Открытое занятие по проектной деятельности. Методическое занятие по организации проектной деятельности в образовательной организации

Метод проектов

Проект - дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, то есть целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы или задачи путем решения задач, вытекающих из нее при рассмотрении в определенной ситуации;

Деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.

Проектирование – самостоятельная работа учеников, основной целью которой является развитие и закрепление теоретических знаний и различных навыков при решении практических задач с использованием различных технологий.

Метод проектов – совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи, решения определенной проблемы, значимой для учеников и оформленной в виде конечного продукта.

Проектная методика – совокупность поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути, представляющих собой дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств учащихся в процессе создания конкретного продукта.

Типология проектов

1. доминирующий в проекте метод или вид деятельности: исследовательский, творческий, ролево-игровой, информационный, практико-ориентированный и т. д;

2. предметно-содержательная область: монопроект (в рамках одной области знания) и межпредметный проект;

3. характер координации проекта: с открытой, явной координацией (непосредственный) и со скрытой координацией (неявный, имитирующий участника проекта);

4. характер контактов (среди участников одной школы, одного класса, города, региона, одной страны, разных стран мира): внутренний, или региональный, и международный;

5. количество участников проекта (личностные, парные, групповые);

6. продолжительность проекта (краткосрочный, средней продолжительности, долгосрочный).

    1. Исследовательские проекты

Требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, обоснования актуальности предмета исследования для всех участников, обозначения источников информации, продуманных методов, результатов. Они полностью подчинены логике небольшого исследования и имеют структуру, приближенную к подлинно научному исследованию или полностью совпадающую с ним (аргументация актуальности, принятой для исследования темы; определение проблемы исследования, его предмета и объекта; обозначение задач исследования; определение методов исследования, источников информации; выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, определение путей ее решения; обсуждение полученных результатов, выводы; оформление результатов исследования; обозначение новых проблем для дальнейшего процесса исследования). Все сказанное должно полностью соответствовать уровню языковой подготовки учащихся определенного этапа обучения. Обычно исследовательские проекты бывают предметными, в ряде случаев - межпредметными.

1.2 Творческие проекты

Любой проект требует творческого подхода, и в этом смысле любой проект можно назвать творческим, при выделении данного типа проекта исходили из доминирующего принципа. Предполагают соответствующее оформление результатов. Они, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Она только намечается и далее развивается, подчиняясь принятой группой логике совместной деятельности, интересам участников проекта. В данном случае следует договориться о планируемых результатах и форме их представления (совместной газете, сочинении, видеофильме, драматизации, ролевой игре и т. п.). Это могут быть проблемы, связанные с содержанием какого-то произведения, статьи, жизненной ситуации. Оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария видеофильма, драматизации, программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа, дизайна и рубрик газеты, альманаха, альбома.

1.3 Ролево-игровые проекты

В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые ситуациями, придуманными участниками. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут проявляться лишь к его окончанию. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая.

1.4 Информационные проекты

Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-либо объекте, явлении; ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической корректировки по ходу работы над проектом. Структура такого проекта может быть обозначена следующим образом: цель проекта, предмет информационного поиска, источники информации (средства СМИ, базы данных, в том числе электронные, интервью, анкетирование, в том числе и зарубежных партнеров); способы обработки информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы); Результат информационного поиска (статья, аннотация, реферат, доклад, видео); презентация.

Такие проекты часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их органичной частью, модулем.

1.5 Практико-ориентированные проекты

Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта, который обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников (документ, созданный на основе полученных результатов исследования; программа действий; рекомендации, направленные на ликвидацию выявленных несоответствий; словарь обиходной лексики).

Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие результаты совместной деятельности и участие каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, а также организация систематической внешней оценки проекта.

    Монопроекты

Такие проекты проводятся в рамках одного учебного предмета. При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы программы, например, это темы, связанные со страноведческой, социальной, исторической тематикой. Разумеется, работа над монопроектами предусматривает применение знаний из других областей. Но сама проблема лежит в русле собственно филологического, лингвистического, культурологического знания. Подобный проект также требует тщательной структуризации по занятиям с четким обозначением не только целей и задач проекта, но и тех знаний, умений, которые ученики предположительно должны в результате приобрести. Заранее планируется логика работы, форма презентации, которую выбирают участники проекта самостоятельно. Часто работа над такими проектами имеет свое продолжение в виде индивидуальных или групповых проектов во внеурочное время.

