка вытесняется более экономичной и простой в исполнении наводкой тушью.
Токарные изделия мастеров этого промысла - матрешки, птички - свистульки, пасхальные яйца, грибы, солонки, кубки, поставки - щедро украшены сочной орнаментальной и сюжетной росписью.

Среди живописных мотивов наиболее часто встречаются цветы, птицы, животные, сельские и городские пейзажи.
Рисунок на изделие вначале наносится тушью, а уже потом заполняется цветом. Обязательный прием майдановской росписи - "наводка" (обводка рисунков черных цветом), применение ярких анилиновых красок. Основных красок всего четыре - синяя и зеленая, красная и желтая. Для того, чтобы получить необходимые оттенки, их смешивают. Белый фон самого дерева позволяет получить пятый цвет.


В основном местные игрушки, или, как их называют, "майданские тарарушки", отличают сочетания темно-синего и желтого, зеленого и холодно-красного. Матрешек из Полхово-Майдана легко отличить - на голове у них полушалок с неизменным крупным цветком, к тому же они отличаются от семеновских или сергиевских игрушек более плавным контуром и несколько вытянутыми пропорциями.

На золотисто-желтом фоне условно изображенные цветы чередуются с оранжевыми пятнами и зелеными узорами, которые подчеркиваются тушью. В основном используется два варианта росписи, это пейзажный мотив и растительный орнамент. Растительный орнамент весьма устойчив - это так называемая "роза", которая за время существования промысла то несколько упрощалась, то усложнялась. А также непременная ветвь из яблок и клубники с чередующимися зелеными и синими листьями.

В 1928-1930 гг. в Полховском Майдане из отдельных мастеров складывается артель "Красная заря". В это же время вырабатывается оригинальная художественно-декоративная система и обозначаются основные специфические приемы местной росписи. Эти приемы получили устоявшиеся местные названия: "цветы с наводкой" - цветочная роспись очерчена четким черным контуром; "цветы без наводки" - рисунок выписывается по фону безлинейного контура; прием "под масло" - роспись масляными или нитро красками по глухому цветному фону, "пестрение" - простейшая кистевая роспись мазками или точками. Крутецкие мастера. В 1960 артель преобразуется в Полхов-майданскую фабрику игрушек. В это же время изготовлением аналогичных токарных расписных предметов начинают заниматься в расположенной в нескольких километрах от Полховского Майдана деревне Крутец.

Используя опыт, токарные формы и приемы росписи соседей, крутецкие мастера привносят незначительные изменения. Так, например, их матрешки по форме более округлы, а в росписи посудных изделий предпочтение отдается сюжетным мотивам. Объединение ""Полхов-Майданская роспись"" В 1972 в районном центре Вознесенское на базе игрушечной фабрики создается производственно-художественное объединение "Полхов-Майданская роспись", где работают художники, прошедшие профессиональное обучение. Несмотря на это, промысел продолжает существовать преимущественно на основе семейной организации производства. Мужчины занимаются изготовлением токарного "белья", а женщины выполняют роспись. Изделия, производимые объединением, носят более сувенирный характер, их роспись однообразнее, а рисунок менее свободен, чем в работах мастеров-кустарей. Ориентация полхов-майданских и крутецких мастеров на рынок требовала постоянного обновления форм и приемов декорирования изделий. С начала 1980-х гг. начинает широко применятся цветочная роспись по обожженному паяльной лампой фону. Живой отклик находят современные события в сюжетах и темах росписи. Сегодня этот уникальный промысел продолжает развиваться по естественным законам народного искусства.

Технология росписи следующая...
Перед росписью поверхность изделия, как правило, шлифуют и грунтуют крахмальным клейстером.
Затем черной тушью ученической ручкой с пером N 11-13, которое в зависимости от нажима делает линию разной толщины, наносят четкий контур рисунка. Можно расписывать изделие сразу кистями, свободно, без предварительного нанесения рисунка.
Полхов - майданскую роспись выполняют только анилиновыми красками, разведенными горячей водой температурой.

Для усиления яркости красок в раствор можно добавить несколько капель спирта. Краски наносят в определенном порядке: сначала, например, желтую, ее перекрывают алой и получают ярко-красный цвет, если же перекрыть синей - получится ярко-зеленый цвет.
Расписанные изделия сушат 8-12 часов при комнатной температуре, затем дважды лакируют лаком с промежуточной и окончательной сушкой в течение 10-12 часов.

Роспись гуашью немного другая. Поверхность изделия тщательно подготавливают, шлифуют, грунтуют и окончательно зачищают шкуркой. Гуашевые краски разводят 3 - 5%-ным раствором столярного клея. Наносят их мягкими беличьими или колонковыми кисточками, фон пишут широкой щетинной кистью.

После росписи изделие сушат 2 - 3 часа при комнатной температуре и лакируют нитролаками.
Вот такие дела.
Приятного времени суток.

Что за тарарушки экспортировали Америка с Европой у Советского Союза? Где расписывают знаменитую майданскую матрёшку и почему у неё алая роза на макушке? Как сделать «наводку», «пестрение», о технике «лессировок» рассмотрим на примере росписи солонки.

Баловство на экспорт

Тарарушки - это деревянные расписные игрушки. Изготавливали их в селе Полховский Майдан Нижегородской области. Вообще токарный промысел был там развит ещё с XVIII века (этот вид работ селяне переняли от монахов Саровского монастыря, находящегося неподалёку). Но вытачивали в основном, посуду. Ради забавы начали изготавливать игрушки - матрёшки, грибы, птички-свистульки. Назывались такие игрушки - «тарарушки», то есть «несерьёзные» вещи, для баловства детишек.

Расписывать их стали только в XX веке. Во времена СССР этот вид росписи процветал (вплоть до 90-х годов). Была создана фабрика на полтысячи рабочих мест, где вытачивали и расписывали вручную и посуду, и игрушки. Эти изделия шли на экспорт в США и страны Европы. Сейчас фабрика закрыта, но ремесло живёт силами местных частных предприятий.

История цветка на макушке

В орнаменте росписи присутствуют разные цветы: мак, тюльпан, шиповник, ромашка и самый главный - роза-дикуша. Это как эмблема на всех полхов-майданских изделиях. Она есть и на матрёшке - на самой макушке. В разные времена эта роза то упрощалась, то усложнялась, вид её может быть разным, но обязательно алого цвета.

