Политическая экспертиза и gr стратегии. Нужен ли Вам GR? Шесть шагов стратегического GR-планирования

В результате изучения материала данной главы студент должен:

знать

  • организационную структуру;
  • функции подразделения по связям с органами государственной власти и консалтингового агентства, представляющих собой два разных вида технологических субъектов GR;

уметь

  • выявлять роль и место консалтингового агентства в диалоге бизнеса и власти;
  • определять особенности GR-консультирования;

владеть

Основными правилами поведения такого важного звена в отрасли отношений с органами государственной власти как GR-консалтинговое агентство .

Субъектами GR могут выступать как заказчики (инициаторы), так и исполнители GR-деятельности. Об этом подробно говорится в первой главе данного учебника. Инициаторы GR являются базисными , а исполнители – технологическими субъектами GR. В свою очередь, среди технологических субъектов GR следует выделять GR-департаменты и профессиональные GR-компании (консалтинговые или GR-агентства). В работе этих двух видов технологических субъектов имеются свои особенности, которые и будут рассмотрены ниже.

GR-департамент. Организационная структура и функции

В современной России, по оценкам Центра по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти (сентябрь 2012 г.), существует около 200 компаний, где созданы подразделения но работе с органами власти (первые такие подразделения начали появляться в России в начале 2000-х гг.) Типовой департамент по GR в России состоит из пяти человек, а средний заработный фонд в пересчете на одного человека/месяц – 7000 долл. США .

Размер и тип организации влияют на объем функций, роль и структуру GR-подразделения в каждом конкретном случае. Небольшие по размерам фирмы, в отличие от крупных компаний, действуют на незначительной территории, номенклатура их товаров и услуг ограничена, пресса и власть не проявляет к ним особого интереса. Следовательно, потребность в GR-деятельности незначительна, нет надобности привлекать GR-спсциалистов к выработке стратегических решений. Крупные компании обязательно имеют специальные подразделения по связям с органами государственной власти. Крупнейшие корпорации, как правило, прибегают к услугам специализированных фирм и GR-агентств.

По данным современных исследований хорошо развиты GR-департа- менты в отраслях с преобладанием иностранных инвесторов и повышенной государственной регуляторикой, таких как табачная, пивная, автомобилестроительная, фармацевтическая, нефтегазовая, металлургическая и телекоммуникационная отрасли. Востребованы в компаниях, зависящих от контролирующих и разрешающих органов, в частности когда требуются регулярные продления лицензий на право ведения деятельности компании, сертификатов в компаниях, желающих получать ресурсы (разрешения) государства (на площадки под застройку, вывоз ресурсов, контролируемых государством, и т.д.), а также в компаниях, которые:

  • являются градообразующими;
  • хотят быть поставщиком для государства и государственных органов;
  • считаются наиболее богатыми в регионах;
  • владеют долей государственной собственности;
  • являются участниками рынка, чья деятельность связана с получением международных квот.

Примеры из практики (из опыта Северо-Запада)

В частности, в Санкт-Петербурге, но мнению экспертов, наиболее развиты отношения с органами управления в строительной, медицинской, автомобилестроительной, алкогольной, табачной, транспортной, фармацевтической, телекоммуникационной и машиностроительной отраслях. Однако следует отметить принципиально различную степень открытости GR и лоббизма в этих сферах. Так, предельно закрытым образом выстраиваются связи с органами власти в строительной сфере.

Автомобилестроительная отрасль в Санкт-Петербурге, напротив, отличается высокой степенью прозрачности и профессионализации GR. Автомобильный кластер представлен пятью заводами, и во всех GR составляет функционал специально выделенного сотрудника: ООО "Тойота Мотор Мануфэкчуринг Россия", ООО "Дженерал Моторз Авто" (руководитель направления по связям с органами государственной власти), ООО "Ниссан Мануфэкчуринг РУС" (директор по взаимодействию с правительством и государственными органами), ООО "Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус" (директор по внешним связям), ООО "Скания – Питер" (GR-директор).

GR-специалисты отрасли взаимодействуют с государственными органами по широкому спектру вопросов, связанных с деятельностью заводов: строительства, проектирования, энергетики, дорожной инфраструктуры, занимаются и проблемами государственного финансирования. Кроме того, направлениями регулярной работы является участие в проверках, инспекциях, протокольных мероприятиях. При этом применяется большой арсенал инструментов: звонки, письма, совещания, рабочие группы, конференции, создание коалиций и мобилизация общественного мнения, участие в общественных организациях (Санкт-Петербургской торговой палате, Американской торговой палате, Санкт-Петербургской международной бизнес-ассоциации). Помимо непосредственного взаимодействия с государством в обязанности GR-специалистов компаний автомобильной отрасли входят разработка стратегии, аналитика и, конечно, мониторинг нормативных правовых актов и разработка их проектов.

Несколько иная ситуация в другой сфере-лидере GR – табачной отрасли. С одной стороны, ситуация в отрасли определяется иностранными игроками: Philip Morris (ЗАО "Филип Моррис Ижора", Ленинградская область), British American Tobacco (ЗАО "Бритиш Американ Тобакко-СПб"), Japan Tobacco Inc. (ООО "Петро", ООО "Крес-Нева"). И лишь одна компания имеет "российскую прописку" – ЗАО "Нево Табак". С другой стороны, регулирование данной отрасли происходит в основном на федеральном уровне. Поэтому GR-департаменты находятся в Москве, а в Петербурге взаимодействие с местной властью в двух из трех зарубежных фирм передано отделам по корпоративным отношениям. Лишь JTI имеет специального управляющего по правительственным отношениям в Северо-Западном регионе РФ.

Подразделение (отдел, департамент) по связям с органами государственной власти GR является чаще всего структурным подразделением департамента по корпоративным отношениям (Corporate Affairs Department), который включает в себя также и другие подразделения (рис. 2.1):

  • отдел по связям с общественностью (PR );
  • отдел внутренних коммуникаций ();
  • отдел по связям с инвесторами (IR );
  • отдел по корпоративной социальной ответственности (CSR ).

Рис. 2.1. Структура департамента п о корпоративным отношениям

К ключевым функциям деятельности департамента по отношениям с органами власти относятся :

  • определение и анализ потребностей компании в сфере взаимодействия с органами государственной власти. В крупной компании взаимодействие с органами власти осуществляется на различном иерархическом, функциональном и региональном уровне. В то же время для руководства компании важным моментом является возможность иметь общий взгляд на происходящие в этой сфере процессы и потребности компании;
  • отслеживание деятельности органов государственной власти и прогнозирование их влияния на компанию;
  • координация выстраивания отношений компаний с органами государственной власти. Часто взаимодействие с органами власти осуществляют различные подразделения компании. При этом важным моментом признается координация общей направленности процесса взаимодействия единым центром, каким может являться департамент по отношениям с органами власти;
  • воздействие на органы государственной власти, корректировка, предложения о внесении изменений в блок экономического законодательства, регулирующего отношения государства и бизнеса. Ряд крупных и средних компаний осуществляет активное взаимодействие с органами власти, при этом оказывая на них определенное воздействие;
  • обеспечение преференций и государственных заказов для компаний. Последняя задача актуальна для компаний, рассматривающих государство как крупного покупателя своих товаров или услуг. Речь идет о компаниях, специфика бизнеса которых состоит в государственных заказах.

Более подробно организационная структура и функции департамента по связям с органами государственной власти представлены в материалах российского профессионального портала о лоббизме и GR , в учебном пособии под редакцией Л. В. Сморгунова и Л. Н. Тимофеевой .

Мнение специалиста

В работе GR-департаментов компаний в условиях глобализации рынков появляются новые вызовы.

Мы живем в период эпохальных сдвигов в экономическом и политическом ус тройстве мира. Мировая экономика становится более глобальной и интегрированной. Технологический прогресс в логистике, коммуникациях, глобальных компьютерных системах за последние два десятилетия достиг небывалых высот и позволил многим транснациональным компаниям нарастить свои обороты на всех континентах, а также создал условия для выхода на мировые рынке небольших компаний из разных стран мира.

Обороты и прибыльность некоторых корпораций превосходит ВВП многих стран. Особенно бурно происходит рост глобальных компаний в фармацевтической, автомобильной, табачной, нефтегазовой отраслях, ИТ-индустрии, авиастроении и ряде других отраслей. Однако дальнейшее развитие корпораций сдерживается рядом факторов.