    Межпредметные проекты

Эти проекты, как правило, выполняются во внеурочное время. Это могут быть небольшие проекты, затрагивающие два - три предмета, а также достаточно объемные, продолжительные, планирующие решить ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников («Единое речевое пространство», «На рубеже веков»). Такие проекты требуют очень квалифицированной координации со стороны специалистов, слаженной работы многих творческих групп, имеющих четко определенные исследовательские задания, хорошо проработанные формы промежуточных и итоговых презентаций.

3.1 Проекты с открытой, явной координацией

В таких проектах координатор участвует в собственной своей функции, ненавязчиво направляя работу его участников, организуя в случае необходимости отдельные этапы проекта, деятельность отдельных его участников (например, если нужно договориться о встрече, провести анкетирование, интервью со специалистами, собрать репрезентативные данные).

3.2 Проекты со скрытой координацией

В таких проектах координатор выступает как полноправный участник (один из...).

4.1 Внутренние, или региональные, проекты.

Эти проекты, организуемые или внутри одной организации, на занятиях по одному предмету, или междисциплинарные, или между институтами, группами внутри региона, одной страны (это относится только к коммуникационным проектам).

    Международные проекты.

Участниками проекта являются представители разных стран. Эти проекты представляют исключительный интерес, поскольку для их реализации требуются средства информационных технологий.

5. По количеству участников проектов можно выделить такие: личностные (между двумя партнерами); парные (между парами участников); групповые (между группами).

В последнем случае очень важно правильно с методической точки зрения организовать эту групповую деятельность участников проекта (как в группе своих студентов, так и в объединенной группе участников проекта из различных групп, стран). Роль педагога-координатора в этом случае особенно важна.

Основные принципы организации и работы с группой:

    группы учащихся формируются преподавателем с учетом психологии совместимости участников, при этом в группе должны быть сильные, средние, слабые студенты;

    группе достается одно задание, при его выполнение возможно разделение ролей между участниками;

    оценивается работа не одного учащегося, а всей группы;

    преподаватель может сам выбирать члена группы, который должен отчитаться за задание, иногда это может быть слабый студент, ибо цель любого задания – не формальное его выполнение, а овладение материалом каждым участником группы.

6. По продолжительности проведения проекты могут быть краткосрочными (для решения небольшой проблемы или части более значимой); средней продолжительности (один-два месяца) и долгосрочными (до года).

Как правило, краткосрочные проекты проводятся на занятиях по отдельному предмету иногда с привлечением знаний из другой учебной дисциплины. Что касается проектов средней продолжительности и долгосрочных, то такие проекты, обычные или телекоммуникационные, внутренние или международные, являются междисциплинарными и содержат достаточно значимую проблему или несколько взаимосвязанных проблем, и тогда они могут представлять собой целостную программу. Такие проекты проводятся во внеурочное время, хотя отслеживаться могут и на занятиях.

Разумеется, в реальной практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых имеются признаки разных видов. Каждый проект имеет тот или иной вид координации, сроки исполнения, этапность, количество участников. Поэтому следует иметь в виду признаки и характерные особенности каждого из них.

Этапы работы

I . Подготовительный, который включает в себя следующие шаги:

1. Планирование проекта в соответствии с: планом и темой, возрастом и опытом участников, их интересами, доступностью и посильностью информации, лексикой из темы, параграфа, книги, реальностью ситуаций;

Необходимо учитывать такие факторы, как: вовлечение всех учеников, их работа дома и на занятиях, использование всех видов речевой деятельности (написать статью, сделать запись на кассете...), возможности класса, группы, каждого школьника отдельно.

2. Выдвижение идеи преподавателем на занятии.

3. Обсуждение идеи участниками проекта; выдвижение ими своих, новых; аргументирование мнения (этот этап имеет место, если речь идет о большом, то есть длительном проекте).

II . Организация работы:

1. Формирование микрогрупп. Важно учесть, что все группы создаются на основе личных симпатий и общности содержательного интереса.

    Распределение заданий в микрогруппах (если в этом есть необходимость).

    Практическая деятельность участников в рамках проекта (сбор информации и ее анализ).

