Что такое ЦУМ? История, структура, магазины. ЦУМ

ЦУМ
Адрес: ул. Петровка, 2.
Стоимость: 520 млн долларов.

Торговый центр "Наутилус"
Адрес: ул. Никольская, 25.
Стоимость: 60 млн долларов.
Владелец: структуры "Банка Москвы". По версии МВД, бенефициары — непосредственно Андрей Бородин и Дмитрий Акулинин. В декабре решением Тверского суда Москвы на торговый центр наложен арест.

"Центральный детский мир на Лубянке"
Адрес: Театральный пр., 5
Стоимость: 260 млн долларов.
Владелец: "Галс-Девелопмент" (ВТБ).

Отель "Ритц-Карлтон"
Адрес: ул. Тверская, 3.
Стоимость: 500 млн долларов.
Владелец: Булат Утемуратов ("Верный капитал") . Возглавляет рейтинг влиятельных бизнесменов по версии казахского Forbes. Экс-глава администрации президента Нурсултана Назарбаева.

Отель "Националь"
Адрес: ул. Моховая, 15/1, стр. 1.
Стоимость: 155 млн долларов.
Владелец: Саит-Салам Гуцериев (группа БИН).

Гостиница "Москва"
Адрес: Охотный ряд, 2.
Стоимость: 1,1 млрд долларов.
Владелец: Микаил Шишханов, Сулейман Керимов, Аркадий Ротенберг.

Отель "Метрополь"
Адрес: Театральный пр., 2.
Стоимость: 280 млн долларов.
Владелец: Александр Клячин (KR Properties).

Галерея бутиков в Третьяковском проезде
Стоимость: 100-160 млн долларов.
Владелец: компания Mercury (Леонид Фридлянд и Леонид Струнин).

Торгово-офисный центр "Никольская плаза"
Адрес: ул. Никольская, 10.
Стоимость: 250 млн долларов.
Владелец: Инвестиционно-строительный холдинг "Руцог", основатель - Григорян Рубен Цокалович . В портфеле холдинга несколько жилых домов и бизнес-центр "Олимпик Плаза" у метро "Проспект Мира".

Бизнес-центр "Романов двор"
Адрес: Романов пер., 4.
Стоимость: 380 млн долларов.
Владелец: Гагик Адибекян, основатель компании RD Group.

Торговый центр "Охотный Ряд"
Адрес: Манежная пл., 1, стр. 2.
Стоимость: 750 млн долларов.
Владелец: Александр Занадворов.

ГУМ
Адрес: Красная пл., 3.
Стоимость: 625 млн долларов.
Владелец: здание ГУМа принадлежит государству, но до 2059 года находится в аренде у группы Bosco Михаила Куснировича.

"Военторг"
Адрес: ул. Воздвиженка, 10.
Стоимость: 350 млн долларов.
Владелец: Дмитрий Рыболовлев.

"Гостиный двор"
Адрес: ул. Ильинка, 4.
Стоимость: 320 млн долларов.
Владелец: город Москва, Михаил Хубутия (владеет долей и управляет "Гостиным двором").

Отель "Балчуг Кемпински Москва"
Адрес: ул. Балчуг, 1.
Стоимость: 185 млн долларов.
Владелец: J&T Real Estate (словацкий бизнесмен Петер Корбачка, брат Романа Корбачки, совладельца "Номос-банка").

Пустырь на месте гостиницы "Россия"
Адрес: ул. Воздвиженка, 10.
Стоимость: 1,5 млрд долларов (до отмены проекта).
Владелец: город Москва, до прошлого года фирмы Шалвы Чигиринского.

Бизнес-центр "Царев сад"
Адрес: Болотная ул., 10, стр. 1
Стоимость: 220-250 млн долларов.
Владелец: "Cбербанк капитал".

Бизнес-центр "Балчуг Плаза"
Адрес: Болотная ул., 10, стр. 1.
Стоимость: 170 млн долларов.
Владелец: Роман Абрамович, Александр Чигиринский. Их компания "Снегири" возвела еще несколько более мелких зданий по соседству.

Пустырь на месте будущей гостиницы Four Seasons
Адрес: Софийская наб., вл. 4-10.
Стоимость: 160-180 млн долларов.
Владелец: "Альфа-Групп".