Во-первых, после мирового финансового кризиса 2008 г. и замедления темпов экономического роста многие правительства столкнулись с большим дефицитом бюджета и подняли вопрос о месте уплаты налогов крупными местными и транснациональными компаниями. Существующее налоговое законодательство позволяет оптимизировать налоговую нагрузку компаний, работающих на разных рынках. В вопросе налогов интересы государства и компании расходятся. Цель компании – заработать как можно больше денежных средств, цель государства – собрать больше налогов.

В 2012 г. представители Бюджетного комитета парламента Великобритании обвинили американские компании Amazon , Google и Starbucks в том, что те на формально законных основаниях уклоняются от выплаты налогов в британский бюджет. По подсчетам члена парламента Великобритании от Консервативной партии Чарли Элфика, транснациональные компании недоплачивают в британскую казну миллиарды долларов. Один только Google в 2011 г. заработал в Британии 2,5 млрд фунтов стерлингов, а налогов за тот же год заплатил лишь на 3,4 млн фунтов, что составляет примерно 0,4% полученного дохода. При этом среднемировая ставка налога для Google составляет примерно 21%.

"Мы не обвиняем вас в нарушении законов. Мы обвиняем вас в безнравственности", – заявила председатель Бюджетного комитета Маргарет Ходж.

Волна расследований прокатилась по многим европейским странам. На уровне стран Большой двадцатки ведутся переговоры о том, как создать эффективные механизмы налогообложения, которые бы способствовали собираемости налогов и блокировали возможность ухода от налогов, но в то же время не тормозили развитие бизнеса.

Другая сложность, с которой сталкиваются компании, – отсталость существующего законодательства, как локального, так и глобального, сдерживающее инновационное развитие. Например, если посмотреть на телекоммуникационную сферу, то в настоящий момент она регулируется Регламентом международной электросвязи (РМЭ) с 1988 г., который является обязательным международным договором глобального уровня. Незначительное обновление было сделано только в конце 2012 г. Выходом из подобного тупика мог бы стать постоянный диалог бизнеса и правительств, а также межправительственные консультации на международном уровне с участием отраслевых ассоциаций для выработки оптимальных законодательных актов. Роль экспертов отрасли очень важна, именно они понимают, как будет развиваться отрасль, какое регулирование стоит выработать для успешного роста, а какие законодательные нормы просто невозможно претворить в жизнь.

Несмотря на глобализацию мировой экономики, очень остро стоит вопрос национальной безопасности, принятие единых мировых регуляторных стандартов снижает конкурентоспособность национальных продуктов, так как исчезают заградительные барьеры, а продукция транснациональных компаний становится более дешевой из-за больших объемов производства. После вхождения Крыма в марте 2014 г. в состав Российской Федерации страны ЕС, США, Каната и ряд других стран ввели экономические санкции против России. Фармацевтическая отрасль является одной из стратегически наиболее важных отраслей, если будут введены секторальные санкции и Россия не сможет закупать лекарственные средства за рубежом, то это может катастрофически сказаться на состоянии страны. Задача фармацевтических компаний и государства в России – создать такую регуляторную среду, которая бы содействовала и обеспечению национальной безопасности, и поддерживала отечественного производителя, и давала возможность честно конкурировать транснациональным компаниям, потому что отсутствие конкуренции пагубно сказывается на развитии экономики.

Регулирование табачной отрасли в мире представляет собой пример транслирования норм глобального законотворчества в локальные акты. Рамочная конвенция

Всемирной организации здравоохранения но борьбе против табака (РКБТ ВОЗ) была ратифицирована более, чем в 170 странах с 2003 г. Она носит рекомендательный характер и предлагает модель регулирования табачной отрасли. Россия была одной из последних стран, которая ратифицировала Конвенцию и приняла соответствующие законы. С 1 января 2013 г. вступил в силу Федеральный закон "О защите населения от последствий потребления табака" , один из самых жестких мировых законов, резко ограничивающий права курильщиков. Казалось бы, мотивы, побудившие принять такое регулирование, весьма благородны, но не слишком ли далеко заходит государство в управление жизнью своих граждан? Может быть, более правильным ответом была бы профилактика и популяризация здорового образа жизни, информирование населения о рисках, связанных со здоровьем, чтобы потребитель мог самостоятельно сделать свой выбор.

Как уже говорилось, государство должно отказаться от желания самостоятельно и всеобъемлюще регулировать все сферы экономической жизнедеятельности. В современном мире в основе развития отраслей должны находиться:

  • – современные законодательные нормативы, выработанные совместно бизнесом и властью при публичном обсуждении;
  • – технологические решения, профилактические механизмы;
  • – саморегулирование индустрии;
  • – возможность альтернативного выбора для потребителя.

Бизнесу необходимо проактивно выходить с инициативными предложениями к правительствам и регуляторам, развивать деловые и индустриальные объединения и ассоциации для выработки консолидированных индустриальных позиций, а также продвигать свои интересы как на национальных, так и мировых рынках. Внутри компаний данные функции возложены на Департамент по работе с государственными органами. Начиная с середины 2000-х гг. такие департаменты созданы или создаются практически во всех транснациональных и крупных национальных компаниях. Модель выстраивания новых взаимоотношений между государством и бизнесом находится на начальной стадии и будет бурно развиваться в ближайшее время.

Мария Кулахметова – руководитель отдела по работе с государственными организациями ООО "Майкрософт Рус".

Далее в главе будут представлены основные мотивы и правила поведения другого важного технологического субъекта GR – консалтингового агентства. Рассмотрим особенности GR-консультирования, типовые задачи, цикл и функции GR-консалтинга.

  • На основе анализа практического опыта работы О. Г. Румянцева. В 1990-е гг. автор третьего и четвертого параграфов сначала получил бесценный опыт как депутат федерального парламента в Верховном Совете РФ и Конституционной комиссии РФ; позже как государственный служащий аппарата комитета Государственной Думы ФС РФ и ответственный руководитель аппарата международной организации Союз Белоруссии и России; в 2000-е гг. – как участник топ-менеджмента ведущих компаний (ООО "Марс", "Шелл Эксплорейшн & Продакшн", ТНК-ВР). Это позволило с 2009 г. применять полученный опыт в работе своего GR-агентства. В период же с 1998 г. но настоящее время довелось принять участие в ряде бизнес-ассоциаций – от Консультативного совета по иностранным инвестициям при Председателе Правительства РФ и РСПП до AmCham

Government Relations (GR, взаимодействие с органами государственной власти). Работа GR специалиста (менеджера) для коммерческой компании заключается в защите экономических интересов путем взаимодействия с органами власти. Лоббирование интересов можно отнести к одной из обобщенных целей GR менеджмента.

Специалисты нашей фирмы успешно оказывают услуги в сфере взаимодействия с органами власти компаний в телекоммуникационной, ИТ и медиа сфере, не раз оказывали поддержку нашим клиентамм от мягкого налаживания взаимотношений до выстранивания догосрочных стратегий лоббирования, имеют опыт лоббирования от муниципального до федерального министерского уровня, взаимодействовали с федеральными асоциациями (отраслевыми объединениями).

Руководитель нашей фирмы создал и руководит отраслевой НКО Ассоциация организаций связи и информации , являющейся инструментом взаимодействия с отранами власти со стороны отраслевого бизнеса.

Цели Government Relations

Из нашего опыта GR может быть выстроен не только с исполнительными или законодательными органами власти, но и с коммерческими компаниями, осуществляющими публичные полномочия, косвенно с судебными органами.

К очевидным достижимым частным целям Government Relations можно отнести:

  1. Предсказуемость (осведомлённость) в государственной политике в отраслевой сфере.
  2. Получение административных преференций либо достижение бездействия госоргана.
  3. Противодействие GR политике конкурентов.
  4. Влияние на действующее и перспективное законодательство, либо на порядок его исполнения.
  5. Снижение объема административных наказаний в виде штрафов не юридическими способами.
  6. Достижение компромисса в устранении выявленных нарушений со стороны контрольно-надзорных органов власти.
  7. Получение государственного тендера либо роли субподрядчика у победителя тендера.
  8. Выход на новый рынок, либо препятствование входу на рынок иных игроков.
  9. Улучшение регулярных продаж органам власти (B2G продвижение).
  10. Продвижение бренда, повышение репутации на рынке через упоминания в официальных кругах (источниках).
  11. Можно отнести формирование судебной практики с учетом особенностей бизнеса конкретной коммерческой компании.

