Презентация житие петра и февронии. Повесть о петре и февронии муромских

  • Подготовила:
  • Пелих Оксана Николаевна
  • Воспитатель
  • МБДОУ №34 «Цветик-семицветик»
8 июля в России отмечается День семьи, любви и верности. В этот день русская православная церковь отмечает день памяти святых Петра и Февронии, которые издревле считались на Руси покровителями семьи и брака.
  • Инициатива об утверждении нового государственного праздника – Всероссийского дня супружеской любви и семейного счастья в честь благоверных князя Петра и княгини Февронии была единогласно одобрена в Совете Федерации на заседании Комитета Совета Федерации по социальной политике 26марта 2008 года.
История святой супружеской пары описана в древнерусской «Повести о Петре и Февронии Муромских». ПЁТР МУРОМСКИЙ ФЕВРОНИЯ Из истории Петра и Февронии
  • Петр был младшим братом муромского князя. Вел веселую жизнь, но однажды случилась с ним беда – появились на теле язвочки. Разные доктора лечили Петра, но безуспешно. Кто-то подсказал ему, что где-то в деревне живет девица умная - разумная, знающая травы и умеющая лечить болезни всякие. Пришел к ней Петр и попросил дать ему здоровья. Девушка согласилась, но лишь при одном условии – Петр должен был пообещать ей, что если выздоровеет, то женится на ней. Добрый молодец, желая побыстрее избавиться от гадости, уродующей его кожу, согласился на все.
  • Девушка изготовила для него специальную мазь и дала с такой инструкцией: «Вернувшись домой, тут же смажь все язвочки, а одну не трогай. Так надо!». Петр сделал все так, как она сказала. И чудо произошло – его кожа полностью очистилась. Однако слово свое держать Петр и не собирался – не пристало ему жениться пусть на красивой и умной, но все-таки крестьянке.
  • Но умная Феврония ожидала такого исхода, поэтому-то и попросила его оставить одну язвочку не обработанной. Из-за этой язвочки болезнь вновь начала распространяться, и вскоре Петр снова заболел проказой. Ему опять пришлось идти с просьбой к Февронии. В этот раз он решил сдержать слово. Она вылечила его, а он женился на ней. И стали они жить в мире и согласии. Феврония оказалась отличной женой, и Петр не пожалел, что совершил мезальянс.
  • Были и трудности в их жизни. Когда Петру пришла очередь стать князем, бояре воспротивились этому, ведь у него жена – простолюдинка. Тогда Петр с Февронией уехали из Мурома. Но в княжестве начались неприятности, потому что многим хотелось занять престол. В итоге бояре сами попросили Петра и Февронию вернуться. Постепенно они зауважали княгиню-крестьянку. Народ полюбил ее. Петр и Феврония жили долго и счастливо и умерли в один день. Они завещали, чтобы их похоронили вместе, в одном гробу, но люди сочли это неправильным. Петр и Феврония были похоронены рядом, но в разных гробах. Согласно легенде, на следующее утро люди обнаружили, что умершие лежат рядом – даже после смерти они не могли и не хотели расставаться друг с другом.
  • Вот такая интересная и трогательная история легла в основу нового праздника Семьи, Любви и Верности. И отмечается этот праздник 8 июля – в день, когда остановилась жизнь этой легендарной пары.
Символом праздника была выбрана ромашка. Простой, удивительно красивый цветок, привычный для каждого из нас. Родной, близкий, домашний символ. Символ лета, тепла, уюта. Чистоты и невинности. Ежегодно в День семьи, любви и верности лучшим семьям России вручается общественная награда – медаль за любовь и верность.
  • С одной стороны медали изображена ромашка - символ праздника ромашка, с обратной – лики святых Петра и Февронии.
  • Лозунг медали: за любовь и верность семье. Вместе с медалью вручаются такие ценные подарки, которые соответствуют «семейной тематике» и определяются местными властями и организаторами.
  • Что может быть семьи дороже? Теплом встречает отчий дом, Здесь ждут тебя всегда с любовью, И провожают в путь с добром! Отец и мать, и дети дружно Сидят за праздничным столом, И вместе им совсем не скучно, А интересно впятером. Малыш для старших как любимец, Родители - во всем мудрей, Любимый папа - друг, кормилец, А мама ближе всех, родней. Любите! И цените счастье! Оно рождается в семье, Что может быть ее дороже На этой сказочной земле!