Что за роза-дикуша? Этот цветок в память об Алёне Арзамасской - предводительнице из города Арзамаса, воевавшей в войске со Степаном Разиным и предками полхов-майданцев. Алёну взяли в плен и сожгли на костре. На месте гибели выросла дикая роза - «дикуша». Так и стали изображать алую розу кустари на своих изделиях, в честь местной Жанны д’Арк…

Цвета орнаментов очень глубокие и контрастные благодаря технике «лессировок» - наложению чистых цветов друг на друга. Красный и зеленый, синий и желтый - основные, остальные получаются наложением. Есть и оранжевый, и фиолетовый.

Технология проста: шлифовка, грунтовка крахмальным клейстером изделия, затем накладывался один основной цвет (чаще - желтый), затем лессировки. Так, наложением цветов прямо на изделии получались нужные цвета. Потом «наводка» - обведение контура черным цветом, «пестрение» - точечные рисунки. В конце - лакировка изделия.

Рассмотрим это на примере росписи солонки.

Солонка с цветами

Материалы и инструменты :

1. Солонка из дерева

2. Краски акриловые

3. Кисти беличьи или пони №№ 1-5 и щетина № 10

4. Лак бесцветный

5. Карандаши

Технология изготовления:

1. Нанести контуры рисунка на изделие (фото 1). 2. На всю поверхность изделия нанести светло-жёлтую краску (фото 2). Дать подсохнуть. 3. Нанести на фрагменты рисунка слой красной краски, получится красно-желтая роза (фото 3).

4. Аналогично слоями наносить и другие краски, получая более насыщенные цвета (фото 4,5,6). Давать подсохнуть каждому слою.

5. Сделать «наводку» (обвести контуры чёрным цветом) (фото 7,8,9).

6. Нанести «пестрение» (точечные спиральки) (фото 8,9).

7. Солонка готова (фото 10).

Изучение культуры России, знакомство с народными промыслами начинается со своего края. Допустим, художественных росписей в одной только нашей, Нижегородской области, целых три: хохломская, городецкая и полхов-майданская. О городецкой рассказывала .

А Вы знаете, чем был знаменит Ваш край?

P.S. Первоисточник (в журнале "Записки дикой хозяйки").

Полхов - майданская роспись

Полхов - майданская роспись значительно моложе Хохломской и Городецкой — ее особенности сложились в 20-х г. ХХ в.

Свое название он получил от большого села Полховский Майдан на юге Нижегородской области. Почти в каждой семье тут занимаются изготовлением и продажей деревянных расписных игрушек.

Полховско-майданская игрушка или как ее называют сами мастера «тарарушка», появилась в конце 1920-х годов. С 1960-х годов подобную игрушку стали делать жители поселка Крутец, расположенного неподалеку от села Полховский Майдан.

Сначала игрушки и предметы быта вытачивают на деревообрабатывающих станках из липы или осины. Затем их покрывают жидким картофельным крахмалом, то есть шлифуют и грунтуют крахмальным клейстером.

Затем черной тушью и ученической ручкой с пером N 11-13, которое в зависимости от нажима делает линию разной толщины, по сухой поверхности рисуют («наводят») контур рисунка.

После этого игрушки покрывают бесцветным лаком. Применяя технику «лессировок» — наложение чистых красок слоями одна на другую, и используя сочетания контрастных цветов (красный — зеленый, желтый — синий и т.п.) художники добиваются особой яркости росписи.

Полхов-майданскую роспись выполняют только анилиновыми красками. Краски наносят в определенном порядке: сначала, например, желтую, ее перекрывают алой и получают ярко-красный цвет, если же перекрыть синей — получится ярко-зеленый цвет.

Основные сюжеты узоров — изображения птиц и животных, а также цветы: роза, мак, ромашка, тюльпан, шиповник. Есть и сюжетная роспись. Чаще всего это сельский пейзаж с речкой, домиками, церковью и мельницей на берегу, а также обязательной красной зарей на небе. Ассортимент игрушек-тарарушек разнообразен:

Одна группа — детские игрушки: матрешки, птички-свистульки, лошадки, игрушечная посуда, грибы-копилки, балалайки, коробочки-яблоки.

Другая группа изделий — традиционная русская посуда: солонки, чаши, сахарницы, «поставки» — цилиндрические сосуды для хранения сыпучих продуктов, самовары, коробочки. В большом количестве вытачивают и расписывают пасхальные яйца.

Особенностью промысла является гармоничное соседство кустарного производства игрушки с фабричным. Мастера-кустари работают всей семьей. Мужчины, в мастерских расположенных рядом с домом, вытачивают изделия, женщины расписывают их. Дети также принимают участие в работе, они учатся у родителей основам токарного дела и росписи. Среди игрушек-сувениров большое место занимает полховско-майданская матрешка и декоративная токарная скульптура на темы русских народных сказок и сельской жизни.

Урок№1:"Полхов-майданская роспись"

Цель:

познакомить учащихся с разнообразием полхов-майданской росписи.

Задачи:

формировать навыки работы по мотивам полхов-майданской росписи;

воспитывать любовь к Родине, её истории и национальной культуре;

развивать творческую фантазию, познавательную активность и художественный вкус;

развивать умение учащихся работать в парах.

Оборудование:

Зрительный ряд: презентации с изображением изделий мастеров Полхов-майдана, тестом; образец коллажа; изделия, расписанные полхов-майданской росписью.

Материалы и инструменты:

половинки деревянных изделий (матрёшек, яичек, церквушек, птичек), фанера под основу коллажей; карандаши, кисти, гуашь, акварель.

Ход урока

Учитель. Наш урок посвящён полхов-майданской росписи.

Полхов-майданская роспись – один из самых молодых художественных промыслов России.

Свое название он получил от большого села Полховский Майдан на юге Нижегородской области. Почти в каждой семье тут занимаются изготовлением и продажей деревянных расписных игрушек. Полхов-майданская игрушка или как ее называют сами мастера "тарарушка", появилась в конце 1920-х годов. С 1960-х годов подобную игрушку стали делать жители поселка Крутец, расположенного неподалеку от села Полховский Майдан Основные мотивы узоров этой росписи – цветы: роза, мак, ромашка, тюльпан, шиповник. Есть и сюжетная роспись. Чаще всего это сельский пейзаж с речкой, домиками, церковью и мельницей на берегу, а также обязательной красной зарей на небе. Ассортимент игрушек-тарарушек разнообразен. Одна группа – детские игрушки: птички-свистульки, лошадки, игрушечная посуда, грибы-копилки, балалайки, коробочки-яблоки. Другая группа изделий – традиционная русская посуда: солонки, чаши, сахарницы, "поставки" – цилиндрические сосуды для хранения сыпучих продуктов, самовары, коробочки. В большом количестве вытачивают и расписывают пасхальные яйца. Но самое известное изделие Полховского Майдана – матрёшка.