    Завершающий этап:

1. Промежуточный контроль (при длительном проекте).

2. Обсуждение способа оформления проекта..

3. Документирование проекта.

4. Презентация результатов проекта всей группе.

5. Подведение итогов выполнения проекта: обсуждение результатов, выставление оценок.

    Этап практического использования результатов проекта.

    Рефлексия

При работе над проектом преподаватель

    рассматривает себя прежде всего как организатора и руководителя учебно-воспитательной проектной деятельности;

    использует индивидуальную и коллективную работу во взаимосвязи и взаимодействии, чтобы не только активизировать каждого, но и способствовать сплочению коллектива;

    ставит перед участниками проекта проблемные вопросы, чтобы стимулировать их интеллектуальную активность;

    помогает в поиске источников, способных помочь в работе над определенной темой;

    учит добывать знания, обращаясь к таблицам, схемам, грамматическим справочникам, словарям;

    сам является источником информации;

    координирует весь процесс;

    поддерживает и поощряет;

    поддерживает непрерывную связь, чтобы помогать продвигаться в работе над проектом;

    обеспечивает «видение» участниками проекта своего продвижения в овладении языком;

    помогает учиться самим.

Требования к результатам учебных проектов


Результаты проектной работы могут быть получены при помощи как традиционных, так и современных методов сбора информации. При этом результаты проектной деятельности:

    представляются в виде конкретного продукта (доклада, альбома, сборника, плана-карты, фильма и др.)

    выполняются в едином стиле (например, итоговый доклад должен содержать заголовки, подзаголовки, иметь поля и т.п.)

    предполагают поиск необходимой информации, обсуждение научных проблем;

    рассчитаны на восприятие как зрителей, так и читателей;

    защищаются в присутствии заинтересованной аудитории;

    должны в дальнейшем использоваться в учебном процессе.

Требования к использованию метода проектов

1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы \ задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.

2. Практическая и теоретическая значимость предполагаемых результатов.

3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на уроке или во внеурочное время.

4. Структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов и распределением ролей (учителем или самими учениками).

5. Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающие из нее задачи исследования, оформление конечных результатов, их анализ; подведение итогов и т. п.

Тема: Программа МРР. Формирование умения в работе с диаграммой.

Цель: освоение программы МРР, формирование учений в работе с диаграммой

Планируемые результаты:

Предметные:

Познакомятся с понятием «диаграмма» в МРР;

Познакомсятся с путем составления диаграммы в МРР;

Будут учиться работать с диаграммами при составлении презентации к проекту;

Личностные:

Будут учиться ориентироваться на развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности;

Будут учиться ставить цель на уроке и планировать пути ее достижения;

Метапредметные

Познавательные:

Будут учиться находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий, строить несложные рассуждения;

Будут учиться осуществлять анализ, сравнение;

Регулятивные:

Будут учиться принимать учебную цель, сформулированную вместе с учителем;

Будут учиться выполнять учебные действия в умственной и речевой форме, планировать свои действия для решения задачи;

Коммуникативные:

Будут учиться строить монологическое высказывание;

Будут учиться участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности;

Будут учиться ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

Ресурсы: рабочая тетрадь «Учусь создавать проект»,

План занятия:

1.Организационный момент

2.Актуализация знаний

3.Основной этап

4.Рефлексия

Ход занятия

1.Организационный момент

У: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Елизавета Викторовна. Сегодня внеурочное занятие у вас проведу я.

2.Актуализация знаний

У: Ребята, перед вами находятся понятия и их определения. Они расположены хаотично. Ваша задача сейчас, найти соответствия. И определить, что лишнее.

Таблица - способ структурирования данных. Представляет собой распределение данных по однотипным строкам и столбцам.

Изображение - предмет, явление, изображающие что-то или кого-то.

Схема - изложение, описание, изображение чего-н. в главных чертах.(подсказка: схематично)

(Лишняя - диаграмма.)

У: Ребята, что осталось без определения? Диаграмма. А что такое диаграмма? (Диаграмма - графическое представление данных линейными отрезками или геометрическими фигурами, позволяющее быстро оценить соотношение нескольких величин.) А что может отобразить диаграмма?