Слайд 1

Классный час в 7 «а» классе Помоздинской СОШ им.В.Т.Чисталева
1 сентября 2012 года Классный руководитель – Игнатова Елена Владимировна

Слайд 2

Семья и семейные ценности. Пётр и Феврония Муромские – образец семейных отношений.

Слайд 3

Цель:
На примере отношений Петра и Февронии Муромских рассказать о семейных ценностях. Задачи: -формирование у детей отношения к семье, как к ценности; -развитие духовных и нравственных качеств.

Слайд 4

Пётр и Феврония Муромские

Слайд 5

Пётр Муромский
Петр Муромский - святой благоверный князь. Был вторым сыном Муромского князя Юрия Владимировича. Он вступил на Муромский престол в 1203 году. За несколько лет до этого святой Петр заболел проказой, от которой никто не мог его излечить.

Слайд 6

Феврония
Феврония - крестьянка деревни Ласково в Рязанской земле. Дочь «древолазца»-бортника, добывавшего дикий мед, дева Феврония слыла благочестивой и мудрой, ее слушались дикие животные, она знала свойства трав и умела лечить недуги, была красивой и доброй девушкой.

Слайд 7

Князь обратился к Февронии, чтобы та избавила его от страшного недуга. Феврония в качестве платы за лечение потребовала, чтобы Петр женился на ней после исцеления.

Слайд 8

Князь согласился, и Феврония исцелила его. Но он не сдержал своего слова, поскольку Феврония была простолюдинкой. Болезнь возобновилась, Феврония вновь вылечила его, и Петр все же женился на девушке.

Слайд 9

Жёны его придворных невзлюбили княгиню Февронию за то, что властвует над ними дочка бортника. Они подговорили своих мужей обратиться к князю Петру с просьбой, чтобы тот прогнал Февронию, дав ей достаточно богатства, и взял себе другую жену, подобающего происхождения. Пётр отослал их к Февронии: что она сама скажет? Пошли они тогда к самой княгине и велели ей уходить, разрешив взять с собой то, что она пожелает. Согласилась Феврония, а взять с собой пожелала лишь одно: супруга своего Петра. Петр, поняв, что его хотят разлучить с любимой женой, предпочел добровольно отказаться от власти и богатства и удалиться вместе с ней в изгнание.

Слайд 10

Вскоре Пётр и Феврония, с несколькими преданными слугами, сели на суда и поплыли по реке Оке в поисках нового пристанища.

Слайд 11

В Муроме же началась смута, многие пустились домогаться освободившегося престола. Тогда бояре попросили князя с женой вернуться. Князь и княгиня, не помня зла, вернулись, и Феврония в дальнейшем мудростию, благочестием и добротой сумела заслужить любовь горожан.

Слайд 12

В преклонных летах приняв монашеский постриг в разных монастырях с именами Давид и Евфросиния, супруги молили Бога, чтобы им умереть в один день, и завещали тела их положить в одном гробу, заранее приготовив гробницу из одного камня, с тонкой перегородкой. Скончались они в один день и час - 25 июня (по новому стилю - 8 июля) 1228 г.

Слайд 13

Сочтя погребение в одном гробу несовместимым с монашеским званием, их тела положили в разных обителях, но на следующий день они оказались вместе. Погребены были святые супруги в соборной церкви города Мурома в честь Рождества Пресвятой Богородицы, возведённой над их мощами по обету царем Иоанном Грозным в 1553 г., ныне же почивают в храме Св. Троицы Свято-Троицкого монастыря в Муроме.

Слайд 14

Люди не решились положить в один гроб монаха и монахиню, хотя и помнили об их желании покоиться вместе. Поэтому их похоронили порознь: Петра положили в городском соборе, а Февронию – в монастыре за городом, у церкви Воздвижения. Двойной же гроб, также находящийся в соборе в городе, оставили пустым. Наутро увидели, что отдельные гробы опустели, а тела почивших лежат вместе в общем гробу, в соборе. Люди удивились, но снова переложили их в отдельные гробы, а утром опять нашли их лежащими рядом друг с другом.