Основные специфические приемы росписи получили устоявшиеся местные названия: "цветы с наводкой" – цветочная роспись очерчена четким черным контуром; "цветы без наводки" – рисунок выписывается по фону без линейного контура.

Учитель: Сегодня на уроке вы выполните коллаж. Послушайте внимательно задание.

Работать будете в парах. Коллаж состоит из фанеры разной формы и половинки деревянной матрёшки или птички, или яйца. Один ученик за партой расписывает дощечку, другой – половинку деревянного изделия. Перед росписью половинку игрушки располагают на дощечке и обводят, чтобы рисунок не заходил на поле, где будет располагаться выпуклая часть коллажа.

Этапы работы.

1. Нанесения рисунка карандашом.

2. Работа в цвете.

3. Соединение деталей коллажа.

Урок №2:"Древнерусские иконы.

Древнерусские иконописцы".

Цели урока:

познакомить с историей развития древнерусской иконописи, с изготовлением древнерусских икон;

показать связь прошлого и настоящего;

расширить словарный запас и кругозор учащихся;

развивать познавательные и творческие способности;

воспитывать национальную гордость и любовь к Родине;

показать возможности применения компьютера в изучении истории.

Оборудование.

Учебник “Введение в историю” (авт. Е.В.Саплина, А.И.Саплин); кроссворд, фотографии древнерусских икон, основные понятия и имена русских мастеров иконописи написаны на отдельные карточки для последующего выноса на доску по ходу урока, компьютерный диск “Шедевры русской живописи”, компьютер.

Основные понятия: икона, фреска, иконопись, крест, паволока, темпера, олифа, нимб, живопись, Третьяковская галерея. (Понятия написаны на карточках и по ходу урока прикрепляются на доску.)

Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы урока.

Учитель: “Дам тебе я на дорогу

Образок святой:

Ты его, моляся Богу,

Ставь перед собой;

Да, готовясь в бой опасный,

Помни мать свою…

Спи, младенец мой прекрасный,

Баюшки-баю”

Я не случайно начала наш урок отрывком из “Казачьей колыбельной песни”, написанной великим русским поэтом М.Ю.Лермонтовым. Из него видно, что о святом образе – иконе мать рассказывала своему ребёнку с самого рождения, даже напевая колыбельную песню. Иконы сопровождали православного христианина от рождения и до смерти.

Сегодняшний урок мы посвятим символам христианства – древнерусским иконам и их создателям.

II. Новый материал.

1.Мастера – кто они?

Создание икон – это таинство, искусство, которым мог овладеть только настоящий мастер. Новая тема, которую мы начинаем сегодня изучать, называется “В гости к мастеру”. Откройте наши учебники на с. 85. И как благословение к её изучению мы сразу же видим рисунок старой иконы, которая называется “Звенигородский Спас”, написанной Андреем Рублёвым в XV веке. С ней и её создателем мы ещё сегодня встретимся. А сейчас давайте прочитаем текст учебника и узнаем, кого на Руси называли мастером.

Вывод (после прочитанного текста делают учащиеся). Человека, чьё ремесло и изделия превращались в произведение искусства, называют мастером.

2.Символы древнерусской живописи.

а) Причины распространения икон.

Странные застывшие лица, вернее лики с выразительными глазами, смотрят на нас с икон, проникая прямо в душу. А знаете ли вы, что называется иконой?

(Ответы учеников)

На Древней Руси было много лесов. Это сегодня от них мало что осталось. Вот и на этом самом месте, где стоит наша школа, раньше был лес. И первый Кремль в Москве был деревянный, как и всё, что строили на Руси. И церкви были деревянными. И украшали их с помощью дерева - на деревянных досках писали яркие картины. Их называли иконами. Икона – это картина, изображающая святых и эпизоды из Библии. “Икона” в переводе с греческого обозначает “образ”, “изображение”. На Руси иконы так и называли - “образа”.

Иконы возникли до зарождения древнерусской культуры в Византии и получили широкое распространение во всех православных странах. Там храмы в основном строили из камня. Каменные стены штукатурили и украшали наравне с иконами, мозаиками и фресками (картинами, написанными по сырой штукатурке), скульптурными изображениями святых.

Русская православная церковь возражала против скульптур в храмах, т.к. боялась нового идолопоклонничества (ведь раньше славяне-язычники поклонялись идолам), поэтому иконопись нигде не достигла такого развития, как на Руси. Церкви у нас были в основном деревянными. Своим удобством размещения в храме, яркостью, прочностью красок иконы, написанные на досках, как нельзя лучше подходили для убранства русских деревянных церквей.

б) Символ иконы. Символ христианства.

Властно приковывая к себе взоры молящихся, иконы превращали даже самую бедную церквушку в сказочную сокровищницу красоты и покоя. Когда перед иконой зажигали свечи, то яркие краски начинали сиять, переливаться. Это было очень красиво и не похоже на всё остальное, окружавшее людей в их обычной непростой жизни, что им казалось: они чувствуют присутствие Бога. Если присмотреться к иконам, которые вы видите на доске и в учебнике, то можно увидеть общее, что изображается без исключения на всех иконах, является символом иконы - это нимб, сияющий круг вокруг голов святых. Нимб символизирует святость. А знаете ли вы основной символ христианства?

(Крест - напоминает о мученической смерти распятого Христа)

в) Отношение к иконам на Руси.

В древности к иконе как к предмету поклонения относились с большим уважением. Икона считалась самым лучшим и ценным подарком. В старину иконы были в каждом доме, на почётном месте - в красном углу - висели образа. Пред ними горела лампада. Иконы устанавливали у развилок дорог, у колодцев, вывешивали на воротах, при въезде в город. Над проездной аркой Спасской башни Московского Кремля до сих пор есть белокаменная ниша. Где висела когда-то икона Спасителя, давшая башне название.