Несколько лет назад была проведена крупномасштабная реконструкция исторического здания Центрального универсального магазина (ЦУМа) в центре Москвы. Одним из подрядчиков проекта по строительству новой очереди универмага стала бельгийская компания Decomo, которая специализируется на производстве архитектурного сборного бетона (architectural precast concrete).

История здания, в котором сейчас находится один из крупнейших европейских универмагов - ЦУМ, началась еще в далеких 1880-х годах, когда торговый дом «Мюр и Мерилиз», основанный шотландцами Арчибальдом Мерилизом и Эндрю Мюром, приобрел это здание. Это был первый в России торговый центр для людей среднего класса, где можно было купить почти все, кроме продуктов.

Магазин «Мюр и Мерилиз» очень быстро стал известен по всей России, так как 4 раза в год издавался каталог товаров, который бесплатно рассылался всем желающим так же, как и образцы тканей - любой житель страны мог заказать товар по почте. В письмах А.П. Чехова из Ялты можно найти такие строки: «…Милая Маша, поскорее скажи Мерилизу, чтобы он выслал мне наложенным платежом барашковую шапку, которая у него в осеннем каталоге называется бадейкой (N 216), каракулевой черной; выбери мягкую, размер 59 сантиметров… Если фуражки-американки (N 213) теплы, то пусть Мерилиз пришлёт еще и фуражку…»

Современное здание ЦУМа, построенное еще в 1908 г., является образцом европейской готики с элементами модерна. Над проектом семиэтажного здания работал известный архитектор Р.И. Клейн, автор проекта «Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина». При строительстве впервые в России был использован железобетон. Новый способ позволил за счет более тонких стен значительно увеличить торговые площади, обходиться без традиционных широких колонн и использовать железные и стальные конструкции для значительного увеличения оконного пространства.

Здание ЦУМа неоднократно реконструировалось и расширялось, но в стиле типичной для тех времен архитектуры и без особого блеска. А последняя реконструкция и очередное расширение универмага проводилась с 2004 по 2007 годы. Вот про этот период жизни знаменитого здания мы сегодня и расскажем.

Заказчик застройки хотел видеть фасад, который мог бы и конкурировать, и гармонировать с первоначальным. Московское архитектурное бюро «Андрей Меерсон и партнеры» спроектировало для этого классический фасад с очень выраженным рельефом, колоннами с большими цоколями и ионийскими капителями, сильно выступающими карнизами, а также выделяющимися стыками.

Сначала для облицовки фасадов собирались использовать природный камень с Урала, но затем выбор пал на архитектурный сборный бетон - долговечный и сверхсовременный продукт, который дает больше возможностей при воплощении архитектурных идей в реальность. При этом пластичные возможности бетона остаются вне конкуренции.

Так как архитектурный бетон в России практически не производится, то в качестве подрядчика для производства фасадов была выбрана бельгийская компания Decomo, имеющая большой опыт использования сборного и полированного бетона в архитектуре. Про один из проектов, реализованных компанией Decomo - - мы уже рассказывали на страницах нашего онлайн журнала.

Все элементы фасадов были произведены в г. Мукроне в Бельгии - общая площадь бетонной поверхности составила примерно 6300 кв.м объемом около 860 кубометров, а количество готовых деталей было изготовлено ни много ни мало - 1100 штук.

Фасадные элементы были 2-х типов. Первый тип, «ЦУМ I», до большого карниза на высоте 13,40 м был определен составным самонесущим фасадом. Детали толщиной до 15 см устанавливались на подготовленный фундамент и соединялись друг с другом штифтами, а с обратной стороны крепились к основной стене анкерами из высококачественной стали.

Вторая часть фасада, «ЦУМ II», была смонтирована выше большого карниза и представляет собой навесные элементы. Детали толщиной 12 см крепились с помощью специальных фасадных анкеров в просверленных отверстиях на неотделанной постройке.

Для изготовления форм специалисты Decomo используют различные материалы - преимущественно древесину, а также металл и жесткую пластмассу.

Компания Decomo славится своим качеством, поэтому на фабрике в Мукроне был создан образец фасада 1:1 высотой 13 м. Сначала была произведена точная сборка всех деталей фасада, утвержден стандарт качества и программа поставок элементов в Россию.