Слайд 15

После того люди уже не разлучали их и оставили покоиться вместе в соборе Рождества Богородицы. Теперь он разрушен, а мощи Петра и Февронии лежат в соборном храме Троицкого монастыря. Петр и Феврония были канонизированы в 1547 году. Датой праздника Петра и Февронии стало 8 июля.

Слайд 16

Свою любовь в сочетании с преданностью вере Христовой святые Петр и Феврония пронесли через многие беды и испытания, поэтому неслучайно, наверное, что день памяти святых супругов - 8 июля - в последние годы в России объявлен днем супружеской любви, верности и семейного счастья, а сами святые давно уже почитаются православными как покровители истинно христианского брака и своими молитвами низводят Небесное благословение на молодых супругов.

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Презентацию на тему "Повесть о Петре и Февронии Муромских" можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: МХК. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 13 слайд(ов).

Слайды презентации

Слайд 1

Слайд 2

Цель урока: Познакомиться с «Повестью», выявить главную идею повести. Задачи урока: познакомится с жанровыми особенностями «жития»; проанализировать эпизоды повести, выявить основные идеи каждого эпизода; глубоко изучить своеобразие характеров главных героев; сделать выводы по всему произведению: «ради чего написана повесть»?

Слайд 3

Повесть написана в 16 веке Ермолаем – Еразмом (Ермолай Прегрешный). Повесть относится к жанру «жития». «Житие» - жанр древнерусской литературы, описывающий жизнь святого. Композиция жития: Рождение святого. Жизнь святого в родительском доме. Решение служить Богу. Уход из родительского дома. Одинокая жизнь в лесу, служение Господу, приход других отшельников и основание монастыря. Прижизненные чудеса. Смерть святого. Посмертные чудеса.

Слайд 4

Завязка истории. 1. Прочитайте эпизод из «Повести…»: «Есть в земле Российской город…» (стр. 54) - «Стал он искать врачей, но ни один не мог ему помочь» (стр. 56). 2. Выразительно прочитайте отрывок: «Есть в земле Российской город…» (стр. 54) - «…он не знал, где раздобыть Агриков меч» (стр. 55). 3. Перескажите отрывок, уделяя внимание поведению Петра. 4. Попробуйте озаглавить отрывок. 5. Подберите характеристики (эпитеты и др.), которые бы раскрывали характер Петра в этом отрывке.

Слайд 5

Развитие действия. 1. Прочитайте эпизод из «Повести…»: «Прослышав, что в Рязанской земле много врачей» (стр. 56) - «Прибыли они в отчизну свою, в град Муром, и жили благочестиво и праведно» (стр. 59) 2. Выразительно прочитайте отрывок: 1)«Юноша, слуга его, заехал в село Ласково» (стр. 56) - «…тот сможет его излечить, кто потребует князя твоего себе» (стр. 57). 2) «Князь велел заплатить баню…» (стр. 58) – «Он же удивился её мудрости» (стр. 58). 3. Перескажите отрывок, уделяя внимание поведению Февронии. Каким здесь представляется Пётр? 4. Попробуйте озаглавить отрывок. 5. Сопоставьте поведение Петра и Февронии в этом эпизоде. Подберите характеристики (эпитеты и др.), которые бы раскрывали характер Февронии, Петра в этом отрывке. Составьте сравнительную таблицу: Феврония (какая она?) Пётр (какой он?)