г) Создание иконы.

Иконы писали на деревянных досках. Работа эта была чрезвычайно сложной и трудоёмкой. Первым к ней приступал плотник.

Из всех пород дерева предпочитали липу и сосну – в них меньше всего сучков. Приготовленную доску высушивали долго, даже несколько лет. Затем плотник тщательно выглаживал её поверхность топором. Завершив свою работу, плотник передавал доску иконописцу-мастеру, писавшему иконы. Их не рисуют, а пишут. Тот наклеивал холстину (паволоку) на доску, защищавшую живопись от трещин на дереве. Поверх паволоки накладывал грунт из рыбьего клея, смешанного с толченым мелом. Эту массу несколькими слоями наносил на паволоку (холстину) и затем полировал до блеска пемзой, медвежьим зубом.

Краски иконописцы делали сами. Это сегодня художник может пойти в магазин и купить краску любого цвета. А в Древней Руси таких магазинов не было. Как вы думаете из чего делали краски? (Ответы учеников)

Для красок использовали травы, цветы, а ещё полудрагоценные камни. Из них делали порошок, а чтобы краска не была сухой и хорошо держалась на иконе, порошок смешивали с водой или квасом с добавлением яичного желтка. Он как клей. Если кто-то из вас помогал мамам замешивать тесто, то видели, что в него добавляют яйцо. Яичный желток всё скрепляет, склеивает. Недаром при строительстве домов из кирпичей раньше в раствор добавляли яйца, поэтому старые постройки такие крепкие. Так вот, такая краска, с добавлением яиц, называется темпера. Ею писали иконы.

В древнерусской живописи поражает цвет - яркий, чистый, звучный. Каждый цвет имел определённое значение. Зелёный – признак юности, цветения. Недаром говорят “Молодо-зелено”. Голубой – цвет неба, места обитания Бога и ангелов. Белый - олицетворяет святость, нравственную чистоту. Тёмно – малиновый – цвет мудрости. Красный (багряный)- цвет жизни, мученичества, цвет крови Христа. Золотой – божественный цвет, им окрашивали нимбы, фон икон.

А что изображали на иконах? Мог быть изображён бог Зевс, богиня Афина? А бог Перун?

(Ответы учеников. Иконы писали только на сюжеты из Библии.)

Писание икон считалось богоугодным делом. Настоящий иконописец должен быть праведником, личностью незаурядной - иметь талант художника, знания богослова. Не могли стать иконописцем женщина, а также человек другой веры. На Руси к иконописцам относились с большим почтением. Перед началом работы над иконой художник постился, накануне ходил в баню, облачался в чистую рубаху. Приступая к работе, иконописец возносил молитву Богу, испрашивая у него благодати за труды свои.

д) Тайна древних икон.

Так вот, готовую, написанную икону сверху покрывали густым веществом, сваренным из льняного масла. После того, как иконописец покрывал икону олифой, краски начинали сиять, блестеть, особенно, особенно когда перед ней зажигали свечи. Но! Вот тут будьте особенно внимательны.

Через 80 лет, когда художника уже не было в живых, олифа темнела, икона становилась тёмной, некрасивой, почти чёрной, и уже нельзя было разобрать, что на ней изображено. Другой художник брал эту почерневшую икону и сверху писал новую, не обращая внимания на то, что было изображено на ней ранее. Написав икону, он покрывал её олифой, чтобы краски ярче сияли, и через 80 лет… что происходило? Да, она темнела. И так продолжалось много лет. И часто, увидев на чердаке почерневшие доски, на них не обращали внимания, потому что поверх гениального творения могло быть написано что-то посредственное, потому что не все художники- иконописцы были гениями. И так продолжалось из века в век. Пока однажды не случилось чудо.

Кто-то из учёных, разбиравших старые, почерневшие иконы, случайно ударил обо что-то острое. От тёмной доски отлетел кусочек верхнего слоя, а в образовавшемся окошке мелькнули яркие краски. Учёный, затаив дыхание, осторожно отколупнул соседний кусочек.… Потом ещё и ещё. Из-под верхнего тёмного, некрасивого слоя стала появляться живопись необычайной красоты. Яркая, нарядная, будто только что созданная. Будто и не хранилась она несколько веков под тёмными слоями других изображений.

Так была открыта тайна старых икон. Вот и те иконы, что мы сейчас увидим, получили второе рождение, т.е. были расчищены и восстановлены (реставрированы).

(Показ репродукции расчищенной иконы “Борис и Глеб” до и после реставрации)

Возрождению икон, т.е. второму рождению посвятил своё стихотворение А.С.Пушкин. Оно так и называется “Возрождение”. (Наизусть читает ученик)

Художник-варвар кистью сонной

Картину гения чернит.

И свой рисунок беззаконный

Над ней бессмысленно чертит.

Но краски чуждые с летами

Спадают ветхой чешуёй;

Созданье гения пред нами

Выходит с прежней красотой.

III. Русские мастера иконописи. Экскурсии по иконам.

(Просмотр с помощью компьютера экскурсий с диска “Великие шедевры живописи”).

1.“Владимирская Богоматерь”

Самой почитаемой иконой на Руси была “Владимирская Богоматерь”. В каждой церкви есть изображение Богоматери. Но самой знаменитой из них является та икона, что мы сейчас видим. Автор, создавший эту красоту, неизвестен, т.к. иконы не подписываются мастерами в отличие от картин, ведь написаны они во славу Божию, а не во славу иконописца.

(Экскурсия по иконе “Владимирская Богоматерь”)

2.Русские мастера иконописи.

Иконописное искусство прославили и древнерусские мастера. (Список на доске: Феофан Грек, Даниил Чёрный, Прохор с Городца, Андрей Рублёв, Дионисий, Симеон Ушаков.)

Самым известным из них мастером является Андрей Рублёв, но почему же он не первый в списке? (Ответы учеников)

Это потому, что издавна на Руси в почёте были люди старшего возраста, пожилые. А все мастера, стоявшие перед Рублёвым в списке, были старше его. Это известно из летописей.