Явное выделение частных целей говорит о том, что чисто юридический или PR подход не объясняют, как достичь подобных целей, при этом владение юридическими знаниями или PR навыками могут быть инструментом работы GR менеджера.

Компетенции GR менеджера

В небольших компаниях GR менеджмент часто остается за руководителем, становясь частью его работы занимает существенные ресурсы либо GR сводится к решению только неотложных задач. Часть полномочий по управлению взаимоотношениями с государственными органами оставляют за руководителем коммерческого направления, юриста, PR-менеджера. Такое деление не образует эффективный GR.

GR менеджеру необходимо иметь ряд обычно несовместимых компетенций :

  1. Юридические. Уметь думать и разбирать юридически, в первую очередь владеть отраслевыми НПА, КоАП РФ, процессуальными кодексами, законодательством об обращениях граждан, о защите конкуренции, владеть судебной практикой в сфере нанимателя (заказчика).
  2. Технические (в части производственного процесса). В специализированных (отраслевых) госорганах руководящие должности занимают производственные специалисты, отраслевые проблемы обсуждаются с технической стороны, которые затем описываются юридически. Позиция GR не владеющего технической экспертизой, не будет восприниматься должным образом.
  3. Экономические. Экономика определяет цель работы GR менеджера. Экономические компетенции особенно необходимы при взаимодействии с антимонопольной службой.
  4. Глубина знаний на стыке юридических, технических, экономических знаний. Только в этом случае GR менеджер может стать негласным экспертом для госоргана. Госслужащие официально, полуофициально и даже кулуарно опрашивают лидеров мнения.
  5. Опыт ответственной работы в органе государственной власти. Восприятие по принципу «свой-чужой» будет работать всегда, опыт дает понимание бюрократических процессов, как выстраиваются связи, понимание того, какое негласное влияние могут оказать прокуратура, институт федеральных инспекторов, других органов на госорган, являющийся целью GR.
  6. Также есть ряд других компетенций, применение которых более очевидно: умение вести переговоры, по проектно объединяться с другими GR специалистами (ассоциациями), руководящий опыт, держать слово, мыслить стратегически, объяснять сложное простыми словами т.д.

Как мы работаем при оказании GR услуг

Этапы проведения GR

  1. Начало работы над GR, изучение бизнеса заказчика.
  2. Планирование стратегии и общих мероприятий.
  3. Реализация стратегических решений.
  4. Проведение общих мероприятий по GR.
  5. Контроль всех процессов взаимодействия с госорганами или подведомственными структурами, осуществляющими публичные полномочия.

К началу работы над GR можно отнести

  1. Определение текущих и перспективных потребностей в сфере взаимодействия с органами государственной власти, понимание бизнес-модели нанимателя.
  2. Анализ текущей GR политики, изучение судебной практики компании, переписки, результаты участия в пригосударственных совещаниях.
  3. Изменение GR политики, планирование стратегических решений с учетом имеющегося GR бюджета.
  4. В общем случае требуется изучение отраслевых НПА, однако для Telecom&IT&Media сферы они нам уже известны, изучается постоянно.

Возможные стратегические решения (решаются с нанимателем)

  1. Создание и организация работы некоммерческой организации, подконтрольной нанимателю.
  2. Рассмотрение вопроса участия в избираемых органах власти.
  3. Участие в проектах государственно-частного партнерства.
  4. Выстраивание отношений со СМИ, организаторами конференций.
  5. Поиск прецедентов для формирования обоснованных обращений в госорган, подконтрольные ему компании, постоянное ведение переписки по неурегулированным НПА вопросам.
  6. Решения о согласовании переписки и общения между компаниями и госорганами с GR менеджером, регламентация делового стиля.
  7. Организация мониторинга СМИ, правоприменения, выявление проблем и потребностей госоргана, иерархии межличностных отношений.
  8. Популяризация конкретного лояльного госслужащего.

Проведение общих мероприятий по GR

  1. Поиск возможностей для встреч и вступления в диалог, организация встреч, переговоров.
  2. Проведение «правильных» мероприятий как с участием, так и без участия целевых с позиции GR госорганов.
  3. Сотрудничество по предоставлению экспертных оценок, оказание помощи госоргану в незначительных для нанимателя вопросах.
  4. Своевременное закрытие корпоративных юридических недостатков, подконтрольных госоргану.
  5. Знакомство с иными лоббистами.

Как правило, текущие мероприятия по GR многообразны, зависят от представляющихся возможностей, зависят от выстроенных стратегических мероприятий.

Примеры конкретных действий предпринятых нами ранее при проведении GR

  1. Составление обоснованных жалоб на действия госоргана или подведомственной ей компании. Иногда планируется серия писем. По правовой природе могут быть как заявления о привлечении к административной ответственности, так и обращения по ФЗ «Об обращениях граждан».
  2. Обжалование каждой проигнорированной позиции по направленному ранее обращению или отказа о привлечении к административной ответственности.
  3. Участие в судебных заседаниях до последней инстанции, другие способы истощения ресурсов госоргана, вынуждение переговорного процесса.
  4. Обращение в антимонопольный орган, жалоба в прокуратуру инициирование иных административных разбирательств, публичная демонстрация ошибок госоргана.
  5. Поиск болевых точек, не связанных напрямую с проблемой, использование их при взаимодействии.
  6. Переговоры, применение способов убеждений, методов тонкой манипуляции, поиск возможности личной заинтересованности должностного лица (в допустимых законом пределах).
  7. Заключение кулуарных устных соглашений с госорганом.
  8. Выступление лидера мнения в СМИ о проблеме на основе детального анализа, преподношения информации в нужном ракурсе.
  9. Вынесение проблем в отраслевые некоммерческие Ассоциации, объединение с ними на круглых столах и совещаниях при госоргане.
  10. Использование эффекта благоприятного времени.

Могут быть иные эффективные решения, которые не публикуются по этическим соображениям.

Специалисты по Government Relations

Выше мы постарались показать, в чем заключается данная услуга, какую выгоду может приности в результате, почему ее исполнение на постоянной основе желательно доверить специалистам. GR консалтинг - одно из направлений работы нашей фирмы. Предлагаем задать интересующие вопросы по GR через обратную связь.

Лоббирование балансирует на грани права и этики. Не все практически возможное и достижимое для по-литика должно быть для него морально приемлемым. Этот тезис равно применим и к поведению чиновников, вступающих в отношения с лоббистами. Важный аспект политической этики – моральные самоограничения политиков. Соответствие их поведения высоким этическим стандартам – цена веры граждан в демократию. Первый шаг и решающая роль в подготовке кодексов этического поведения должностных лиц принадлежит им самим. Исходя из политической конъюнктуры, эти кодек-сы, как общеобязательные, скоро не появятся. Не стоит абсолютизировать значение этических стандартов. Хотя подробное описание в них содержания возможных контактов и пошаговые инструкции поведения были бы очень полезны для чиновника. Даже если проекты кодексов и появятся, то до их укоренения в деятельности государственного аппарата и в обществе пройдет еще немало времени.

Этические стандарты поведения чиновников, фрагментарно определенные в федеральном законодательстве, могли бы найти отражение, прежде всего, во внутриорганизационных нормах деятельности соответствующих органов. В настоящее время должностные регламенты разрабатываются, но пока они далеки от совершенства.

Между тем этика должна допол-нять и развивать уже установленные правовые нормы, а именно: об урегулировании конфликта интересов; о недопустимо-сти совершения чиновником поступков, порочащих его честь и достоинство, наносящие вред репутации органа; о запрете перехода после увольнения со службы на работу в конкретную коммерческую организацию и др. Требования этического поведения должностных лиц могли бы звучать примерно так: чиновник обязан 1) поддерживать нейтралитет в его контактах с лоббистами, 2) воздерживаться от общения на тему осуществления своих функций и полномочий, 3) не принимать приглашения на участие в конференциях, круглых столах и др. без согласования с руководителем, 4) не вступать в контакт при случайных встречах с лоббистами в культурно-развлекательных местах, 5) не принимать приглашения о совместном прове-дении досуга и др.