Слайд 6

Трудности жизни. 1. Прочитайте эпизод из «Повести…»: «Вскоре скончался князь Павел…» (стр. 59) - «…не оставляйте нас, рабов своих, хотим вас, и любим, и просим» (стр. 61). 2. Выразительно прочитайте отрывок: - 1). «Вскоре скончался князь Павел…» (стр. 59) - «…пусть возьмёт себе богатства всякого и идёт куда хочет» (стр. 59). 2) «Блаженный князь Пётр не мог оставить жену свою ради княжения…» (стр. 60) – «…не оставляйте нас, рабов своих, хотим вас, и любим, и просим» (стр. 61). 3. Перескажите отрывок, уделяя внимание поведению Февронии и Петра. Зачем автор описывает чудеса, которые творит Феврония? 4. Попробуйте озаглавить отрывок. 5. Отрывок построен на приёме антитезы (контраста). Антитеза – это противопоставление (черт характера, поведения и т.д.). Зная, что такое антитеза, сопоставьте поведение главных героев повести и бояр. Какими в этом эпизоде показаны Пётр и Феврония, а какими бояре? Составьте сравнительную таблицу: Петр и Феврония. Бояре. Для чего автор использует приём антитезы в повести?

Слайд 7

Заключение. 1. Прочитайте эпизод из «Повести…»: «Вернулись в Муром князь Пётр и княгиня Феврония» (стр. 61) - «И лежат они там на просвещение и на спасение граду тому» (стр. 63). 2. Выразительно прочитайте отрывок: «Феврония, наречённая Ефросинией» (стр. 62) - «…предали оба вместе чистые свои души в руки Божии месяца июня в 25 день» (стр. 62). 3. Перескажите отрывок, уделяя внимание поведению Февронии и Петра. Как описывает он кончину святых? Что даёт нам понять детальное описание рукоделия Февронии, как она закончила работу? 4. Попробуйте озаглавить отрывок. 5. Какую идею хочет передать автор, так описывая смерть героев? Свой ответ стройте по плану: «1. Обращают на себя внимание строки, когда …. 2. Не случайно автор вводит в повествование… 3. Таким образом, он хочет сказать читателю…».

Слайд 9

Как раскрывает тайну любви Ермолай – Еразм? любовь – самоотречение; любовь – самопожертвование; любовь – труд; любовь требует мудрости; если любовь истинна, то она поможет преодолеть все невзгоды; любовь преображает не только любящих, но и окружающих людей; настоящая любовь не терпит обид, ссор. Она тихая и нежная. Это ежедневное ощущение взаимной «нужности», надёжности; истинная любовь продолжается и на небесах; «Заповедь новую даю вам: да любите друг друга».

Слайд 2

Слайд 3

Давным-давно жил- был в Муроме княжич по имени Петр. К несчастью, объявился в тех краях злой крылатый змей, причинявший, как водится, много вреда. Храбрый Петр не убоялся чудища, выступил против и убил его, но змеиная кровь брызнула на юношу, и все его тело покрылось струпьями и язвами. Никто из лекарей не мог вылечить княжича.

Слайд 4

Слайд 5

Когда от Петра пожаловал посыльный, девушка так велела передать княжескому отпрыску: если не возьмет меня в жены, лечить его не стану. Петр удивился такому требованию, но, подумав, рассудил: пусть лечит, как умеет, а вылечит - женюсь. Тогда Феврония зачерпнула ковшом хлебную закваску, дунула на нее и вручила княжескому гонцу, напутствовав: мол, пусть истопят баню, вымоют больного и помажут этой закваской. Сказано - сделано.

Слайд 6

После первого же «сеанса» Петр поправился. Велел передать девушке дары, а сам, позабыв об обещании, укатил в Муром. Феврония же подарки не приняла, и вскоре Петр заболел еще сильнее. Но на сей раз раскаялся и сам пришел к ней просить прощения. Она же без обид снова исцелила его - на этот раз окончательно и бесповоротно. Они поженились и зажили в мире и согласии.

Слайд 7

Вскоре старший брат княжича умер, пришлось самому Петру принимать Муром во владение. И все бы хорошо, только бояре со своими женами с первого дня люто возненавидели Февронию. Обидно им было, что они, родовитые мужи, должны простой крестьянке кланяться. Каких только козней и наветов не возводили на княгиню, но Петр был настолько очарован умом и добрым сердцем супруги, что и слушать не хотел никаких пересудов.

Слайд 8

Несколько раз приступали к нему враги Февронии с требованием отослать ее куда подальше, пока наконец князь не предоставил своей мудрой жене рассудить всех. Супруга его, не долго думая, поставила ультиматум: я уеду, сказала, лишь возьму с собой то, что захочу. Бояре согласились. Тогда Феврония, к великой радости знати, объявила, что покинет этот город только вместе с законным мужем. Короче говоря, кончилось все тем, что пара села на корабль да поплыла куда глаза глядят.