Самое раннее известие об А.Рублёве было записано в Троицкой летописи, составленной в Москве и доведённой до 1408 года. Летопись эта сгорела в 1812 году, но сохранилась в копиях. А что произошло в Москве в 1812 году? С кем вела войну Россия? (Ответы детей)

Так вот, летописец, современник Андрея Рублёва, сообщает под 1405 годом: “…Тое же весны наши расписывали церковь каменную Святое Благовещение на князя Великого дворе.…А мастера бяху Феофан иконописцы Гречин да Прохор старец с Городца, да чернец Андрей Рублёв, да того же лета и кончашаю.” Из этой же летописи мы узнаём о работе Андрея Рублёва во Владимирском Успенском соборе в 1408 году: “ Того же лета мая в 25 наши расписывали церковь каменную великую соборную Святая Богородица, иже во Владимире, повеление князя великого, а мастера Данило иконописцы, да Андрей Рублев”.

а) Феофан Грек.

Первым в списке мастеров-иконописцев стоит Феофан Грек. Сейчас мы посмотрим экскурсию по иконе “Богоматерь Донская”, созданной Феофаном Греком, посмотрим на его фрески.

(Экскурсия по иконе Феофана Грека “Богоматерь Донская”)

б) Андрей Рублёв.

С иконой, написанной А.Рублёвым, мы встречались в начале урока, - это “Звенигородский Спас”, а самая известная его икона – “Троица”, на развороте учебника вы можете её увидеть. А сейчас совершим экскурсию по этой иконе.

(Экскурсия по иконе А.Рублёва “Троица”)

IV. Третьяковская галерея. Разгадывание кроссворда (закрепление).

Многие иконы, которые вы сегодня видели, хранятся в музеях, в выставочных залах. Сейчас мы разгадаем кроссворд и узнаем, как в народе называется самая известная галерея России, которая находится в Москве.<Рисунок 1>

1.Сияющий круг вокруг голов святых изображённых на иконах. (Нимб)

2.Разговор человека с Богом. (Молитва)

3.Важнейший символ христианства. (Крест)

4.Картина, написанная по сырой штукатурке. (Фреска)

5.Краска из природных красителей, смешанная с яичным желтком. (Темпера)

6.Главная часть храма, вход в неё разрешён только священникам. (Алтарь)

7.Титул Дмитрия Донского, Владимира Мономаха. (Князь)

8.Стена из икон, закрывающая алтарь. (Иконостас)

10.Холстина, которой покрывали доску для написания иконы. (Паволока)

11.Картина на сосновой или липовой доске, изображающая святых и эпизоды из Библии. (Икона)

12.Льняное масло, которым покрывали готовую икону. (Олифа)

В выделенном столбике мы можем прочитать “Третьяковка”. Так называют Третьяковскую галерею, которая носит имя Павла Михайловича Третьякова. Он не был художником, он был предпринимателем, очень богатым человеком. И очень любил живопись. Он покупал картины у художников, иногда неизвестных, и часто эти деньги спасали их от голода, давали им возможность продолжать работу. Третьяков покупал картины по своему вкусу. И вкус у него оказался безупречным. Потому что неизвестных в его время художников, чьи картины покупал Третьяков, мы сегодня называем гениями, они признаны как великие художники. Третьяков собрал такую большую коллекцию картин, что потребовалось специальное здание- галерея. И по завещанию П.М.Третьякова после его смерти галерея перешла городу Москве. Это подарок всем русским людям. Так много можно сделать для сохранения искусства и не будучи ни художником, ни скульптором, ни артистом. В Третьяковской галерее целый зал отдан под иконы, перед многими из них каждый день стоят свежие живые цветы.

V. Итог

Сегодня мы заглянули в прекрасный мир древнерусского искусства- в мир иконописи. Создавали их мастера, которые мечтали написать такие иконы, что заставляли бы людей остановиться в своей ярости и ненависти, помолчать, почувствовать радость мира и согласия, вспомнить Бога. Понять, как важен, как бесценен каждый человек. Как надо каждого человека беречь и любить. Иконописцы своим искусством призывали и призывают к миру и согласию. И как приятно сознавать, что именно школа русской иконописи достигла самых больших высот в мире. Только русские мастера смогли ремесло иконописи возвести в ранг одного из самого почитаемых и высокоценных жанров живописи. Мы можем гордиться тем, что тоже являемся русскими людьми, живём в великой России. Не оскудеет земля русская талантливыми людьми. На смену древним мастерам придут новые, молодые, так же любящие свою Родину, свой народ и мечтающие о славе её. Вот и вы, нынешние художники, вырастите достойной сменой своим предкам и будете своим мастерством на своих рабочих местах преумножать богатство и славу нашей великой России.

Рисунок 1

Литература

1. Библия: Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. - М.: Издание Московской Патриархии, 1990.

2. Анисимов А.И. Владимирская икона Божией Матери. Прага, 1928;

3. Кочетков И. А. ДРЕВНИЕ КОПИИ ИКОНЫ «БОГОМАТЕРЬ ВЛАДИМИРСКАЯ» Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2003. № 3

4. Языкова И.К. Богословие Иконы.

5. Лихачев Н.П. Материалы для русского иконописания

6. Кондаков Н.П. Иконография Богоматери

7. Лазарев В.Н. Этюды по иконографии 1967г.

8. Лазарев В.Н. Византийская живопись и древнерусское искусство.

9. Этингоф О.Е. Образ Богоматери.

10. Иосиф Вельперт. Живопись катакомб Рима.

11. Успенский Л.А. Богословие Иконы Православной церкви.

12. Кочетков В.А. Древние копии иконы «Богоматерь Владимирская»

13. Прот. Прилупов. В. История апостольского века.

14. Шестун Г. Православная педагогика. 4е Изд. Про-пресс, 2010.

15. свящ. Лоргус А., Войнова А. Иконография.

16. Ионина Н. Православные святыни. Артефакт-пресс, 2006г.

17. Смольникова Е.И., иерей Левшенко Б., Я иду на урок в воскресную школу. 2008г.

18. Сурова Л.В. Мироведение. Клин, 2004г.

19. Верниковская Л.Ф. Уроки для воскресной школы. Минск.2007

20. Антонова В.И. Каталог древнерусской живописи. Москва.1963г. Том 1.

21. Книга о Пресвятой Богородице. Москва.2002.

22. Давыдова Л.П. К иконографии Богоматери Владимирской в 17 веке. Ярославль,2006.

23. Свят.Феофан Затворник. О древних иконах и древнем подлиннике. Душеполезное чтение.1868г.

24. Свят. Иоанн Златоуст. Слово о воспитании. Полное собр. сочинений т.12, кн.2. Москва 2004.