Со своей стороны лоббисты также могли бы навести порядок в системе взаимоотношений с органами публичной власти путем принятия профессионального кодекса этики. Органам публичной власти пришлось бы с ним считаться.

Особенности законодательного регулирования деятельности отечественных лоббистов. Прежде всего, данная сфера напрямую не регламентируется специальным федеральным законом; перспектива создания и принятия закона о лоббизме не очевидна; это сложная сфера деятельности, которую тяжело описать правовыми актами; существует достаточно много норм, которые лишь косвенно регулируют этот вид деятельности; нет общего подхода в законодательном регулировании лоббизма.




14. GR в политических отношениях.

Лоббист (GR-специалист). Виды деятельности:

· лоббирование интересов представляемой организации;

· изучение политической ситуации на общем и локальном уровнях;

· отслеживание процессов, происходящих в госструктурах;

· мониторинг изменения законодательства, так или иначе затрагивающего сферу бизнеса;

· планирование GR-мероприятий, их исполнение

Места работы:

· организации разного рода деятельности, чей успешный бизнес зависит от органов государственной власти


15. GR – стратегия организации.

GR – стратегия организации строится на принципах системного взаимодействия с органами государственной власти и общественными организациями для создания выгодных конкурентных условий во внешней среде; ввода инноваций и открытия новых рынков; продвижения инвестиционных проектов; мониторинга законодательной среды и отношения общества к продукции и услугам компании; определения возможных стратегий влияния на принятие государственных решений; формирования и поддержания имиджа организации во внешнем мире; снижения рисков и повышения прибыльности, а также содействия процветанию предприятия и его устойчивому развитию.



Формы GR – деятельности

1. Мониторинг – процесс отслеживания требуемой для компании информации в профильных органах государственной власти.

2. Донесение информации – процесс донесения информации, подготовленной в компании до профильного, ключевого чиновника/депутата с целью учета подготовленных позиций в готовящемся документе или выработке политических решений.

3. Влияние – процесс корректировки позиции профильных органов государственной власти в интересах бизнеса и общества.

Лоббизм (как особая технология GR) - намеренное воздействие и влияние на конкретных должностных лиц государственных органов власти от имени другой стороны (корпоративных, частных и общественных организаций) с целью повлиять на принятие выгодных официальных решений.

Это процесс подкрепления экономических интересов политическими актами, достижения соответствия экономических шагов и политических решений.

При этом должны соблюдаться такие этические принципы GR – деятельности как:

· Уважение к власти.

· Законность.

· Честность.

· Бесконфликтность.

· Партнерство.

· Доверие.

· Ответственность.

· Конфиденциальность.


16. Понятие «Группы интересов» - А.Бентли, Трумен Д.

Современное общество представляет собой сложную систему взаимодействий различных групповых интересов (социаль­ных, экономических, этнических, профессиональных, конфессиональ­ных), находящихся в состоянии постоянной борьбы и конкуренции за обладание и распоряжение разнообразными общественными ресурса­ми и право доступа к процессу выработки и принятия государствен­ных (политических) решений, с целью обеспечения себе преимуществ и выгод. Одной из сложных и в то же время важных проблем осущест­вления политики является согласование интересов отдельных групп и интересов общества в целом . От решения этой проблемы зависит устойчивость и стабильность общества и политической системы, леги­тимность и эффективность власти, динамика развития общественных движений и политических партий.

Политическая социология содержит несколько теоретических подходов в исследовании форм и методов влияния групп интересов на выработку и осуществление государственной политики: теория групп интересов, лоббизм и корпоративизм.

Современный этап развития социологических концепций откры­вается в начале XX столетия теориями А. Бентли и В. Парето. Именно концепция циркуляции и круговорота элит, разработанная в «Трак­тате по общей социологии» В. Парето стала первой микротеорией, положившей начало современной социологии политической жизни. Однако настоящую революцию в развитии теории произвела работа А. Бентли «Процесс управления» (1908 г.), в которой впервые была подробно разработана концепция «групп интересов» (или «заинтере­сованных групп»).

А. Бентли создал одну из первых немарксистских концепций дина­мики социального процесса и интерпретации политического процесса как взаимного давления социальных групп в борьбе за государствен­ную власть . Основы теории А. Бентли были заложены еще в трудах ан­глийских философов XIX и начала XX вв., разработавших проблему плюрализма. Они выдвинули идею о том, что именно группа является базовой единицей общества. Эта мысль и легла в основу исследования А. Бентли, подошедшего к анализу общества как к совокупности групп интересов.

Новаторским подходом А. Бентли в исследовании политическо­го процесса стало его утверждение о том, что изучение политики не должно сводиться к описанию законодательных норм и формальных моментов политической организации общества , а прежде всего оно предполагает изучение действий людей, добровольно объединяющих­ся в группы, направленные на достижение политических целей. «Пове­дение, личность, убеждение индивида могут рассматриваться только в контексте его деятельности в какой-либо группе». А. Бентли считал, что «группа - это объединение граждан, рассмат­риваемых не как абстрактная физическая единица общества, а как массовая деятельность, которая не связывает индивида участием толь­ко в одной группе, но допускает его деятельность и во многих группах. <...> Нет такой группы, у которой не было бы своего интереса. Группа без интереса не существует. Общество - это не что иное, как сово­купность различных групп интересов, а их количество ограничивается лишь одним показателем - интересами, ради которых они созданы и действуют».

Начиная с А. Бентли понятие «политический процесс» включает в себя два типа отношений:

во-первых , неформальные, реальные груп­повые, поскольку «группа интересов» является его первичным субъ­ектом,

во-вторых , производные, официально-институциональные, представляющие собой лишь проекцию групповых интересов, в силу чего государственные институты выступают лишь как один из многих видов «групп интересов».

Важной вехой в развитии теории групп интересов стало исследова­ние Дэвида Трумэна «Управленческий процесс. Политические интере­сы и общественное мнение», изданное в 1951 г. Развивая идеи А. Бент­ли, Д. Трумэн определил политический процесс как процесс групповой конкуренции в борьбе за власть над распределением ресурсов , а само общество - как множество групп, взаимодействующих друг с другом .

Вместе с тем Д. Трумэн более конкретно определил понятие «группа интересов». Под ней он понимал любую группу, имеющую один или не­сколько общих интересов и выдвигающую ряд требований к другим груп­пам для установления, поддержания или укрепления норм поведения, которые определяются общностью взглядов данной группы . По мнению американского ученого, группы интересов могут переходить в определен­ное новое состояние, если они в своем стремлении достичь цели действу­ют через правительственные структуры. Такие группы Трумэн называл политическими. По сути дела, у него речь идет уже о группах давления.

Группа давления - это та же самая группа интересов, но обладающая некоторыми специфическими чертами или находящаяся в некотором специфическом состоянии и осуществляющая определенную деятель­ность в сфере политических отношений . По существу, группа давления есть дополнительное качество группы интересов, которая оказывает давление на властные структуры. Таким образом, Д. Трумэн обога­тил теорию политического процесса обстоятельной разработкой идей смены равновесия и неустойчивости интересов, а также «стабильнос­ти» общества, определяемого им как устойчивый тип группового взаи­модействия . Динамика политического процесса в концепции Д. Трумэ­на представляется как волнообразный цикл перехода от нестабильных взаимодействий к установлению относительного равновесия между группами и восстановлению старой модели стабильности или созда­нию новой.


17. «Теория корпоративизма» - Ф.Шлиттер, Г. Лембрух

теория лоббистского корпоративизма, получившая развитие в научных трудах С. Рокана, Ф. Шмиттера, Г. Лембруха и др. Вот как описал в 1974 году Ф. Шмиттер явление корпоративистского представительства: "Неокорпоративизм есть система представительства интересов, составные части которой организованы в несколько особых, принудительных, неконкурентных, иерархически упорядоченных, функционально различных разрядов, официально признанных или разрешенных (а то и просто созданных) государством, наделяющих их монопольным правом на представительство в своей области в обмен на известный контроль за подбором и артикуляцией требований и приверженностей".