Слайд 9

Вместе с ними, как оказалось, путешествовала еще одна супружеская чета - тоже князь и княгиня. И надо ж такому случиться, что этому самому князю больно приглянулась Феврония. Княгиня заметила его взгляды, разгадала нечистые помыслы и решила наглеца проучить. - Зачерпни воды из реки левой рукой и испей, - сказала она ему. Тот удивился, но сделал, как просила. - А теперь зачерпни правой и скажи, одинаковая вода или одна другой слаще? Князь признался, что одинаковая. - Так и женское естество всегда одинаково, - вразумляла его мудрая женщина. - Почему же ты, забыв о жене, помышляешь о чужой?

Слайд 10

Однако Феврония не только чужие мысли читала, но и настоящие чудеса творила. Как-то на берегу срубили молодые дерева, чтобы повесить на них котлы и сварить ужин. Увидев это, княгине жалко стало обрубки. Тогда она благословила их со словами: «Да станут они утром большими деревьями с ветками и листвой». Утром, когда все проснулись, то увидели, что рядом шумят два огромных исполина.

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Однажды князь почувствовал приближение смерти и послал сказать Февронии: «О сестра Ефросинья, чую я, что умираю, но жду тебя, чтобы нам вместе отойти к Богу». Княгиня же в это время заканчивала вышивать покров для церковных сосудов и просила его: «Подожди, господин, пока закончу свою работу». Справившись с ней, Феврония легла рядом с мужем, они вместе помолились и отдали свои души Богу в двадцать пятый день месяца июня (по новому стилю 8 июля).

Слайд 15

Супругов пытались разлучить и после смерти. Князя решили похоронить в городе в соборной церкви Пресвятой Богородицы, а Февронию - в загородном женском монастыре. Сделали им разные гробы и положили тела на ночь в разных церквах. Однако утром обнаружили гробы пустыми, а князя и княгиню лежащими в общем гробе, том самом, который они велели сделать для себя незадолго до смерти. Неразумные люди снова попытались разлучить их. Но и на следующий день супруги оказались вместе. После этого их тела уже не смели трогать. Петра и Февронию наконец похоронили так, как они того хотели.

Слайд 17

С тех пор супружеская чета стала символом той самой большой и чистой любви, преодолевающей все преграды. В 1547 году они были канонизированы православной церковью, а день их памяти - 8 июля (по новому стилю) - с того времени перекочевал в разряд благоприятных для влюбленных и семейных людей. Поэтому к святым праведникам стали обращаться с молитвой все желающие, прося поддержки и помощи в любовных и семейных вопросах.

Слайд 18

Слайд 19

И как в старину, так и в наше время любой страждущий может обратиться к ним со своей молитвой, попросить помощи в любовных делах, благополучия и добра в семейной жизни. Если же отправиться в древний городок Муром да найти там Свято-Троицкий женский монастырь, в котором и ныне почивают мощи супругов, да загадать там сокровенное желание, оно непременно исполнится.

Слайд 20

Во всяком случае, так утверждают знающие люди. Видимо, потому туда и сегодня неиссякаемым потоком люди приходят и приезжают издалека с глубокой верой в то, что Петр и Феврония заступятся за просящих перед Господом, помогут разрешить разногласия между влюбленными и супругами и вселят в их души покой и благодать...

Урок-презентация по древнерусской литературе (7 класс). "Любовь святая... (Святые Пётр и Феврония Муромские)". Цель урока: способствовать пониманию взглядов, идеалов народа, отраженных в «Повести о Петре и Февронии» учащимися, почувствовать нравственную красоту и духовную силу героев. Также на уроке следует сказать о Дне семьи, любви и верности, который начали отмечать в России в 2008 году. Дата для этого праздника выбрана неслучайно, так как в этот день православные вспоминают благоверную чету святых муромских чудотворцев Петра и Февронию - покровителей супружеской верности, любви и семейного счастья.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Любовь святая… (Святые Пётр и Феврония Муромские) Презентацию подготовила Трифонова Алёна Олеговна, учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 547 г. Москвы