У: Ребята, как вы думаете, какова тема нашего занятия? (Работа с диаграммами) А чем будем заниматься?(Работать с диаграммами). Как можем проверить наши предположения?(Открыть и посмотреть в тетради)

3.Основной этап

У: Теперь откроем тетради на странице 16. Прочтем наставление мудрого дельфина.

Дружок! Ты уже знаком с программой МРР и многое умеешь делать в этой программе. Сегодня ты научишься выбирать макет и стиль диаграммы.

У: Ребята, что такое МРР? (Программа, позволяющая создать презентацию.)

У: Сегодня мы с вами разберем теоретический аспект работы с диаграммами в МРР. А дома у кого есть компьютеры, вы можете уже самостоятельно опробовать.
У: Приступим. Ребята, для того, чтобы начать работу с диаграммами в МРР что нужно сделать для начала? (Зайти в МРР). Верно! Так и гласит первый пункт работы с макетом диаграммы.

У: Следующий пункт. Читаем.(2.Создай слайд, где нужно поместить диаграмму)

4.Подведи курсор к строке «Диаграммы»
5. Щелкни левой кнопкой мыши по строке «Диаграммы»

6. Диаграмма встанет на заготовленный слайд.

7.Щелкни диаграмму, которую ты хочешь отформатировать(В данном диалоговом окне у нас выпадает целый ряд шаблонов диаграмм.(учитель демонстрирует каждую)) . Выбрав это окно, открывается дополнительно MS Excel . В данной программе заполняются данные, которые отобразит диаграмма. Заполнив таблицу, выделяем то, что хотим отобразить и это автоматически отображается в диаграмме в МРР.

8.Будут отображены средства «Работа с диаграммами», включающие вкладки «Конструктор, Макет и Формат»

9.На вкладке «Конструктор » в группе «Экспресс-макет» щелкни элемент диаграммы, который следует использовать/

(Учитель выполняет данные действия на ноутбуке на руках или же показывает на картинках)

Ребята, вот мы с вами выполнили диаграмму. Выбрали ее макет

У: Теперь поработаем со стилем диаграммы.

1. Щелкни по диаграмме один раз левой кнопкой мыши.

2. Будут отображены средства «Работа с диаграммами», включающие вкладки «Конструктор, Макет и Формат»

3. На вкладке «Конструктор», в группе «Экспресс-стили» выбери подходящий стиль и щелкни по нему один раз левой кнопкой мыши.

Открываем вкладку «Макеты»-«Подписи»- Выбираем расположение названия диаграммы.

В группе «Оси»

Выберем необходимые параметры осей или линий сетки. Если тебе нужно изменить параметры «Основной горизонтальной оси» , выбери подходящие параметры (месяца - тепмература).

Вкладка «Формат». В этой вкладке мы работаем отдельно со всеми элементами диаграммы. Отдельно прорабатываем шкалы, шрифты.

Ребята, теперь с вами немного отдохнем. Логическая задача. Читаем

Пошли как-то Гарри, Рон и Гермиона в запретный лес. В дороге здорово проголодались. Выложили свои припасы. У Рона оказалось 7 сэндвичей, у Гарри - 5, а у Гермионы - ни одного сэндвича. Друзья разделили все сэндвичи порвну на троих. Но зато у Гермионы нашлись шоколадные лягушата. Она дала Рону и Гарри 12 шоколадных лягушат.

Вопрос: Как мальчики должны поделить их по справедливости?(9 и 3)

Ребята, теперь ваша задача такова. Сейчас вы делитесь на группы. Я вам раздам «слайды» и данные в таблицах. Ваша задача обработать данные из таблиц и составить в ручную диаграммы, на основе данных из таблиц. Вы можете выбрать из тех, что мы с вами разобрали.

При ответе вы должны будете представить свои диаграммы и рассказать, что отражает диаграмма.

4.Рефлексия

Чем мы сегодня занимались? Что узнали? Что показалось сложным? Что извлекали для себя на уроке?

Итог.
Ребята, вы сегодня были очень активными, заинтересованными. Старались быстро выполнить все задания, были внимательными и трудолюбивыми. Спасибо вам большое за урок. С вами было очень приятно работать.

Проект с детьми средней группы «Воздушная страна»

Участники проекта : воспитатели, воспитанники, родители.

Длительность проекта : краткосрочный.

Тип проекта : экспериментальный.

Актуальность проекта : недостаточность сформированности знаний и представлений детей о явлении не живой природы - воздухе , его свойствах, влиянии на живую природу.