Только после этого началось изготовление. Все 1100 готовых деталей для стройплощадки были произведены в определенной последовательности. Перевозка готовых деталей до Москвы занимала 8-10 дней.

Для покраски фасадов из архитектурного бетона был выбран серо-зеленоватый цвет. После монтажа фасадов к работе приступила команда специалистов по бетонной косметике. Затем фасады были обработаны кислотой и произведена защита от граффити и гидрофобирунга.

В результате в центре Москвы появилось новое здание для легендарного универмага, которое, с одной стороны абсолютно гармонирует с историческим зданием ЦУМа, а с другой стороны, является ультрасовременным по использованным материалам и технологиям строительства.

Знал каждый, независимо от того, в какой части СССР он проживал. Ведь это слово, так же как и ГУМ, было синонимом покупательского рая, где возможно было купить абсолютно все. Как же складывалась история ЦУМа и что с ним стало сегодня?

Что такое ЦУМ

Существует две версии того, что же означают эти три буквы.

Официальная расшифровка слова «ЦУМ» - центральный универсальный магазин. Это название одного из самых масштабных торговых центров в истории СССР и современной Российской Федерации, расположенного на пересечении ул. Петровка и Театральной площади в Москве.

Общая торговая площадь данного учреждения (с учетом этажей) - 69 квадратных километров, что и сегодня делает ЦУМ одним из самых масштабных торговых центров в Европе, да и во всем мире.

Также существует и другая расшифровка слова «ЦУМ» - центральный Чаще так называют данный магазин приезжие, которые во все времена его существования составляли основную массу покупателей. Однако подобная расшифровка не совсем верна, поскольку со времени появления ГУМа именно он всегда считался главной торговой достопримечательностью Москвы.

История ЦУМа до 1917 г.

Разобравшись с тем, что такое ЦУМ, стоит узнать больше о его истории, ведь в разные ее периоды он всегда был в центре внимания.

До XIX в. в Российской империи не существовало торговых центров в их сегодняшнем понимании. Бедняки и представители среднего класса отоваривались в лавках, на базарах или в небольших специализированных магазинчиках, в то время как для представителей состоятельной элиты товары делались под заказ или привозились из-за границы.

В 1857 г. в Россию прибыли 2 шотландских предпринимателя - Эндрю Мюр и Арчибальд Мерилиз. Обосновавшись в новой стране, уже через несколько лет бизнесмены открыли небольшой галантерейный магазин.

Дела у их торговой марки «Мюръ и Мерилизъ» довольно быстро пошли в гору, предприниматели стали постепенно расширять ассортимент своего предприятия, открывая там все новые и новые отделы. Пока не пришли к тому, что нужно открыть собственный универсальный торговый центр, что они и сделали.

Уже к 1888-1889 гг. универсальный магазин «Мюръ и Мерилизъ» работал полным ходом и успел заслужить отличную репутацию. Здесь можно было приобрести сравнительно недорого (для среднего класса) высококачественные товары, причем не только заграничных, но и российских производителей. Помимо этого, в магазине существовала система возврата или обмена товаров, а также служба доставки, которая могла отправлять покупки даже в соседние города. Кроме того, в будущем ЦУМе выпускался сезонный каталог товаров, которые можно было заказать по почте.

Однако успех «Мюръ и Мерилизъ» не мог не вызывать зависть у менее успешных предпринимателей. Поэтому по старинной русской традиции, конкуренты дважды пытались сжечь универсальный магазин шотландцев (1892 и 1900). Ходили слухи, что с этим было как-то связано «Акционерное общество Верхних торговых рядов на Красной площади в Москве» (будущий ГУМ), которое в то время как раз организовывало собственный торговый центр.

Несмотря на все происки конкурентов, Мюр и Мерилиз в короткие сроки не только смогли отстроить свой магазин, но и через несколько лет превратили его в огромный семиэтажный комплекс, ставший лучшим в дореволюционной Москве. Его красота, удобство и лоск привлекали внимание абсолютно всех слоев общества. Состоятельные граждане приходили в «Мюръ и Мерилизъ» что-то приобрести, а те, кто не мог себе это позволить, посещали магазин, словно выставку роскоши.