Кирилл, Святейший Патриарх Московский и всея Руси «Любовь проявляет себя в способности одного человека отдавать себя другому человеку. Не может быть любви без жертвенности, любви без радостного служения другому… Семья есть школа любви, школа благочестия, школа человеческого счастья…»

Святые Пётр и Феврония Муромские

Пётр и Феврония Муромские Пётр и Феврония Муромские - супруги, святые, ярчайшие личности Святой Руси, своей жизнью отразившие ее духовные ценности и идеалы. История жизни святых чудотворцев, благоверных и преподобных супругов Петра и Февронии, много веков существовала в преданиях Муромской земли, где они жили и где сохранялись их честные мощи.

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» История их любви осталась в местных преданиях и изображена в «Повести о Петре и Февронии», написанная в XVI в. Священнослужителем Ермолаем Прегрешным (в иночестве Еразм), талантливым литератором, широко известным в эпоху Иоанна Грозного. Сохранив в житии фольклорные черты, он создал удивительно поэтичную повесть о мудрости и любви - дарах Святого Духа чистым сердцем и смиренным в Боге.

Пётр и Феврония О святых князе Петре и княгине Февронии достоверно известно крайне мало. Даже имена, под которыми они прославлены, до сих пор вызывают споры, поскольку неясно, какие имена у князя и княгини были крещальными, а какие иноческими. Так, по мнению одних исследователей, Пётр и Феврония – крещальные имена благоверных князя и княгини; по версии других исследователей, - имена иноческие, а крещальными именами князя и княгини являются упомянутые в летописи имена Давид и Ефросиния.

Происхождение Муромских Святых Благоверный князь Пётр был потомком Ярослава Святославича, прославленного Церковью под монашеским именем Константина – младшего сына князя Святослава Ярославича Черниговского. Согласно летописным источникам Пётр (Давид) был вторым сыном Муромского князя Юрия Владимировича. До нас не дошло никаких сведений о детстве и юности благоверного князя Петра. Лишь «Повесть» сохранила романтическую историю о змее, якобы прилетавшем к невестке святого и за это убитым князем Петром. Но никакого подтверждения этой удивительной истории нет.

Происхождение Муромских Святых Согласно преданиям, будущая княгиня Феврония была дочерью простого бортника-древолаза, собирающего мед диких пчел. Родина ее – небольшая деревенька Ласково под Рязанью (деревня существует поныне). В детстве и юности ее отношения с земляками не складывались, так как Феврония неординарной – одновременно мечтательной и набожной. До сих пор в Ласково показывают орешник, где Феврония подолгу молилась под ореховым кустом. Такой выбор места для молитвы вызывал удивление у ее земляков. Еще более их удивляло ее пренебрежение традициями и обычаями, сохранившимися с языческих времен.

Происхождение Муромских Святых Отголоски пренебрежения обычаями и традициями отразились и на страницах «Повести», в которой говорится о том, что посланный князем отрок застал Февронию за ткацким станком – дело было летом, а в то время считалось, что заниматься ткачеством можно только зимой, дабы не обидеть духов-покровителей. Но Феврония на такие суеверия не обращала никакого внимания, за что односельчане почитали Февронию юродивой. Также осуждали Февронию за то, что она была лекаркой и приручала диких животных. «…И зашел [ отрок ] в дом, но никто не вышел ему навстречу. Тогда вошел он в горницу и увидел удивительное зрелище: за ткацким станком сидела в одиночестве девушка и ткала холст, а перед нею скакал заяц». (Отрывок из «Повести»)

Как встретили друг друга Пётр и Феврония Житие и летописи не говорят о знакомстве будущих супругов; только «Повесть» рассказывает о том, как могли познакомиться наследник Муромского княжества и дочь бортника-древолаза. Согласно «Повести», после поединка со змеем князь Пётр покрылся струпьями от брызг змеиной крови. «Пётр же от зловредной той крови покрылся струпьями, и появились на теле его язвы, и охватила его тяжкая болезнь. И пытался он у многих врачей во владениях своих найти исцеление, но ни один не вылечил его. Прослышал Пётр, что в Рязанской земле много врачей, и велел везти себя туда – из-за тяжкой болезни сам он сидеть на коне не мог». (Отрывок из «Повести»).