Цель проекта : Создать условия для развития интереса детей к опытно-экспериментальной деятельности, дать представление о воздухе, его свойствах, его значении.

Задачи проекта :

Обучающие:

Расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека;

Познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха и способами его обнаружения;

Активизировать и расширять словарный запас детей.

Развивающие:

Развивать мыслительные операции,умение делать выводы.

Развивать познавательный интерес в процессе экспериментальной деятельности;

Развивать экологическое сознание.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к окружающей жизни.

Планируемые результаты: После завершения проекта дошкольники смогут :

Проявлять интерес к миру природы, самостоятельно формулировать вопросы и искать на них ответы (самостоятельно и совместно с взрослыми).

Осуществлять поиск информации (самостоятельно и совместно с взрослыми).

Собирать, обобщать и оценивать факты, формулировать и представлять собственную точку зрения (самостоятельно и совместно с взрослыми).

Проблемные вопросы, решаемые в ходе проекта :

Что такое воздух?

Какой он?

Зачем он нужен людям, животным и растениям?

Как можно увидеть воздух?

Как можно услышать воздух?

Как можно почувствовать воздух?

Имеет ли воздух форму?

Имеет ли воздух цвет?

Предполагаемый результат:

Презентация проекта в ДОУ ;

Творческая презентация с участием детей;

Опыты и эксперименты дома.

Этапы реализации проекта :

1 этап : подготовительный.

Создание технической базы для детского экспериментирования. Оснащение центра экспериментирования по данной теме.

Чтение энциклопедии.

Анкетирование родителей по данной проблеме.

Консультирование родителей.

Знакомство с правилами безопасности во время проведения экспериментов.

Постановка проблемы, определение цели и задач исследовательской работы.

Дети любят приносить в детский сад мыльные пузыри. В очередной раз, когда ребенок принёс и стал пускать пузыри, я сказала: «А вы знаете, что внутри пузырей воздух?» Многие дети засмеялись. Дети были удивлены, как воздух ? Тогда мы взяли ёмкость с водой и через трубочки начали дуть в воду. В воде стали появляться пузырьки. От куда же они появились в воде? Так, путём логической цепочки мы предположили что это воздух . Дети выявили проблему: «Что же такое воздух ?», «Откуда он берётся?».

В соответствие с проблемой, дети вместе с воспитателем поставили задачи дальнейшего исследования проблемы:

1) Узнать про воздух , как можно больше.

2) Провести опыты с воздухом .

2 этап : основной.

Организация исследования в рамках проекта .

Для мотивации интереса к экспериментированию некоторые проблемные ситуации формулировались от имени сказочного героя. Так, в нашем центре по экспериментированию появился мишка-путешественник на воздушном шаре, прилетевший из воздушной страны, от имени которого предлагались задания, и которому дети рассказывали о своих экспериментах и выводах.

Теоретическая часть :

Составление перспективного плана работы с детьми,

Анкетирование родителей,

Описание опытов;

Консультирование родителей по теме «Экспериментируйте с детьми дома».

Практическая часть :

Наблюдения на прогулке (когда мы выдыхаем, то воздух видно, потому что на улице холодно).

Игры-эксперименты по данной проблеме в ДОУ и дома:

1.Как увидеть воздух;

2.Как услышать воздух;

3.Как почувствовать воздух.

Центр экспериментирования: ёмкости для воды разного размера, воздушные шарики , мыльные пузыри, коктельные трубочки, резиновые и надувные игрушки, шампунь, веера, салфетки, свистульки, султанчики, вертушки, схема свойств воздуха.

По проблеме загрязнения воздуха, мы решили с ребятами построить из конструктора город, в центре которого был построен завод, машины стояли хаотично, беспорядочно. Жителям города было не комфортно, не было зелёных зон отдыха, деревьев, дорог. Затем ребятам был задан вопрос: «Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы в нашем городе стал воздух чище? И жители чувствовали себя уютно и комфортно». «Вы можете помочь в решении данной проблемы?». «Конечно да!» - воскликнули ребята и начали перестраивать. Завод был вынесен за пределы города, в самом городе появились деревья, парк с прудом и уточками, для машин была построена дорога за городом.

3 этап : заключительный.

Презентация проекта в ДОУ.