25. Архиеп. Таушев А. Четвероевангелие. Апостол: руководство к изучению Священного писания и Нового Завета. Москва. ПСТГУ.2005.

26. Архим.Христофор. Древнехристианская иконография. Православное обозрение. 1886г.

Полхов - майданская роспись значительно моложе хохломской и Городецкой - ее особенности сложились в 20-х г. ХХ в.

Основные сюжеты узоров - изображения птиц, животных, сельских пейзажей, архитектурных памятников.

Перед росписью поверхность изделия, как правило, шлифуют и грунтуют крахмальным клейстером.

Затем черной тушью ученической ручкой с пером N 11-13, которое в зависимости от нажима делает линию разной толщины, наносят четкий контур рисунка.

Можно расписывать изделие сразу кистями, свободно, без предварительного нанесения рисунка.

Полхов - майданскую роспись выполняют только анилиновыми красками, разведенными горячей водой температурой 70 – 80* С (6 - 8 г краски на 1 л воды).

Для усиления яркости красок в раствор можно добавить несколько капель спирта. Краски наносят в определенном порядке: сначала, например, желтую, ее перекрывают алой и получают ярко-красный цвет, если же перекрыть синей - получится ярко-зеленый цвет. Расписанные изделия сушат 8-12 часов при комнатной температуре, затем дважды лакируют лаком ПA - 231 или ПA - 283 с промежуточной и окончательной сушкой в течение 10-12 часов.

Роспись гуашью

Поверхность изделия тщательно подготавливают, шлифуют, грунтуют и окончательно зачищают шкуркой. Гуашевые краски разводят 3 - 5%-ным раствором столярного клея. Наносят их мягкими беличьими или колонковыми кисточками, фон пишут широкой щетинной кистью.После росписи изделие сушат 2 - 3 часа при комнатной температуре и лакируют нитролаками НЦ-221, НЦ-316.

Список литературы.

1.В.Вишневская. Русские художественные промыслы. - М., 1981.

2. Н.П.Костерин. Учебное рисование. - 2-е изд. - М., 1984. - С.101, 103.

3. В.С.Кузин. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 кл.: Пособие для учителя. - 2-е изд. - М., 1983. - С.11, 141.

4. Б.М.Нелинский., Н.Н.Фомина и др. Изобразительное искусство и художественный труд: Книга для учителя. - М., 1991. - С.82.

5. Е.Осетров. Краса ненаглядная. - М., 1985. - С.15.

6. Е.Н.Степанов, И.Ф.Горелик и др. Создание системы дифференцированного обучения и воспитания учащихся: Научно-методическое пособие. - Псков, 1998. - С.30.


Цветастый платок повязан по-старинному, из-под него выбивается на лбу седая прядь, а синие глаза сверкают в отблесках пламени печи-голландки. Римма Васильевна, жительница нижегородского села Полховский Майдан, готовит воскресный обед. Поставив на стол глиняный котелок с дымящимся супом, пожилая женщина раздумчиво спрашивает: «Матрешкой живу почти пятьдесят лет, что же именно вам рассказать?»

И сама Римма Васильевна, и убранство ее деревянной избы, как и все село, воплощают традиционный русский колорит. Полховский Майдан - одно из нескольких сел в нашей стране, существующих исключительно изготовлением матрешки. В каждой семье здесь точат, красят, лачат, отвозят готовых кукол на московские рынки или продают перекупщикам в Нижнем Новгороде. Трудолюбивые майданы (так называют себя сельчане) работают каждый день, кроме больших церковных праздников; лишь у нескольких семей есть огороды или домашний скот. В промтоварном магазине упаковки с гуашью и художественные кисти теснят мыло и зубную пасту.

Полховский Майдан стал одним из первых сел, где производство матрешки превратилось в масштабный промысел.

Уклад жизни в нижегородском селе матрешечников Полх-Майдан мало изменился за последнюю сотню лет.

Просторная горница Риммы Васильевны, где по стенам развешаны старомодные ковры с оленями, забита объемными сумками с матрешками разных размеров. Каждая кукла упакована в отдельный мешок - чтобы при перевозке не повредился рисунок. По вторникам Римма Васильевна и еще несколько ее односельчан грузят матрешек в автобус и по ночной дороге отправляются в Москву, на Измайловский вернисаж, где ранним утром среды начинается торговля.

Продавать в Измайлове - иностранцам и перекупщикам из других регионов - майданы ездят уже 20 лет. Такой уклад жизни сложился, когда после перестройки местная матрешечная фабрика работать перестала. Матрешечники к нему привыкли, но все понимают: долго так продолжаться не будет, скоро жизнь изменится.

Ненаучные корни матрешки. Полховский Майдан интересен прежде всего тем, что стал одним из первых сел, где производство матрешки превратилось в масштабный промысел. История Полх-Майдана - это история самой матрешки. В 1920-е годы местные мастера-токари, работавшие по дереву, - с XVIII века здесь делали деревянную посуду и игрушки - узнали о прибыльной идее из соседнего села Семенова: там разукрашенная кукла-укладка уже была поставлена на поток.


Свою любимую корову Анна уже продала.

Семеновские токари, в свою очередь, привезли первую куклу из Сергиева Посада. В подмосковном городе статус матрешки был совершенно иной. Кукла была не просто детской игрушкой - новым направлением в искусстве, в котором экспериментировали художники, мечтавшие на рубеже XIX-XX веков возродить национальные традиции. Расписывать матрешку пробовали Врубель, Рерих и Васнецов. Теперь эти работы хранятся в Художественно-педагогическом музее игрушки в Сергиевом Посаде. Но кто был автором первой матрешки - пока не может точно определить ни один искусствовед.

Некоторые версии о происхождении матрешки современные ученые и вовсе относят к мифам и легендам. Согласно самой правдоподобной из версий, матрешка была придумана по заказу московского мецената и коллекционера Анатолия Мамонтова, владельца художественной мастерской игрушек «Детское воспитание». Считается, что в 1896 году в одной из поездок в Европу, Мамонтов купил традиционную японскую куклу-укладку для своей коллекции и попросил художника Сергея Малютина сделать нечто подобное, только на русский манер. «Но чертежей или набросков работы Малютина не сохранилось, и уверенно утверждать его авторство мы не можем», - пояснила искусствовед и исследователь русской народной игрушки, директор Новгородского отделения Союза художников России Наталья Квач.