Исцеление князя Петра Как же произошло чудесное исцеление благоверного князя Петра? Точного ответа на этот вопрос нет. Кто-то говорит о том, что Пётр получил исцеление благодаря молитвам Февронии; другие полагают, что князь был вылечен благодаря лекарским секретам, ведомым юной девушке; третьи, подобно древним ласковцам, подозревают Февронию в колдовстве.

Исцеление князя Петра Так описано исцеление в «Повести»: «Она же [ Феврония ] , взяв небольшую плошку, зачерпнула ей хлебной закваски, дунула на нее и сказала: «Пусть истопят князю вашему баню, и пусть он помажет этим все тело свое, где есть струпья и язвы. А один струп пусть оставит непомазанным. И будет здоров!.. …Потом князь Пётр пошел в баню мыться и, как наказывала девушка, мазью помазал язвы и струпы свои. А один струп оставил непомазанным, как девушка велела. И когда вышел из бани, то уже не чувствовал никакой болезни… И дивился он столь быстрому исцелению».

Свадьба князя и княгини Согласно преданиям, венчание было назначено на Петров день (празднование святых апостолов Петра и Павла). Следует заметить, эти предания совпадают с некоторыми историческими сведениями, особенно в том случае, если крещальным именем князя было именно Пётр. Многие князья старались приурочить свадьбу к собственному дню ангела. Рассказывая о венчании в Петров день, ласковцы добавляют, что Феврония, говоря о будущей свадьбе, предсказала – венчаться они поедут на санях. Поскольку дело было летом, никто не поверил ее словам. Но настал Петров день – и вдруг выпадает обильный снег. Несмотря на то, что он быстро растаял, в церковь невесте пришлось ехать на санях.

Супружеская жизнь праведных князя и княгини Говоря о том, какой была жизнь молодой супружеской пары в Муроме, житие ограничивается лишь общими фразами: «… любили чистоту и целомудрие и всегда были милостивыми, справедливыми и кроткими. Они избавляли от власти обижающих тех, кто подвергался обидам, достойно чтили лиц иноческого и священнического звания, подавая им материальные пособия, с великим милосердием относились к бедным и усердно упражнялись в посте и воздержании».

Супружеская жизнь праведных князя и княгини «Повесть» и местные предания говорят об этом более подробно. Бояре невзлюбили молодую княгиню-простолюдинку: «Минуло немалое время, и вот однажды пришли к князю бояре его во гневе и говорят: «Княже, готовы мы все верно служить тебе и тебя самодержцем иметь, но не хотим, чтобы княгиня Феврония повелевала женами нашими. Если хочешь оставаться самодержцем, пусть будет у тебя другая княгиня. Феврония же, взяв богатства, сколько пожелает, пусть уходит куда захочет!»

Изгнание из Мурома Неизвестно, сколько правил князь Пётр Муромом до того, как местные бояре решили «показать путь» своему князю. Однако и «Повесть», и местные предания единодушно называют причину – незнатное происхождение его княгини. Местные предания говорят, что бояре припомнили нелюбимой княгине не только низкое происхождение, но и обвиняли ее в связях с нечистой силой. «Повесть» описывает изгнание князя и княгини более красочно: князь Пётр предлагает сделать выбор самой Февронии. Она же устраивает боярам игру в загадки, не желая никаких сокровищ, но только своего супруга: «Обещала я вам, что, чего ни попросите, получите. Теперь я вам говорю: обещайте мне дать, кого я попрошу у вас». Они же, злодеи, обрадовались, не зная, что их ждет, и поклялись: «Что ни назовешь, то сразу беспрекословно получишь». Тогда она говорит: «Ничего иного не прошу, только супруга моего, князя Петра!»