Результат проекта.

Воспитанники могут самостоятельно проводить эксперименты по

обнаружению воздуха.

Умеют рассказывать о способах обнаружения воздуха.

Имеют представление о свойствах воздуха.

Знают о необходимости воздуха людям , растениям, животным.

Знают что воздух нельзя загрязнять.

муниципальное образовательное учреждение

«Судская средняя общеобразовательная школа №1»

Конспект занятия

по проектной деятельности

«Учимся планировать »

2 класс

Разработчик:

Шмидт Ольга Николаевна,

учитель начальных классов,

ЗАНЯТИЕ ПО ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «УЧИМСЯ ПЛАНИРОВАТЬ»
Пояснительная записка

На разных этапах проектирования от учеников требуются те или иные умения и навыки. Одним из них является умение планировать свою деятельность.

В основу организации занятия положен деятельностный подход. Используются различные формы организации познавательной деятельности учащихся (фронтальная, парная, групповая).

Задания подобраны с нарастающей степенью сложности, постепенно переходя в творческие, требующие активной познавательной деятельности учащихся.

Цели: - развивать творческое мышление, воображение;

Формировать умение составлять план, распределять свои дела;

Способствовать развитию коммуникативных, рефлексивно-оценочных умений и навыков;

Воспитывать доброжелательное и толерантное отношение друг к другу.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Здравствуйте, дети! Начинаем наше занятие. Будьте активны, внимательны и у вас всё получится.

Скажите, пожалуйста, над каким проектом мы работаем? («Папа, мама, я – спортивная семья»).

Давайте вспомним основные этапы проекта, назовите их.

(Это: проблема; планирование; поиск информации; продукт; презентация)

Мы уже знаем, что проект – это пять «П».

Какие этапы мы уже преодолели? (Преодолели этап «Проблема»)

Давайте вспомним, в чём состоит проблема нашего проекта. (23 февраля – День защитника Отечества и нам нужно подготовить праздник. Мы остановились на семейном празднике «Папа, мама, я – спортивная семья», но проблема в том, что не составлена программа и не придуманы конкурсы)

А на каком этапе проекта мы сейчас работаем? (На этапе «Планирование»)

Так какова же тема нашего занятия? (Планирование)

Чему вы будете учится на данном занятии? Поставьте для себя цели. (Учиться составлять план и работать по плану).

А кто помнит, что такое план? (Это заранее намеченная система мероприятий, предусматривающая порядок, последовательность и сроки проведения работ).

В нашем проекте очень много разных дел, которые нам ещё предстоит выполнить. Так давайте мы с вами сейчас попытаемся распределить наши дела, связанные с выполнением проекта на более или менее важные и срочные.

I. Задание для самостоятельной работы (работа в паре).

На доске таблица: «Важно. Срочно»

Перед вами таблица.

Назовите, какие дела находятся в таблице под номерами 1; 2; 3; 4?

В таблице заполняются поля:

1) важно, срочно;

2) важно, не срочно;

3) не важно, но срочно;

4) не важно и не срочно.

А сейчас я вам предлагаю поработать в паре. Посмотрите, какие дела вам нужно распределить в таблице.

Вариант задания (вперемешку даны следующие дела):

    придумать конкурсы для команд;

    изготовить приглашения (или подобрать необходимое оборудование);

    подобрать стихи и песни;

    подготовить фоторепортаж о празднике.

Дети работают в парах. Затем проходит коллективное обсуждение выполнения задания.

Какое из предложенных дел вы считаете важным и срочным? Почему?

По какому критерию вы себя будете оценивать? (По критерию правильности заполнения таблицы и по качеству работы в паре)

А сейчас немного отдохнём.

Отгадайте загадки.

II. Физминутка. Упражнения на развитие творческого мышления

    Загадан здесь сосуд широкий,

Большой, округлый, неглубокий.

Скажи, во что, когда стирает,

Бельё хозяйка собирает? (Таз)

- Какой формы таз?(Круглой)

- Покружитесь и покажите, что он круглый.

    В неё сложу свои игрушки:

Вот пистолеты, сабли, пушки.

Сестрица спросит очень робко:

«Не маленькая ли …….?» (Коробка)

- Для чего мальчику нужна коробка?(Чтобы положить игрушки)

- Давайте присядем, как будто мы игрушки, сложенные в коробку.