После революции и прихода советской власти торговый центр «Мюръ и Мерилизъ» был добровольно-принудительно переведен в собственность государства, и уже к 1922 г. его официально переименовали в Мосторг и открыли в торжественной обстановке.

Однако до былого величия «Мюръ и Мерилизъ» Мосторг (который скоро переименовали в ЦУМ) дотянуть так и не смог. Качество товаров и обслуживания значительно уступало дореволюционному периоду. Более того, открывшийся в следующем году ГУМ стал позиционироваться как главный универмаг страны. Кстати, расшифровка слова «ГУМ» и «ЦУМ» весьма похожа: Государственный универсальный магазин и Центральный универсальный магазин. Хотя государство и стимулировало развитие ЦУМа и ГУМа, последнему отдавалось предпочтение: здесь было организовано и собственное швейное ателье, и дефицитных товаров сюда распределяли больше. А вот ЦУМ (расшифровка аббревиатуры выше) теперь навсегда вынужден был стать вторым.

Несмотря на это, магазин все равно процветал. Кстати, в нем одним из первых начали выдавать товары рабочим в кредит.

С 1933 г. в ЦУМе, впервые в СССР, стали продавать товары класса люкс по более высоким ценам.

ЦУМ в годы войны и после нее

Однако шиковать магазину пришлось недолго - началась Великая Отечественная война. В этот период положение ЦУМа изменилось. Теперь верхние его этажи были переоборудованы под казармы. А на нижних продолжали продавать товары, однако только рабочим и только по карточкам. Эта система просуществовала вплоть до конца войны.

После победы полноценная работа универсального магазина была восстановлена в кратчайшие сроки. Более того, для обеспечения нужды покупателей за ЦУМом закрепили часть советских фабрик и заводов, которые должны были обеспечивать магазин достаточным количеством товаров.

К сожалению, качество товаров стало ухудшаться, поскольку главным приоритетом стало их количество. Чтобы удовлетворить растущий спрос, фабрики и заводы часто выпускали продукцию отвратительного качества, а покупатели за неимением лучшего вынуждены были брать, что есть. Для этого приходилось выстаивать многочасовые очереди.

В редких случаях в ЦУМе можно было приобрести и заграничные товары. Правда, это было большой редкостью и невероятным везением. Иногда, чтобы выполнить план продаж, дефицитные и импортные товары специально поступали в продажу в конце месяца или перед важными праздниками.

В 70-80 гг. в магазине начался период экспериментов. Чтобы оптимизировать работу, была введена система самообслуживания, а также упрощенная система оплаты.

На обломках СССР

После распада СССР ЦУМ продолжал существовать, но нуждался в адаптации к условиям рыночной экономики. С этой целью в 1992 г. он был превращен в открытое акционерное общество. Через несколько лет был проведен международный тендер с целью найти инвесторов и переоборудовать здания универмага.

Победителем стала немецкая компания ReDesign Einrichtung GmbH, стараниями которой торговая площадь ЦУМа возросла. Магазин преобразился. Было достроены дополнительные лестницы, стоянки для автомобилей, установлены лифты. Также была оптимизирована система обслуживания и оплаты. И в 1997 г. ЦУМ предстал перед покупателями в новом, более современном виде.

ЦУМ сегодня

Разобравшись с тем, что такое ЦУМ, а также изучив его историю, давайте узнаем, как же обстоят у этого магазина дела сегодня.

В начале 2000-х годов управление торговым центром взяла на себя компании Mercury. Благодаря ее инициативе сегодня о том, что такое ЦУМ, знают далеко за пределами страны. Теперь на его территории находятся не только магазины, но и открыто 3 кафе, химчистка и салоны красоты.

Кроме того, современный ЦУМ активно участвует в социальной жизни общества. Здесь проводятся художественные, фото- и видеовыставки, а также благотворительные мероприятия.

Но есть у этого универсального магазина и недостатки. К ним относится не всегда продуманная реклама внутри ЦУМа. С ней связано несколько скандалов. К счастью, руководство торгового центра смогло услышать покупателей и пойти навстречу их просьбам.