Возвращение в город Но изгнание продолжалось недолго. В Муроме, как и в любом городе с сильным влиянием народного веча, сразу же начинаются нестроения. Выплеснулась наружу и вражда бояр. Вскоре пришлось звать князя Петра с княгиней Февронией обратно в Муром: «И вот когда люди собрались грузить с берега на суда пожитки, то пришли вельможи из города Мурома, говоря: «Господин наш князь! От всех вельмож и от жителей всего города пришли мы к тебе, не оставь нас, сирот твоих, вернись на свое княжение. Ведь много вельмож погибло в городе от меча. Каждый из них хотел властвовать, и в распре друг друга перебили. И все уцелевшие вместе со всем народом молят тебя: господин наш князь, хотя и прогневали, обидели мы тебя тем, что не захотели, чтобы княгиня Феврония повелевала женами нашими, но теперь, со всеми домочадцами своими, мы рабы ваши и хотим, чтобы были вы, и любим вас, и молим, чтобы не оставили вы нас, рабов своих!»

Уход в монастырь Прожив счастливую и достойную жизнь, святые Пётр и Феврония решили оставить мир. Некоторые исследователи причиной ухода в монастырь считают безвременную кончину старшего сына Святослава. Житие называет другую причину – болезнь самого князя Петра. «Повесть» же и местные предания говорят о том, что святым супругам хотелось достойно, вдали от мирской суеты, в молитве подготовиться к переходу в вечность. Супруги, разойдясь по муромским обителям, приняли монашеский постриг. Не имея возможности увидеться и поговорить – согласно каноническим правилам, супруги, принявшие монашество, должны избегать близкого общения – святые посылали друг другу письма, в которых вели между собою духовные беседы.

Кончина Святых Петра и Февронии Согласно «Повести», святые заранее приготовили для себя общий каменный гроб, в котором и завещали похоронить их. Этот гроб был поставлен в кафедральном соборе, где и находилась княжеская усыпальница.

Кончина Святых Петра и Феврония Так описывает «Повесть» приближение кончины князя и княгини: «В то время когда преподобная и блаженная Феврония, нареченная Ефросинией, вышивала лики святых на воздухе для соборного храма пречистой Богородицы, преподобный и блаженный князь Петр, нареченный Давидом, послал к ней сказать: «О сестра Ефросиния! Пришло время кончины, но жду тебя. Чтобы вместе отойти к Богу». Она же ответила: «Подожди, господин, пока дошью воздух во святую церковь». Он во второй раз послал сказать: «Недолго мужу ждать тебя». И в третий раз прислал сказать: «Уже умираю и не могу больше ждать!» Она же в это время заканчивала вышивание того святого воздуха… И, помолившись, отдали они оба святые свои души в руки Божии в двадцать пятый день месяца июня… Общий же их гроб, который они сами повелели высечь себе из одного камня, остался пустым в том же городском соборном храме пречистой Богородицы. Но на другой день утром люди увидели, что отдельные гробы, в которых они их положили, пусты, а святые тела их нашли в городской соборной церкви пречистой Богородицы в общем их гробе…»

«Мы же по силе нашей да воздадим похвалу им» «…Радуйтесь, честные предводители, ибо в княжении своем со смирением, в молитвах, творя милостыню, не возносясь прожили; за это и Христос осенил вас Своей благодатью, так что и после смерти тела ваши неразлучно в одной гробнице лежат, а духом предстоите вы перед Владыкой Христом! Радуйтесь, преподобные и преблаженные, ибо и после смерти незримо исцеляете тех, кто с верой к вам приходит!»

День семьи, любви и верности С 2008 года в России появился новый праздник – День семьи, любви и верности, приуроченный ко дню памяти святых Петра и Февронии Муромских – 8 июля. Несмотря на то, что история праздника насчитывает всего несколько лет, он уже имеет свою награду – медаль за любовь и верность, которая вручается лучшим семьям России. С одной стороны медали изображается символ праздника «ромашка», с оборотной – лики святых Петра и Февронии. Лозунг медали: «За любовь и верность семье».

В кругу семьи В 2008 году стартовала общенациональная программа «В кругу семьи». В рамках этой программы был установлен ряд памятников святым Петру и Февронии в различных городах России.

Памятник в Муроме

Памятник в Архангельске

Памятник в Ейске

Памятник в Омске

Памятник в Абакане