В связи с этим можно выделить ключевые черты лоббистского корпоративизма. Во-первых, корпоративистские организации по своей сущности монопольны. Источник поддержания монопольного статуса -- государство. Именно оно признает за той или иной группой исключительное право на представительство определенного интереса в обмен на право определенным образом влиять на определение этого интереса, отбор лидеров и т. п. Во-вторых, корпоративистские организации сочетают в себе функции представительства и функции управления. В-третьих, в теории лоббистского корпоративизма государство рассматривается как главный инструмент выявления интересов и сплочения вокруг них значимых общественных групп. Государство само отбирает и наделяет монопольным правом представительства определенную, идеологически надежную группу. После этого говорить о конкуренции не приходится, конкуренты либо ликвидировались, либо присоединялись к уже отобранной искусственно сформированной группе.

Анализируя характер взаимоотношений государства и общества в нашей стране, можно сделать вывод об однозначном превалировании теории корпоративистского продвижения интересов: так было в монархической России, так было в Советском Союзе (показателен пример образования и функционирования Союза советских писателей).

Однако не стоит думать, что корпоративистское представительство имеет место только в странах с неразвитой системой представительства и неразвитым гражданским обществом. Часто корпоративистская модель является единственной формой организации взаимоотношений общества и государства, при которой возможно принятие эффективных политических решений.

Государство априори не может учитывать интересы всех групп давления и вынуждено взаимодействовать и сотрудничать только с теми общественными партнерами, которые обладают реальным весом в обществе, располагают соответствующими ресурсами, в состоянии мобилизовать и контролировать значительные группы населения. Нельзя не согласиться с немецким ученым Э. Френкелем, который сказал, что "плюралистским является не то государство, которое только плюралистично, а то государство, которое еще и плюралистично".


18. Классификация лоббистов и их фунуции.

Классификация лоббистов, согласно по LRA:

1. лоббисты-консультанты;

2. корпоративные «встроенные лоббисты»;

3. «встроенные лоббисты» от организации.

Лоббисты-консультанты определяются как лица, которые за плату в интересах любой организации или частного лица.

Корпоративные «встроенные лоббисты» - это лица, нанятые какой-либо организацией или частным лицом, значительную часть (20% и более) обязанностей которых составляет общение с госслужащими в интересах работодателя или аффилированной компании (если работодатель не физическое лицо).

«Встроенные лоббисты» от организации – это лица, которые являются сотрудниками организации, и любую часть обязанностей которых составляет общение с госслужащими в интересах компании-работодателя.

Классификация:

1. Политические лоббисты - это прежде всего финансово-экономические и социальные группы, которые добиваются необходимого влияния посредством участия в политической борьбе и предвыборных кампаниях.
2. К социальным лоббистам в первую очередь принадлежат профсоюзы. Их лоббистский потенциал прямо пропорционален экономическому значению отрасли, которую они представляют. Например, нефтяники, шахтеры, авиадиспетчеры, по сравнению с работниками социальной сферы, науки, образования, обладают гораздо большими возможностями лоббировать свои интересы. Влияние профсоюзов способно резко увеличиваться за счет забастовочного потенциала
3. Для экономических лоббистов наиболее действенными рычагами давления на процессы принятия государственных решений являются экономические меры. К этой категории относятся финансово-промышленные группы, корпорации и отраслевые компании, имеющие экспортно-импортную структуру, являющуюся абсолютным монополистом в своем секторе сбыта продукции; собственную финансово-банковскую структуру; средства массовой информации; представителей в верхних исполнительных эшелонах власти; представителей в парламенте или в политических движениях.
4. Региональные лоббисты стремятся получить определенные льготы и преимущества для своих территорий.
5. Иностранные лоббисты - это влиятельные зарубежные "группы давления".

Функции лоббистов:

Задача специалиста заключается в использовании различных законных средств поддержки интересов клиента, определении групп потенциальных союзников и работе с ними. Также взаимодействие со всем кругом лиц, обсуждающих или решающих проблему, интересующую клиента.

Как правило, лоббисты, отвечающие за связи с законодательными органами государственной власти, преследуют следующие цели.

1. Улучшают отношения между организацией и ответственными работниками государственных учреждений и организаций.

2. Доводят до органов власти точки зрения предпринимателя (предпринимательского сообщества) по важнейшим государственным проблемам.

3. Следят за работой законодательных и исполнительных органов, министерств и ведомств в тех сферах и по тем вопросам, которые оказывают влияние на жизнь людей определенного избирательного округа.

4. Активизируют участие избирателей в делах государственного управления на всех уровнях.

5. Влияют на законодательство, затрагивающее экономические интересы избирателей определенной местности и расположенных там предприятий.

6. Заблаговременно информируют законодателей и достигают понимания с их стороны особенностей работы организаций, действующих в определенном избирательном округе.


19. Объекты лоббирования. Механизмы и методы воздействия на них.

Объекты лоббистской деятельности . К ним относятся органы законодательной, исполнительной и судебной властей. Степень влияния лоббистов на органы государственной власти зависит от сложившихся в стране правовых норм и политической практики. В авторитарных государствах при отсутствии парламента или исполнении им сугубо номинальных функций усилия лоббистов направляются на сотрудничество с правительством или главой государства, т. е. фактически с законотворческой властью. В странах, где полномочия исполнительной власти в сфере законотворчества ограничены, лоббирование ведется, как правило, на парламентском уровне.

В России в соответствии со ст. 104 Конституции правом законодательной инициативы обладают члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы. При этом в разработанном Госдумой законопроекте «О регулировании лоббистской деятельности в Федеральных органах власти» к объектам лоббизма относятся как органы законодательной, так и исполнительной властей. Однако необходимо учитывать, что в исполнительных органах власти контроль лоббистской деятельности крайне затруднен из-за огромного размера управленческого аппарата.

Что касается сферы судебной власти, тут уместно говорить о такой форме лоббистской деятельности, как организация пропагандистских кампаний в СМИ, поскольку в связи с независимостью судей речь здесь может идти лишь о косвенном лоббировании. Однако при этом нельзя не учитывать мощное воздействие СМИ на сознание и поведение людей.

Метод (технология) лоббизма - технологии (методы), используемые при продвижении интересов в органах государственной (муниципальной) власти.

Лоббизм, лежащий в рамках правового поля («цивилизованный лоббизм») подразумевает использование законных методов воздействия с целью создать то или иное впечатление у принимающего решение чиновника или депутата по поводу требуемого вопроса.
Существует множество способов такого воздействия, перечислим основные из них: формирование коалиций и групп поддержки, разработка позиции и аргументов, привлечение влиятельных экспертов отражающих позицию лоббиста, освещение в СМИ вопроса под нужным углом, проведение социологических опросов и рейтингов, организация PR-акций, забастовок, осуществление массовых звонков и писем граждан (технология grass roots lobbying) и т.д.

Теневые (околозаконные) методы лоббизма . Теневой лоббизм подразумевает продвижение интересов, используя околозаконные методы. К ним относятся различные способы использования пробелов в законодательстве, в регламентной процедуре и пр.

Криминальные методы лоббирования подразумевают продвижение интересов в органах государственной власти с грубым нарушением законодательства.
Среди наиболее распространенных таких способов можно выделить: подкуп чиновников и депутатов (коррупция), силовое давление, шантаж, всевозможные угрозы и пр.

Другой часто встречающейся классификацией является деление лоббизма на прямой и косвенный .

Когда проводится целенаправленная работа непосредственно с субъектом принятия решения (депутат, ответственный чиновник и пр.) с целью удовлетворения конкретного лоббистского интереса, говорят о прямом лоббизме . Для этого организуются персональные встречи, деловые завтраки, неформальные консультации и пр.

Косвенный лоббизм протекает по другой технологии и связан с public relations (PR). Фактически, используя различные методы воздействия, лоббист пытается создать то или иное впечатление у принимающего решение субъекта по поводу того или иного вопроса. Организуются специальные рекламные компании, публикации в СМИ и пр. с целью формирования определенного мнения у субъекта принятия решений по нужному вопросу. Особенностями косвенного лоббизма является то, что, как правило, данные акции проходят за пределами государственных органов, а также то, что реализуются они без указания конкретного адресата. Один из опросов лоббистов в США показал, что 98% из них используют прямые контакты с чиновниками и депутатами для того, чтобы выразить взгляды своих групп.

Также в зависимости от подхода к классификации можно говорить о публичном и непубличном лоббировании; индивидуальном и коалиционном лоббировании; ситуационном и стратегическом лоббировании; спланированном и спонтанном лоббировании.