: 55°45′38″ с. ш. 37°37′11″ в. д.  /  55.7606694° с. ш. 37.6197306° в. д.  / 55.7606694; 37.6197306 (G) (Я) К:Предприятия, основанные в 1908 году

ЦУМ (Центральный универсальный магазин ) - магазин в центре Москвы, расположенный на углу Петровки и Театральной площади по адресу: ул. Петровка, дом 2. Появился здесь в 1885 году как торговый дом «Мюр и Мерилиз », семиэтажное здание в готическом стиле было построено в 1908 году.

История

1857-1917

Два пожара - в 1892 и в 1900 году - повлекли за собой строительство нового здания. В 1908 году открылся семиэтажный магазин, построенный в стиле неоготики по проекту архитектора Романа Клейна . Универмаг, в котором продавали женскую и мужскую одежду, ювелирные украшения, парфюмерию, товары для детей, пользовался репутацией у современников. «В глазах москвичей, - писал один из них, - „Мюръ и Мерилизъ“ является выставкой всего того, чем торгует столица применительно ко вкусам как богатых великосветских кругов, так и средних слоёв населения».

В 1917 году «Мюр и Мерилиз » был национализирован. 10 марта 1922 года под эгидой Мосторга на его месте был открыт ЦУМ - Центральный универсальный магазин. На работу под лозунгом «Учиться торговать!» было принято 200 комсомольцев . В годы войны в здании универмага располагались казармы .

В 1953 году ЦУМ был переориентирован на торговлю товарами высокого качества по повышенным ценам. Была введена система самообслуживания, практика открытой выкладки товаров, оплаты через кассу , установленную на прилавке. В 1974 году была проведена реконструкция, в ходе которой был построен новый корпус.

В XXI веке

В 2002 году развитием торгового дома занялась компания Mercury . В 2007-2008 годах рядом с основным было построено новое здание, что увеличило площадь ЦУМа в два раза и ухудшило транспортную обстановку на узких близлежащих улицах. В 2011 году начал работать интернет-магазин ЦУМа. Летом 2015 года в ЦУМе открылся магазин фирмы Apple , который стал первой точкой продаж Apple Watch в России.

Структура

Торговый дом ЦУМ позиционирует себя как магазин, торгующий товарами класса «люкс». На площади 60 (70?) тысяч м² расположены магазины более чем 1500 или 2000 брендов, среди которых Givenchy, Dolce&Gabbana, Valentino, Celine, Ralph Lauren, Alexander McQueen, Lanvin, Chloe, Balenciaga, Bottega Veneta, Roberto Cavalli, Emilio Pucci, Michael Kors, Jimmy Choo, Marni, Brioni, Loro Piana, Chopard, Rolex, Graff, Garrard, Patek Philippe . В 2016 году здесь появилась продукция брендов Yves Saint Laurent, Fendi, Louis Vuitton, Berluti, Dr. Vranjes, Kiton, Tom Ford, Bulgari .

  • 1 этаж - косметика и парфюмерия, сумки, аксессуары, ювелирные украшения, часы;
  • 2 этаж - мужская одежда и обувь;
  • 3 этаж - женская одежда и обувь;
  • 4 этаж - товары для детей, одежда более дешёвых брендов, отдел нижнего белья и купальников и отдел Nata4tsum , где продаются вещи, отобранные стилистом Натальей Гольденберг.

Также в магазине есть три кафе, продуктовый магазин, химчистка, ремонт обуви и подземный паркинг. Покупателям предлагаются такие услуги, как персональный шопинг со стилистом, индивидуальный пошив костюмов, косметические процедуры в «кабинах красоты» на первом этаже универмага.

Критика

В августе 2007 года, перед началом нового учебного года, горожан возмутила серия билбордов , размещённых в окнах ЦУМа и адресованных младшим школьникам . Девочка, героиня билбордов заявляла :

В мае 2011 года на территории, прилегающей к ЦУМу, появились плакаты с логотипом ЦУМа и изображением президента России Дмитрия Медведева и премьер-министра Владимира Путина в спортивной одежде, «рекламировавших» новую весенне-летнюю коллекцию. В универмаге заявили, что не имеют отношения к этой акции; авторов рекламы так и не нашли .