    Хлопотун Егорка

Взялся за уборку:

В пляс по комнате пошёл,

Оглянулся – чистый пол. (Веник)

- Для чего нужен веник? (Чтобы мести пол)

- Изобразите, как вы метёте пол.

Сегодня мы постараемся найти необычное применение этим обычным предметам.

А для этого вам нужно объединится в группы.

III. Работа в группах. Проектное задание

Учащиеся объединяются в творческие группы.

Проводится жеребьёвка (на листочках) – назначаются ответственные в группе.

Группы получают задание – придумать спортивные конкурсы с неспортивными предметами (таз, коробка, веник).

Каждая группа придумывает 1 творческий проект конкурса.

А чтобы у вас получились правильно сформулированные и понятные участникам конкурсы, работать вы тоже будете по плану.

В этом вам поможет «Солнышко обдумывания» (на доске).

- Если что-то непонятно, то можете спросить у меня.

«СОЛНЫШКО ОБДУМЫВАНИЯ»

НАЗНАЧЕНИЕ ОБОРУДОВАНИЕ

НАЗВАНИЕ

КОНКУРСА

ОСОБЕННОСТИ УЧЁТ

ПРОВЕДЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ

IV. Отчёт групп о проделанной работе.

1) Представитель каждой группы выходит к доске и пользуясь «Солнышком обдумывания», защищает свой проект.

Участники других групп высказывают свои предложения по усовершенствованию конкурса.

По какому критерию вы будете себя оценивать? (По критерию активной и полезной работы в группе)

2) Подведение итогов.

Я хочу подвести итог.

Вы хорошо спланировали свою работу в проекте «Папа, мама, я – спортивная семья» и придумали замечательные конкурсы.

По конструктивным критериям они просты и удобны в проведении.

По технологическим – оригинальны и рациональны.

И конечно же учтены экономические критерии.

Необходимое оборудование доступно, практично, его можно использовать неоднократно.

Как вы считаете, задачи урока мы выполнили?

Первые конкурсы мы составили, а дома каждый из вас подумает, какие ещё неспортивные предметы можно использовать в спортивных состязаниях.

А на следующих занятиях мы будем продолжать составление конкурсной программы.

Спасибо всем за работу.

V. Итог занятия.

Подведём итог нашей работы.

Чему вы учились на этом занятии?

Как вы думаете, достигли вы поставленных целей?

А можете ли вы утверждать, что хорошо научились планировать и распределять свои дела? (Нет)

Тогда, какую цель вы перед собой должны поставить? (Продолжать учиться планировать и распределять свои дела)

VI. Рефлексия «Звёздное небо».

А сейчас я предлагаю вам оценить свой личный вклад в это занятие с помощью звёзд.


- «Красный гигант» - вклад значительный.


- «Жёлтый карлик» - вклад незначительный.


- «Чёрная дыра» - что-то не получилось.

Благодарю вас за хорошую работу.

На этом наше занятие по проектной деятельности окончено.

Как называется наш кружок?

Чему учат вас в «Школе исследователей»?

  1. Актуализация опорных знаний.

Какие качества вы в себе открыли за время работы?

Какие открытия сделали для себя?

2. Проверка домашнего задания.

С какими ребятами вы познакомились?

Какое впечатление у вас о них сложилось?

УСП 2 кл. с.5-6; 3кл. с.3

Б) «Поразмышляем».

УСП 3кл.с.2-3 (Переменка)

В) «Запомни и воспроизведи»

Напомните,с чего я начала наш урок?

Как называлось стихотворение Э. Успенского? (Удивительное дело)

Какие слова были зашифрованы в ребусах по порядку их расположения?

(шкаф,тыква, панама)

III. Постановка цели занятия.

С какой целью я вам задавала эти вопросы? (проверить память)

О чем сегодня пойдет разговор на нашем занятии?

Прочитайте тему нашего занятия.

Тема: « Светофор мысли: включаем память!»

Запишите в тетрадь.

Определите цель работы, проблему, выдвинете гипотезу.

IV.Осознанное выполнение различных действий для выявления и освоения способов решения учебных задач.

1.Понятие «память».

С чего начнём нашу работу? (выясним, что такое память)

Что такое память, по- вашему?

Прочитайте и попробуйте составить свое определение.