Анна Саянова также, как и ее мать в 1930-е годы, живет продажей матрешки и расписной посуды, готовит еду в русской печке и встает засветло, чтобы успеть помолиться.

Так или иначе, матрешка попала в Полх-Майдан. И здесь, как и в нескольких других селах Нижегородской губернии, начался период ее расцвета в 1920-1930-е годы. Потомственные токари, мужчины-полховцы быстро делали так называемое белье - вытачивали кукол из липы, - а женщины научились раскрашивать игрушки по московским образцам, позднее выработав свой собственный - полхов-майданский - стиль. В те времена, когда все игрушки были деревянными, матрешка быстро стала популярной: за одну цену можно было купить сразу пять или семь куколок. В 1930 году в Полховском Майдане была основана артель «Красная Заря» - теперь матрешкой торговали не отдельно, каждой семьей, а централизованно, всем селом. 90-летняя Мария Петровна Саянова, одна из немногих полховских старожилов, вспоминает: в 13 лет, как почти все местные дети, бросила школу и устроилась работать в артель. «Сначала помогала сестре с наводкой (наводка - контуры рисунка на матрешке, наносятся карандашом или чернилами), потом сама стала лучше сестры красить», - рассказывает Мария Петровна (мы разговариваем в заваленной современными матрешками комнате ее дочери Анны).

В советское время матрешек продолжали производить в артели, но, несмотря на запреты, индивидуальное предпринимательство в Полховском Майдане не исчезло. На поездах и с мешками, полными матрешек, майданы путешествовали по всей стране. И почти везде на деревянных кукол был спрос, который окупал штрафы и аресты милиции. Как ни удивительно, именно эта, купленная с рук на рынке, а не фабричная матрешка из нижегородского села, стала, наравне с семеновской, символом России. Полх-майданскую матрешку всегда отличали яркость и простота исполнения. «Я помню, как в 1970 году с огромными рюкзаками за плечами мы с подругой приехали в Таллин, - вспоминает Римма Васильевна. - В семь утра мы приходили на рынок, и к полудню у нас раскупали все. Обычно милицию мы избегали, но однажды наши мешки с куклами сожгли. Случай был ужасно неприятный, конечно, но нас это все равно не останавливало».

Матрешка оставалась неизменно популярной вплоть до 1980-х, когда деревянную игрушку начали понемногу вытеснять пластмассовые и резиновые. После перестройки матрешка поднялась на новой волне популярности за счет заграничного спроса.


Работники артели по производству матрешек «Красная заря», фотография 1936-го или 1937 года. На девушках традиционные сарафаны «китайки», которые и сегодня можно встретить в Полховском Майдане на праздничных гуляниях.

Сегодня в сельском колорите Полх-Майдана начали появляться черты современного города. Вместе со сваленными бревнами липы - только липа достаточна мягка для быстрой обработки - рядом со многими домами в селе стоят приличные иномарки. На крышах самих домов, некоторые из которых двухэтажные, громоздятся спутниковые тарелки. На кухне Риммы Васильевны с глиняной голландской печкой соседствует мультиварка. В целом, на фоне других российских сел и деревень, жизнь майданов можно назвать хорошей. Смешанная с сельской суеверностью, здесь царит атмосфера предприимчивости и деловитости, обычно несвойственная для нашей деревни. Ровная и широкая дорога, проложенная на главной улице, доказывает это лучше всего.

Новое поколение матрешечников - те, кому сейчас от 35 до 60, - совмещает советское планирование и контроль с американской открытостью к новым направлениям в бизнесе - это слово здесь начали использовать в последние годы. Чтобы не конкурировать друг с другом, каждая семья в селе занимает узкую нишу в матрешечном промысле. На одном дворе здесь делают метровых 50-местных матрешек по индивидуальным заказам, на другом - матрешки-магниты и подставки под зубочистки для продажи мелким оптовикам, на третьем - точат матрешек-негритят для ИКЕA и других мебельных компаний. Некоторые майданы занимаются только бельем - вытачивают нераскрашенные полуфабрикаты и продают в другие семьи для доработки.

Местный депутат - настоящая русская женщина Анна Саянова - делает традиционных матрешек в стиле, который искусствоведы называют а-ля рус. Двое ее сыновей - сейчас им 25 и 30 лет - точат белье в мастерской во дворе, Анна с невесткой гуашью наносят рисунок и покрывают его лаком. Как и другие депутаты, помимо основной работы Саянова отвечает за «порядок» на нескольких улицах села. Узнав, что где-то назревает развод или разлад среди родственников, Анна приходит туда «беседовать». Матрешка - семейное дело; если человек остается один, в Полх-Майдане это считают трагедией.


Михаил Масягин точит «белье».

Зарабатывать на жизнь чем-то еще, кроме матрешки, майданы не привыкли. Взрослых людей с образованием выше школьного во всем селе наберется не больше десятка. Среди них - 75-летняя библиотекарь сельской школы. Проработав в Полх-Майдане почти 50 лет и выйдя на пенсию, Тамара Александровна так и не привыкла к тому, что сельчане ничего не читают.


Мал мала меньше - это про многоместную матрешку. Двор токаря Виктора Безрукова.

Анна Саянова, познакомившая меня с библиотекарем, признается, что хочет, чтобы ее маленькие внуки получили образование и перестали заниматься «этим тяжким трудом». По словам Анны, денег матрешка приносит все меньше и меньше, а времени и труда на ее изготовление уходит по-прежнему много. Между тем, в доме Анны любовь к матрешке заметна буквально с порога. Квадратный двор покрыт липовыми опилками, на них с комфортом устроился дворовый пес. На лестнице в сенях засохли пятна гуаши, на полу разбросаны бракованные детали матрешек и уже не пригодные для работы кисти. На холодильнике в горнице выстроились раскрашенные под матрешек деревянные бутылки для кагора, а на полке у изголовья кровати Саянова хранит самых ценных - коллекционных, наилучших - кукол. Их она покупает у других матрешечников из Кирова и Архангельска на Измайловском вернисаже, чтобы потом оттачивать по образцам свое мастерство.


Ребята дерут лыко с липовых стволов. Начало лета - самый сезон для таких работ.