29 октября 2011 года ЦУМ был вынужден отказаться от рекламной инсталляции «Акробатика и эстетика», где парам манекенов в виде роботов периодически меняли позы - члены общественной организации «Профсоюз граждан России » обнаружили в этих позах сексуальный подтекст и устроили пикет у витрин .

В 2016 году администрация ввела плату в 100 рублей за посещение туалетов - директор магазина Алла Вебер объяснила это «участившимися случаями использования места общего пользования не клиентами магазина»

Филиалы

  • В 2005 году компания Mercury открыла комплекс «Барвиха Luxury Village », в котором одним из магазинов стал ЦУМ-Барвиха.
  • В 2005 году Mercury получила право на реконструкцию дореволюционного здания универмага «Дом ленинградской торговли » на Большой Конюшенной улице в Санкт-Петербурге. В 2012 году здесь открылся филиал ЦУМа.
  • По состоянию на 2015 год компании принадлежат три дисконтных магазина (расположены в торговых центрах «Белая дача », «Афимолл » и «Европарк»).

Под эгидой фонда «ЦУМ Art Foundation», специализирующемся на современном искусстве , проводятся выставки и художественные проекты. В 2007 году, в рамках II Московской биеннале современного искусства , ЦУМ представил проект «Американское видеоискусство ». В 2009 году здесь же проходила монографическая выставка Йоко Оно «Одиссея таракана», а также выставка китайского искусства «Китай, вперёд!» и инсталляция акциониста Олега Кулика «Москва. ЦУМ».

Финансовые показатели

2015 год

Напишите отзыв о статье "ЦУМ (Москва)"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий ЦУМ (Москва)