Региональный лоббизм . Под региональным лоббизмом понимается, прежде всего, отстаивание интересов субъектов Российской Федерации в федеральных органах власти. Данный вид лоббизма осуществляется через участие региона в законотворческой работе, в бюджетном процессе и т.п.
Согласно статье 104 Конституции Российской Федерации право законодательной инициативы принадлежит представительным органам субъектов Российской Федерации. Этим правам субъекты Российской Федерации активно пользуются, реализуя через законотворческую деятельность свои локальные интересы. В бюджетном процессе регионы в лице своего депутата и члена Совета Федераций борются за наиболее эффективное решение вопросов финансирования, выделения трансфертов и дотаций. При этом решение этих вопросов одинаково важно как для регионов-доноров, так и для дотационных регионов. Успех лоббизма в данном случае зависит от влиятельности представителей региона, их политического опыта и некоторых других факторов.
К субъектам регионального лоббизма часто по ошибке относят региональные власти и их представители в Федеральном собрании. Однако, лоббистами указанные акторы не являются, так как сами являются представителями пусть региональной, но все же власти.

Корпоративный лоббизм – это процесс по продвижению интересов конкретной компании в органах государственной власти с целью добиться для нее тех или иных преференций. Среди наиболее распространенных таких интересов можно назвать изменения налогообложения или тарифов, в результате которого выигрывает конкретная фирма-монополист, изменения законодательства (в результате которого, например, повышаются требования ведения бизнеса в стране и несоответствующие этим требованиям компании вынуждены уйти с рынка), получение выгодных государственных заказов и пр.

Отраслевой лоббизм - это процесс по продвижению интересов конкретной отрасли в органах государственной власти, с целью добиться для нее тех или иных преференций. Среди наиболее распространенных таких интересов можно назвать снижение налогообложения (например, акцизов) или тарифов, изменения законодательства или увеличение бюджетных дотаций. Конечной целью отраслевого лоббирования является повышение капитализации отрасли и прибыльности ее компаний.

Специальные GR мероприятия.

Последнее десятилетие характеризуется существенным ростом роли государственного вмешательства в экономику России. В связи с этим сфера взаимодействия бизнеса и власти приобретает особую актуальность. Для повышения доверия между бизнесом и властью и создания атмосферы взаимопонимания и предсказуемости проводятся специальные мероприятия, в рамках которых организуются встречи разной степени публичности между представителями бизнес сообщества и ключевыми политическими стейкхолдерами.

Главной задача - установление эффективной коммуникации представителей профильной государственной среды и бизнес сообщества.

  • Организация персональных встреч представителей бизнеса с политическими стейкхолдерами.
  • Организация деловых завтраков для бизнес сообщества с участием представителей профильной государственной среды.
  • Организация мероприятий общественно-политической тематики, в том числе в стенах Федерального Собрания РФ и Общественной палаты РФ.

21. GR –коммуникации, в процессе размещения государственного заказа.

В политической среде, рассматривают возможные угрозы и ищут возможные условия для капитализации кампании по средствам мониторинга (процесс отслеживания информации), донесение информации (формулирование пакета мнений с целью изучения подготовленности позиции выгодной политику), влияние.

Наиболее эффективный способ выстраивания отношений с властями – это установление и поддержание прямых личных контактов. Алгоритм установления первого контакта с чиновником заключается в следующем: стать участником публичного мероприятия (форума, конференции и т. п.); организовать публичное мероприятие; привлечь профессионального лоббиста.


22. Государственно-частное партнёрство, как эффективное взаимодействие бизнеса и власти.

Госуда́рственно-ча́стное партнёрство (ГЧП) - совокупность форм средне- и долгосрочного взаимодействия государства и бизнеса для решения общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях

Вопросы взаимоотношений государственных органов и бизнеса объектив- но являются сегодня движущей силой развития любого современного демократи- ческого правового государства. Более того, в последние годы во всем мире наблю- дается тенденция усиления сотрудничества власти и бизнеса. В первую очередь это проявляется в таких общественно значимых отраслях экономики, как электро- энергетика, транспорт, здравоохранение, образование. Предприятия, работающие в этих сферах, имеют стратегическое значение и зачастую не могут быть полностью приватизированы ввиду существенной политической подоплеки, но, с другой сто- роны, государство не всегда обладает достаточным объемом средств и управлен- ческого опыта, необходимых для их поддержки и развития.

В данной ситуации, как показывает мировой опыт, эффективным решением может стать такая форма взаимодействия власти и бизнеса, как государственно- частное партнерство (ГЧП). Особую актуальность тема государственно-частного партнерства приобрела в условиях мирового финансового кризиса и обострения проблемы суверенных долгов, когда, с одной стороны, целые отрасли крупнейших экономик мира почувствовали острую потребность в государственной поддержке, а с другой – государство начало принимать на себя подчас непосильные обяза- тельства.

Все более очевидным становится тот факт, что обеспечение высоких и устойчивых темпов развития страны невозможно без заинтересованного партнерства государственных и муниципальных органов власти с представителями частного бизнеса. Стратегии и программы, ориентирующиеся только на использование бюджетных средств, не позволяют органам власти осуществлять масштабные, стратегически значимые проекты. Признанной во всем мире альтернативой подобному способу финансирования выступает государственно-частное партнерство.


23. Психология GR-деятельности.

Реальная психология лоббистской деятельности представляет собой продукт взаимодействия, взаимоналожения мотивационных, коммуникативных и аффективных процессов. В основе лоббирования лежит механизм идентификации групповых интересов с общественными. Специфичность объекта и предмета лоббирования предполагает многообразие видов группового давления.

Как показывает анализ, главными составляющими механизма любой лоббистской деятельности, будь то политическая, экономическая, финансовая, экологическая, является выявление интереса, постановка цели, разработка программы, мобилизация финансовых ресурсов, нахождение исполнителей, формирование в случае необходимости коалиции, осуществление плана действий всеми доступными средствами, включая психологическое воздействие.

Базовым признаком группы, участвующей в лоббировании, является наличие специфического интереса. Другой признак - это возможность реализовать свой интерес или, по крайней мере, донести его до лица или структуры, принимающей решение. Исследования показали, что вероятность реализации интереса группы зависит от целого комплекса обстоятельств. В число наиболее существенных факторов входят близость к парламенту, а также лицам, от которых зависит принятие решения; наличие достаточных финансовых, организационных и пропагандистских средств; возможность оказания политического, экономического давления на парламент; информационные возможности по фор­мированию общественного мнения.



Исследовательский центр портала сайт в августе 2008 года изучил предложения работодателей и ожидания претендентов на позицию «Менеджер по взаимодействию с органами власти» в Москве и Санкт-Петербурге.

GR-менеджер ответственен за организацию взаимодействия, продвижение и защиту интересов своей компании в органах государственной власти и общественных организациях. Он организует встречи и переговоры с представителями государственных учреждений, участвует в специализированных выставках и конференциях, проводит семинары и презентации для представителей государственных органов. В компетенцию менеджера по взаимодействию с органами власти также входит политический анализ, отслеживание законодательных и политических тенденций и изменений.

Московские GR-менеджеры зарабатывают в среднем 85000 руб. в месяц. В Санкт-Петербурге средняя зарплата подобных специалистов составляет 65000 руб. Рыночный спрос на менеджеров по взаимодействию с органами власти в этих городах примерно равен предложению.

Стать GR-менеджером непросто: даже претенденты на начальные позиции должны демонстрировать высокий уровень профессиональной компетентности. Кандидаты на должность менеджера по взаимодействию с органами власти должны иметь высшее образование, предпочтение отдается выпускникам факультетов экономики, права или государственного управления. Начинающие GR-менеджеры должны разбираться в отраслевой специфике компании, механизмах лоббирования ее интересов в органах государственной власти и международных организациях. Претенденты на эту должность должны владеть ПК на уровне уверенного пользователя, иметь опыт ведения деловой переписки и документооборота. От начинающих GR-менеджеров также требуется знание структур государственной власти, общественных организаций и методов работы с ними, навыки анализа рынка потребителей и конкурентов. На собеседованиях при трудоустройстве работодатели стремятся выяснить, обладает ли соискатель коммуникативными навыками, организаторскими способностями и аналитическим мышлением. Конкурентным преимуществом на рынке труда обладают кандидаты, имеющие дополнительное образование в области связей с общественностью. На начальные позиции в сфере GR-менеджмента могут претендовать лишь соискатели, имеющие в государственных структурах, общественных организациях или Pr от 1 года. В столице заработная плата подобных специалистов составляет 35000-60000 руб., в городе на Неве – 27000-45000 руб.