Память – это важное свойство человека. Благодаря памяти человек запоминает различные события, предметы. Люди всегда придавали памяти большое значение, так как без памяти человек не смог бы выжить. Да, память очень важна для человека. Если бы ее не было, то люди не смогли бы передавать все знания и умения будущему поколению. Мы не умели бы читать, считать, не помнили бы своих родителей и друзей. Очень хорошо помогает запоминать и развитое внимание. Если ты внимателен, то подмечаешь все детали, запоминаешь их, а потом легко повторяешь все, что ты видел или слышал.

Озвучьте свой ответ.

Запишите в своей тетради.

Вспомните пословицу: «Повторение –………….(мать учения)».

Как она связана с запоминанием?

Как вы думаете, а на что похожа наша память?

Нашу память можно сравнить с записной книжкой, которая хранит важную информацию, с сундучком с ценным содержимым, со шкатулочкой, с магнитофонной пленкой, диском и т.д.

Когда мы что-то хотим запомнить, то сначала фиксируем это в своей памяти, то есть как будто кладем в сундучок. Потом память сохраняет самое важное и нужное, то есть накрепко закрывает сундучок на замок. А при необходимости мы извлекаем из нашей памяти то, что запомнили и сохранили, то есть открываем наш волшебный сундучок.

Итак, память – это: Запоминание; Сохранение;Воспроизведение.

2. Упражнение на определение виды памяти.

У каждого человека существуют разные виды памяти. Сейчас мы с вами еще немного поиграем – определим виды памяти.

а) Слуховая память.

Каждый из вас получил листочек (он перевёрнут).

После того как я назову вам 7 слов, вы перевернете листочек и вычеркнете на нем картинки, которые соответствуют названным словам.

Слова: солнце, кукла, мяч, яблоко, лист, цветок, гриб.

Давайте проверим. Что вы делали, прежде чем вычеркнуть рисунок? (Слушали.)

Верно.

Какой памятью воспользовались? (слуховой)

Слуховой памятью вы пользуетесь тогда, когда учитель на уроке что-либо объясняет, когда дома слушаете маму, смотрите телевизор и т.д.

б)Зрительная память.

Каждый из вас получит чистый лист, разделенный на 5 клеток. В течение 10 секунд я покажу вам такой же лист, но в каждой клеточке будет рисунок. Ваша задача – нарисовать такие же рисунки в той же последовательности.

Давайте проверим.

Что вы делали перед тем, как начать рисовать? (Смотрели)

Значит, вам помогло зрение. Как же можно назвать такой вид памяти? (Зрительная)

в) Двигательная память.

Если бы мы обладали только такими видами памяти, то не смогли бы научиться плавать и танцевать. И во время обучения письму вы тоже запоминаете определенные движения. Значит, двигаться нам помогает тоже память.

Кто хочет проверить свою двигательную память?

Сейчас три ученика на 5 секунд примут какую-нибудь позу, а после этого желающий должен будет повторить.

г) Осязательная память.

Закрой глаза. (Неожиданно для ребёнка говорю - чайник горячий. Ребёнок убирает руки.)

Почему убрали резко руки?

Закройте глаза и вспомните прикосновение пушистого и мягкого ковра или котенка. А теперь вспомните прикосновение холодного снега, когда лепите снежный ком и рукам зябко.

Какая память у вас работала? (Этот вид памяти называется осязательной)

Д) Обонятельная память.

А теперь вспомните запах костра, печеной картошки (или запах духов).

Какая память работает в данном случае?

Е) Вкусовая память.

Показываю лимон. Что произошло? (кисло)

Показываю апельсин. Что произошло? (сладко)

Какая память работала?

V. Контроль, самоконтроль.

Над какой темой работали?

Что выяснили?

Как проверить гипотезу?

VI. Домашнее задание.

Аккуратно вклеить работы в тетрадь. Подобрать методики для исследования памяти. Исследовать свою память и память родителей. Сделать вывод и оформить результаты исследования в тетрадь.

Название методики:

Результаты исследования (таблица)

Вывод: Какая память у вас лучше развита?

VI. Рефлексия.

Что вы узнали на сегодняшнем занятии?

Что помогло вам решить задачи?

Где можно применить свои знания?

Выскажите своё мнение по занятию.

Прием «Плюс – минус - интересно»