Пьер молча, пристально вглядывался в состаревшееся лицо (князя) Андрея.
– Нет, я спрашиваю, – сказал Пьер, – но князь Андрей перебил его:
– Да что про меня говорить…. расскажи же, расскажи про свое путешествие, про всё, что ты там наделал в своих именьях?
Пьер стал рассказывать о том, что он сделал в своих имениях, стараясь как можно более скрыть свое участие в улучшениях, сделанных им. Князь Андрей несколько раз подсказывал Пьеру вперед то, что он рассказывал, как будто всё то, что сделал Пьер, была давно известная история, и слушал не только не с интересом, но даже как будто стыдясь за то, что рассказывал Пьер.
Пьеру стало неловко и даже тяжело в обществе своего друга. Он замолчал.
– А вот что, душа моя, – сказал князь Андрей, которому очевидно было тоже тяжело и стеснительно с гостем, – я здесь на биваках, и приехал только посмотреть. Я нынче еду опять к сестре. Я тебя познакомлю с ними. Да ты, кажется, знаком, – сказал он, очевидно занимая гостя, с которым он не чувствовал теперь ничего общего. – Мы поедем после обеда. А теперь хочешь посмотреть мою усадьбу? – Они вышли и проходили до обеда, разговаривая о политических новостях и общих знакомых, как люди мало близкие друг к другу. С некоторым оживлением и интересом князь Андрей говорил только об устраиваемой им новой усадьбе и постройке, но и тут в середине разговора, на подмостках, когда князь Андрей описывал Пьеру будущее расположение дома, он вдруг остановился. – Впрочем тут нет ничего интересного, пойдем обедать и поедем. – За обедом зашел разговор о женитьбе Пьера.
– Я очень удивился, когда услышал об этом, – сказал князь Андрей.
Пьер покраснел так же, как он краснел всегда при этом, и торопливо сказал:
– Я вам расскажу когда нибудь, как это всё случилось. Но вы знаете, что всё это кончено и навсегда.
– Навсегда? – сказал князь Андрей. – Навсегда ничего не бывает.
– Но вы знаете, как это всё кончилось? Слышали про дуэль?
– Да, ты прошел и через это.
– Одно, за что я благодарю Бога, это за то, что я не убил этого человека, – сказал Пьер.
– Отчего же? – сказал князь Андрей. – Убить злую собаку даже очень хорошо.
– Нет, убить человека не хорошо, несправедливо…
– Отчего же несправедливо? – повторил князь Андрей; то, что справедливо и несправедливо – не дано судить людям. Люди вечно заблуждались и будут заблуждаться, и ни в чем больше, как в том, что они считают справедливым и несправедливым.
– Несправедливо то, что есть зло для другого человека, – сказал Пьер, с удовольствием чувствуя, что в первый раз со времени его приезда князь Андрей оживлялся и начинал говорить и хотел высказать всё то, что сделало его таким, каким он был теперь.
– А кто тебе сказал, что такое зло для другого человека? – спросил он.
– Зло? Зло? – сказал Пьер, – мы все знаем, что такое зло для себя.
– Да мы знаем, но то зло, которое я знаю для себя, я не могу сделать другому человеку, – всё более и более оживляясь говорил князь Андрей, видимо желая высказать Пьеру свой новый взгляд на вещи. Он говорил по французски. Je ne connais l dans la vie que deux maux bien reels: c"est le remord et la maladie. II n"est de bien que l"absence de ces maux. [Я знаю в жизни только два настоящих несчастья: это угрызение совести и болезнь. И единственное благо есть отсутствие этих зол.] Жить для себя, избегая только этих двух зол: вот вся моя мудрость теперь.
– А любовь к ближнему, а самопожертвование? – заговорил Пьер. – Нет, я с вами не могу согласиться! Жить только так, чтобы не делать зла, чтоб не раскаиваться? этого мало. Я жил так, я жил для себя и погубил свою жизнь. И только теперь, когда я живу, по крайней мере, стараюсь (из скромности поправился Пьер) жить для других, только теперь я понял всё счастие жизни. Нет я не соглашусь с вами, да и вы не думаете того, что вы говорите.
Князь Андрей молча глядел на Пьера и насмешливо улыбался.
– Вот увидишь сестру, княжну Марью. С ней вы сойдетесь, – сказал он. – Может быть, ты прав для себя, – продолжал он, помолчав немного; – но каждый живет по своему: ты жил для себя и говоришь, что этим чуть не погубил свою жизнь, а узнал счастие только тогда, когда стал жить для других. А я испытал противуположное. Я жил для славы. (Ведь что же слава? та же любовь к другим, желание сделать для них что нибудь, желание их похвалы.) Так я жил для других, и не почти, а совсем погубил свою жизнь. И с тех пор стал спокойнее, как живу для одного себя.
– Да как же жить для одного себя? – разгорячаясь спросил Пьер. – А сын, а сестра, а отец?
– Да это всё тот же я, это не другие, – сказал князь Андрей, а другие, ближние, le prochain, как вы с княжной Марьей называете, это главный источник заблуждения и зла. Le prochаin [Ближний] это те, твои киевские мужики, которым ты хочешь сделать добро.
И он посмотрел на Пьера насмешливо вызывающим взглядом. Он, видимо, вызывал Пьера.