На более высокое жалование могут рассчитывать соискатели с опытом руководящей деятельности в области внешних связей в крупных государственных или коммерческих структурах, имеющие опыт работы GR-менеджером свыше 2 лет. Помимо этого претенденты должны свободно общаться на английском языке, а также иметь отличные переговорные и коммуникативные навыки. Работодатели крайне заинтересованы в кандидатах, имеющих личные связи в государственных органах власти. Зарплата специалистов такого уровня достигает в Москве 100000 руб., в северной столице – 80000 руб.

Своеобразным «пропуском» в следующий зарплатный диапазон является опыт работы в государственных структурах, политических партиях или GR-подразделениях крупных компаний не менее 3-5 лет. В Москве такие специалисты зарабатывают до 300000 руб., в Санкт-Петербурге – до 200000 руб.

Исследование рынка труда показало, что наиболее типичным представителем GR-менеджера является образованный мужчина средних лет. Джентльмены составляют 80% от общего числа соискателей этой должности. Около 50% претендентов составляют граждане в возрасте 30-40 лет. 95% GR-менеджеров имеют высшее образование, 64% менеджеров по взаимодействию с органами власти владеют английским языком на разговорном и на свободном уровнях. Развитый бюрократический аппарат нашего государства принуждает таких специалистов к повышенной мобильности, поэтому 73% из них имеют водительские права категории «В».

Регионы исследования: гг. Москва, Санкт-Петербург.
Время проведения исследования: август 2008 г.
Единица измерения: российский рубль.
Объект изучения: предложения работодателей и ожидания претендентов на позицию «GR-менеджер».

Типичный функционал:

Организация взаимодействие с органами государственной власти и общественными организациями;
- Организация встреч и переговоров с представителями государственных организаций;
- Участие в специализированных выставках и конференциях, проведение семинаров и презентаций для представителей государственных органов;
- Отслеживание законодательных и политических тенденций и изменений, консультирование, политический анализ;
- Продвижение и защита интересов компании в органах государственной власти.

Требования к позиции: тип занятости - полный рабочий день.

Уровень оплаты труда специалиста определяется благосостоянием компании, переченем должностных обязанностей, опытом работы по специальности, уровнем развития профессиональных навыков.

Анализ информации по уровням оплаты труда специалиста:
(без учета бонусов, дополнительных льгот и компенсаций)


Регион Минимальный Максимальный Мода Медиана Нижний квартиль Верхний квартиль Среднее арифметическое Индекс востребованности
(резюме/вакансии)
Москва 35 000 300 000 100 000 85 000 60 000 100 000 101 750 1
Санкт-Петербург 27 000 200 000 80 000 65 000 45 000 80 000 79 390 1

Пояснения к таблице »
Регион Диапазон I Диапазон II
Диапазон III
Москва до 60 000 60 000 - 100 000 свыше 100 000
Санкт-Петербург до 45 000 45 000 - 80 000 свыше 80 000

Пояснения к таблице »

Исследование массива данных о заработных платах в исследуемых регионах позволяет выделить несколько основных зарплатных диапазонов, каждый из которых характеризуется определенным типичным набором требований и пожеланий к кандидату. Каждый последующий зарплатный диапазон включает в себя требования, сформулированные для предыдущих.

Зарплатный диапазон Требования и пожелания к профессиональные навыкам
1 I - Образование высшее (преимущественно экономическое / юридическое / государственное управление);
- ПК – уверенный пользователь (MS Office, Power Point, Internet);
- Дополнительное образование в области внешних связей и связей с общественностью приветствуется;
- Представление о механизмах лоббирования интересов компании в органах государственной власти / международных компаниях;
- Аналитическое мышление, коммуникативные навыки, организаторские способности;
- Знание отраслевой специфики компании, навыки анализа рынка потребителей и конкурентов;
- Знание структур государственной власти, общественных организаций и методов работы с ними;
- Опыт ведения деловой переписки и документооборота;
- Опыт работы в государственных структурах / общественных организациях или PR-/GR-менеджером от 1 года
2 II - Знание английского языка на разговорном или свободном уровне;
- Наличие личных связей в государственных органах власти;
- Отличные переговорные и коммуникативные навыки;
- Опыт руководящей деятельности;
- Опыт работы в области внешних связей в крупных государственных или коммерческих структурах;
- Опыт работы GR-менеджером от 2-х лет.
3 III - Опыт работы в государственных структурах / политических партиях / GR-подразделениях крупных компаний 3-5 лет.

Статистические данные:
  • Возрастной диапазон наиболее востребованных рынком труда GR-менеджеров 25-55 лет; GR-менеджер в возрасте до 30 лет составляют около 30% от общего числа специалистов; в возрасте от 30 до 40 лет – около 50%, в возрасте от 40 до 50 – около 14%;

  • 80% GR-менеджеров – мужчины;

  • 30% GR-менеджер владеют английским языком на базовом уровне и на уровне, достаточном для чтения специализированной литературы, на разговорном и на свободном уровнях – около 64%;

  • 95% GR-менеджеров имеют высшее образование;
  • 50% GR-менеджеров прошли специализированные курсы или имеют квалификационные сертификаты;

  • 73% GR-менеджеров имеют водительские права категории «В».

класс твитнуть

Код для вставки в блог

GR-менеджер (менеджер по взаимодействию с органами власти)

В последнее время во многих крупных и динамично развивающихся российских компаниях появилась должность GR-менеджера. Сокращение GR возникло от англ. «Government relations», дословно «связь с государственной системой управления», т.е. GR-менеджер – это специалист, ответственный за налаживание успешных и плодотворных связей компании с органами государственной власти. Путем создания доверительных неформальных отношений с госчиновниками и представителями общественных организаций GR-менеджеры способствуют процветанию предприятия и его устойчивому развитию. Подробнее...

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА GOVERNMENT RELATIONS (GR)

ТЕОРИЯ GR: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И КОНЦЕПЦИИ

В результате изучения материала данной главы студент должен:

знать

  • определения базовых понятий GR и лоббизма;
  • методологию исследования GR и лоббизма;

уметь

  • определять основные субъекты и объекты GR;
  • выделять навыки, качества и знания, необходимые в работе GR-специалиста;

владеть

Базовыми знаниями для проведения исследований коммуникаций с органами государственной власти.

Понятие "government relations"

В настоящее время GR становится все более востребованной сферой деятельности. Тем не менее в России еще недостаточно литературы, теоретических разработок и рекомендаций, касающихся GR-деятельности. Это приводит к тому, что любой исследователь данного практического и научного поля может столкнуться с различными точками зрения, подходами и попытками понимания GR, а в разных компаниях возникает свое представление о том, чем является GR и как он должен быть организован.

Приведем некоторые определения, встречающиеся в специальной литературе;

"GR представляет собой деятельность по выстраиванию отношений между различными общественными группами (бизнес-структурами, профессиональными союзами, добровольческими организациями и пр.) и государственной властью, включающую в себя сбор и обработку информации о деятельности правительства, подготовку и распространение информации о позициях представляемых групп, влияние на процессы принятия политических и административных решений (лоббизм)" .

"GR – это применение коммуникативных технологий индивидами или социальными институтами для влияния на правительственные решения местного, регионального, национального или интернационального уровней или их комбинаций" .

"GR – сознательная организация коммуникации, установление эффективных коммуникаций с органами государственной власти" .

"Связи с государством" – это особая организация взаимодействия негосударственных структур (ассоциаций гражданского общества, бизнеса) с государством для влияния на власть с целью согласования интересов и принятия эффективных решений" .

В профессиональном словаре лоббистской деятельности (составитель П. А. Толстых) приводится следующее определение: "Government Relations (GR, дословно: взаимодействие с органами государственной власти) – это деятельность специально уполномоченных сотрудников крупных коммерческих структур (GR-специалистов) по сопровождению деятельности компании в политической среде" .