Матрешечное изобилие уже поражает, но хозяйка не останавливается: Анна достает из кармана ключ и ведет меня к запертой комнате. Натыкаясь на что-то, дверь застревает, но в конце концов неохотно поддается, и мне открывается матрешечная страна. «Это мое кукольное логово», - смеется Саянова.


Роспись Ирины Лухмановой, одной из лучших мастериц села Полх-Майдан, отличается не только качеством, но и оригинальностью.

Полки, диван, кресла и стулья, расположенные по периметру комнаты, - все занято матрешками, которые явно не умещаются в тесном пространстве. Не поместившиеся кучами свалены на полу, периодически какая-нибудь непослушная куколка перекатывается от одной кучи к другой. Посередине комнаты стоит стол, на нем - в ряд выстроены свежепокрашенные куклы: им сохнуть не меньше двух дней.


Токарь Валерий Сентюрев заготавливает древесину для матрешек.

Пробираюсь через матрешечный лабиринт на цыпочках, чтобы добраться до свободного уголка дивана. С верхней полки шкафа в сантиметре от моей головы падает толстая матрешка. Хозяйка поднимает ее со словами: «Смотри, какая красивая, я никому ее не продам!».

На раскраску матрешек женщины Полховского Майдана тратят больше времени, чем их мужья на вытачивание куколок. Сначала белье покрывают слоем крахмалистого клея, который хорошо удерживает гуашь. Потом наносятся контуры рисунка, первым расписывается лицо куклы. Остальную часть матрешки здешние мастерицы раскрашивают быстро, по отработанной схеме. Разный фон головы и туловища, крупные цветы или ягоды на переднике и отдельные мазки кисточкой, горошины или завитушки на платке. Получается яркая кукла а-ля рус. В прошлом полх-майданских матрешек отличали темные завитки кудрявых волос и цветы с четырьмя лепестками. Теперь эти черты ушли, а из характерных признаков осталась только глубина цвета, которая достигается послойным нанесением краски. Так, чтобы нарисовать зеленые цветы, Анна Саянова делает их синими и сразу же покрывает желтым.

Времени на художественную роспись кукол у майданов обычно нет - заказчики из Нижнего Новгорода и Москвы требуют высокой производительности. Работы нескольких талантливых мастериц, которые предпочитают более тонкую роспись, стоят в три-пять раз дороже, но торговать ими невыгодно из-за низкой окупаемости. «Ценители искусной и дорогой работы встречаются редко, обычно людям нужен просто сувенир, - говорит Анна. - Зато токари у нас самые искусные». И приглашает меня к своему брату - Валерию Сентюреву, который считается одним из лучших мастеров в селе.

В доме у Валерия Сентюрева или, «по-улишному», Рыжова - здесь у каждого жителя есть неофициальная вторая фамилия, - раскрашивают маленьких кукол жена и 18-летняя дочь. Мария учится на заочном отделении в одном из нижегородских институтов и заниматься матрешкой после учебы не планирует. Валерий проводит меня в мастерскую, через задний двор, где расположена конюшня. Сентюрев - единственный токарь в Полховском Майдане, кто ездит в лес за дровами по старинке - на лошади. Другие семьи делают это на машинах или покупают уже готовые бревна у перекупщиков. В мастерской на станке Валерий меньше чем за минуту вытачивает 10-сантиметровую куколку (здесь, когда делают матрешку, начинают с самых маленьких). Признаками мастерства считаются тонкие стенки и гладко отполированное нутро игрушки.

Сейчас у Валерия Сентюрева есть наемный работник, и дела идут неплохо, но в будущее он смотрит без оптимизма. «Я считаю, что промысел умирает, становится невыгодным, - говорит Валерий. - Сейчас пластмассовые игрушки стали дешевле и интереснее, матрешки детям не нужны, и с каждым годом покупателей все меньше. Покупка сувениров сейчас тоже идет на спад - в других странах уже пресытились нашей матрешкой. Я не хочу, чтобы моя дочь занималась этим всю жизнь, хорошо, что она поступила в институт».


Современная продукция села Полх-Майдан.

Увы, большинство взрослых жителей Полх-Майдана разделяют мнение Валерия. Спрос на деревянную игрушку падает, и матрешка становится тем, чем и была изначально, - раритетным предметом искусства. «Сейчас городская культура по всему миру вытесняет сельскую, - говорит искусствовед Наталья Квач. - Это происходит не только с матрешкой, и с этим нельзя ничего поделать. Народные промыслы потихоньку вымирают и становятся дорогим увлечением». В средней школе Полховского Майдана, куда я зашла в конце своей поездки, ребята помладше на вопрос, кем собираются стать, радостно отвечают, что хотят точить и раскрашивать кукол, но подростки, напротив, настроены уезжать из села в города или же основывать здесь другой, более прибыльный бизнес. «Почти все наши дети сейчас поступают в вузы или техникумы, - говорит местный учитель математики. - Мы настаиваем, чтобы они учились». Несмотря на теплый прием, из Полховского Майдана я уезжаю с грустью: печально осознавать, что уже через 10-15 лет культура матрешечников исчезнет навсегда, а это маленькое самобытное село превратится в очередной безликий поселок.

P.S. На Измайловском вернисаже в холодный майский день я пробираюсь через ряды павлопосадских платков, томской бересты и калининградского янтаря к прилавкам матрешечников. Торговля здесь идет бойко, несмот-ря на совсем не майский холод и выпавший неожиданно снег. Уже различая семеновских и кировских матрешек, я останавливаюсь перед рядами полх-майданских, чтобы посмотреть, как торгуют знакомые.

Стандартных поговорок, про которые рассказывали в селе, не слышно: неулыбчивые продавщицы молчат, недовольно отряхивая товар от снега. За три минуты майданские матрешки-пятерки (с пятью куколками) покупают индиец и англичанин. Вот мимо меня проходят несколько китайских туристов и один из них спрашивает по-английски: «Какая матрешка самая русская, можете нам помочь?». Я знаю, что роспись семеновских мастериц искуснее, но мне хочется помочь знакомым: «Там, яркие, с большими цветами», - отвечаю я, а в голове мелькает: хотя матрешечный промысел и обречен, придумали матрешку точно не зря.

Постояв еще немного, иду к выходу, последний раз взглянув на мокрый от быстро тающего - майского все-таки - снега листок, прикнопленный к прилавку. На нем читаю: From Russia with love - «Из России - с любовью».

Текст: Анастасия Мазнева, фотографии: Марина Маковецкая