Приведенные выше определения свидетельствуют о том, что government relations – многоаспектная (прежде всего – коммуникативная) деятельность негосударственных структур, направленная на осуществление взаимодействия с органами государственной власти.

В отечественном дискурсе встречается и другая точка зрения на понятие GR – когда GR рассматривается как PR государственных структур. Так, по мнению эксперта в области PR Ю. М. Михайлова, субъектом PR-процесса служат органы государственной власти, а указанную разновидность связей с общественностью можно обозначить как стэйт-PR или GR . На взгляд авторов данного учебника, такая точка зрения является ошибочной.

Существуют проблемы с понятийным полем GR и демаркацией его от других, довольно близких по смыслу и содержанию понятий.

Важная проблема для теории и практики GR – дистанцирование от лоббистской деятельности. Одни авторы используют понятия "GR" и "лоббизм" как идентичные. Другие считают, что одно понятие включает в себя другое. Третьи рассматривают лоббистскую деятельность как технологическую часть GR. Так, в учебном пособии под ред. Л. В. Сморгунова и Л. Н. Тимофеевой утверждается, что лоббизм является определенной технологией, зарекомендовавшей себя в качестве действенного средства системы GR .

В данном учебнике предлагается понимать под GR отношения социальных субъектов с органами государственной власти, а под лоббизмом – решения тех или иных вопросов в интересах заинтересованных групп в государственных органах власти на основе знания процедур. Иными словами, специалисты в области GR – люди, которые строят мост между властью и бизнесом (или иными общественными организациями), для того чтобы по этому мосту могли свободно пройти лоббисты для решения своих вопросов с властью. Лоббист должен владеть теорией принятия решений в различных властных структурах и обязан знать конкретные процедуры принятия решений на том или ином уровне государственной власти. GR-деятельность предполагает, прежде всего, умение выстраивать доверительные отношения с властью с помощью технологий PR-деятельности, под которыми понимается социально-коммуникативная технология управления внешними и внутренними коммуникациями социального субъекта с его целевыми аудиториями. В евою очередь, социальная коммуникативная технология – опирающаяся на определенный план (программу действий) целенаправленная системно организованная деятельность по управлению коммуникацией социального субъекта, направленная на решение какой- либо социально-значимой задачи .

К технологиям GR-коммуникаций следует отнести: медиарилейшнз, участие в обсуждении органами государственной власти интересующих вопросов, технологии реализации программ корпоративной социальной ответственности, политический фандрайзинг и спонсорские программы, участие в экспертных советах и т.п. GR-специалист должен в совершенстве владеть коммуникативными навыками и уметь "вписать" проблемы своего бизнеса в повестку дня власти.

Специалисту в области GR, в отличие от лоббиста, не обязательно знать детали принятия закона, постановления, и т.д. Его главная задача – выстраивание позитивных отношений с властью. Он должен также уметь подобрать и организовать специалистов (профессиональных лоббистов), которые обладают необходимыми для решения того или иного вопроса профессиональными компетенциями и личностными характеристиками. Очевидным образом различаются и режимы работы в GR и лоббизме. GR-специалист, как правило, работает в структуре компании, занимаясь разработкой и реализацией ее стратегии в отношении органов власти. Лоббист же часто привлекается на проектной основе за гонорар и является внешним по отношению к организации профессионалом. "Лоббирование – чаще единичный проект, хотя и может подразумевать целую систему мероприятий. GR - системная работа по изучению и мониторингу действий органов государственной власти и чиновников, а также донесению позиции компании по тому или иному вопросу" .

Итак, лоббизм и GR, будучи смежными понятиями, не являются тождественными.

В отличие от традиционных форм лоббизма, тесно связанных с межличностным взаимодействием с политиками и государственными служащими, GR обладает целым рядом стратегических преимуществ.

Во-первых, в общественном сознании лоббизм практически стал синонимом коррупции, поскольку контакты заинтересованных лиц с представителями политического истеблишмента происходят кулуарно. Аура скрытности и недоступности приводит к психологическому эффекту негативного восприятия самой деятельности.

Во-вторых, лоббизм приводит к зависимости субъектов GR-деятельности от персоналий во властных структурах, от их субъективных предпочтений и пожеланий. Это не может положительным образом сказываться на долгосрочном планировании, а также ставит участников рынка в неравное положение, когда государственные заказы или законодательные решения распределяются в пользу одного из участников.

В-третьих, следует согласиться с американским исследователем и практиком Чарльзом Маском, что особенностью GR является постоянное использование новых инновационных коммуникативных технологий, пришедших из маркетинга, PR и электоральных кампаний.

И наконец, немаловажным обстоятельством, повлекшим за собой переход к современным формам GR-деятельности, стала проблема долгосрочности исполнения принятых государственными органами решений. Общественная поддержка, публичное освещение и коалиционная политика делают необратимыми решения, полученные в результате GR-деятельности, тогда как лоббистские усилия могут быть дезавуированы спустя некоторое время после принятия государственных решений.

Важно подчеркнуть, что понятие "лоббизм" намного старше, чем "GR". Если о лоббизме, как важном институте демократической политической системы, зародившемуся на Западе, можно говорить уже применительно к XIX в., то GR появляется гораздо позже – в 1970-е гг. в США и в 1980– 1990-е гг. в Европе. Связано это было, прежде всего, с возросшим вниманием общественности и СМИ к деятельности корпораций, с изменением публичного пространства, в котором коммуникация заняла центральное место.

В американской корпоративной среде в 1970-е гг. зародилось еще одно близкое к лоббизму понятие – issues management (в дословном переводе – "решение проблемных вопросов") - как ответная мера на ряд проигранных кейсов по формированию публичной политики в пользу активистских групп. В 1968–1972 гг. Конгресс принял ряд важнейших законопроектов и законов, касающихся защиты экологии, охраны труда, здравоохранения и защиты прав потребителей. Наряду с уменьшающимся влиянием ведущих корпораций на формирование государственно-общественной политики, росло недоверие к корпорациям и их политике среди населения. Прежние лоббистские приемы начали давать сбой. Уже недостаточно было просто оплатить услуги лоббиста, чтобы решить вопрос по интересующему законопроекту. Корпорациям требовалась новая модель влияния на формирование публичной политики. Именно тогда корпорации начали брать на вооружение методы, ранее считавшиеся прерогативой активистских групп: создание коалиций, grassroots-кампании, работа с местными сообществами. Новая форма корпоративного активизма, получившая название "issues management", основана на идее решения проблемных вопросов, имеющих отношение к деятельности компании, а также затрагивающих общественные интересы за счет превентивных мер по управлению повесткой дня и предложению опций по решению проблемы. В обязанности issues менеджеров входит выработка стратегий решения по конкретной теме (issue) или превентивная борьба с потенциальными рисками до того, как они стали проблемой и переместились в законодательное поле.

Необходимо рассмотреть еще одно важное понятие – public affairs (в дословном переводе – "публичные дела"). По мнению ряда авторов, термин "лоббизм", как правило, нагружен негативными коннотациями и его заменяют термином public affairs, так, в Великобритании лоббистские агентства называют себя РА-консультантами .

Существуют различные определения public affairs. К примеру, Джон Палужек из агентства Ketchum считает, что "public affairs помогают организации развивать и поддерживать взаимовыгодные отношения с различными представителями общественности, от которых зависит не только состояние государственной политики, но и будущее организации" . Джеймс Грюниг видит public affairs как более узкую область связей с общественностью, "которая сводится к коммуникациям с представителями госорганов и другими акторами, определяющими публичную политику" .

Представляется важным привести здесь определение public relations, выработанное в рамках Петербургской школы PR и используемое нами как базовое.

Паблик рилейшнз – управленческая коммуникативная деятельность (совокупность социальных практик), направленная на оптимизацию взаимодействий социального субъекта со значимыми сегментами социальной среды – с его общественностью" .

Таким образом, GR вполне может рассматриваться как вид PR-деятельности коммерческой или некоммерческой организации, направленный на коммуникативное взаимодействие социального субъекта с одним из сегментов его общественности – с органами государственной власти. Результатом GR-деятелыюсти являются хорошо налаженные отношения бизнеса (либо некоммерческой организации) с органами власти.

Другими словами, GR вид PR-деятельности социального субъекта, направленный на регуляцию отношений с органами власти.

Это и будет наше основное определение GR.