– Вы шутите, – всё более и более оживляясь говорил Пьер. Какое же может быть заблуждение и зло в том, что я желал (очень мало и дурно исполнил), но желал сделать добро, да и сделал хотя кое что? Какое же может быть зло, что несчастные люди, наши мужики, люди такие же, как и мы, выростающие и умирающие без другого понятия о Боге и правде, как обряд и бессмысленная молитва, будут поучаться в утешительных верованиях будущей жизни, возмездия, награды, утешения? Какое же зло и заблуждение в том, что люди умирают от болезни, без помощи, когда так легко материально помочь им, и я им дам лекаря, и больницу, и приют старику? И разве не ощутительное, не несомненное благо то, что мужик, баба с ребенком не имеют дня и ночи покоя, а я дам им отдых и досуг?… – говорил Пьер, торопясь и шепелявя. – И я это сделал, хоть плохо, хоть немного, но сделал кое что для этого, и вы не только меня не разуверите в том, что то, что я сделал хорошо, но и не разуверите, чтоб вы сами этого не думали. А главное, – продолжал Пьер, – я вот что знаю и знаю верно, что наслаждение делать это добро есть единственное верное счастие жизни.
– Да, ежели так поставить вопрос, то это другое дело, сказал князь Андрей. – Я строю дом, развожу сад, а ты больницы. И то, и другое может служить препровождением времени. А что справедливо, что добро – предоставь судить тому, кто всё знает, а не нам. Ну ты хочешь спорить, – прибавил он, – ну давай. – Они вышли из за стола и сели на крыльцо, заменявшее балкон.
– Ну давай спорить, – сказал князь Андрей. – Ты говоришь школы, – продолжал он, загибая палец, – поучения и так далее, то есть ты хочешь вывести его, – сказал он, указывая на мужика, снявшего шапку и проходившего мимо их, – из его животного состояния и дать ему нравственных потребностей, а мне кажется, что единственно возможное счастье – есть счастье животное, а ты его то хочешь лишить его. Я завидую ему, а ты хочешь его сделать мною, но не дав ему моих средств. Другое ты говоришь: облегчить его работу. А по моему, труд физический для него есть такая же необходимость, такое же условие его существования, как для меня и для тебя труд умственный. Ты не можешь не думать. Я ложусь спать в 3 м часу, мне приходят мысли, и я не могу заснуть, ворочаюсь, не сплю до утра оттого, что я думаю и не могу не думать, как он не может не пахать, не косить; иначе он пойдет в кабак, или сделается болен. Как я не перенесу его страшного физического труда, а умру через неделю, так он не перенесет моей физической праздности, он растолстеет и умрет. Третье, – что бишь еще ты сказал? – Князь Андрей загнул третий палец.
– Ах, да, больницы, лекарства. У него удар, он умирает, а ты пустил ему кровь, вылечил. Он калекой будет ходить 10 ть лет, всем в тягость. Гораздо покойнее и проще ему умереть. Другие родятся, и так их много. Ежели бы ты жалел, что у тебя лишний работник пропал – как я смотрю на него, а то ты из любви же к нему его хочешь лечить. А ему этого не нужно. Да и потом,что за воображенье, что медицина кого нибудь и когда нибудь вылечивала! Убивать так! – сказал он, злобно нахмурившись и отвернувшись от Пьера. Князь Андрей высказывал свои мысли так ясно и отчетливо, что видно было, он не раз думал об этом, и он говорил охотно и быстро, как человек, долго не говоривший. Взгляд его оживлялся тем больше, чем безнадежнее были его суждения.
– Ах это ужасно, ужасно! – сказал Пьер. – Я не понимаю только – как можно жить с такими мыслями. На меня находили такие же минуты, это недавно было, в Москве и дорогой, но тогда я опускаюсь до такой степени, что я не живу, всё мне гадко… главное, я сам. Тогда я не ем, не умываюсь… ну, как же вы?…
– Отчего же не умываться, это не чисто, – сказал князь Андрей; – напротив, надо стараться сделать свою жизнь как можно более приятной. Я живу и в этом не виноват, стало быть надо как нибудь получше, никому не мешая, дожить до смерти.
– Но что же вас побуждает жить с такими мыслями? Будешь сидеть не двигаясь, ничего не предпринимая…
– Жизнь и так не оставляет в покое. Я бы рад ничего не делать, а вот, с одной стороны, дворянство здешнее удостоило меня чести избрания в предводители: я насилу отделался. Они не могли понять, что во мне нет того, что нужно, нет этой известной добродушной и озабоченной пошлости, которая нужна для этого. Потом вот этот дом, который надо было построить, чтобы иметь свой угол, где можно быть спокойным. Теперь ополчение.

ЦУМ, располагающийся в самом центре Москвы, в непосредственной близости от историчесих памятников культурного и архитектурного значения (Большой и Малый театр, Московская Оперетта, Исторический музей, Красная площадь, Московский Художественный Театр им. А.П.Чехова, Молодежный Российский Государственный Академический Театр РАМТ), а также выставочных залов (Новый Манеж, Фонд культуры «Екатерина») и гостиничных комплексов мирового известности (Метрополь, Ararat Park Hyatt, The Ritz Carlton).
История ЦУМа началась в 1857 году, когда два шотландских коммерсанта Эндрю Мюр и Арчибальд Мерилиз основали торговую компанию «Мюр и Мерилиз» в здании на Театральной площади. Здесь, на месте сегодняшнего ЦУМа, был создан весьма крупный универсальный магазин, наподобие лондонского «Уайтли» и парижского «Бон Марше». Это был отличный вариант для постройки подобного магазина: рядом Красная площадь, Большой и Малый театры. Неподалеку располагался шикарный Пассаж и Кузнецкий мост – улица дорогих, престижных магазинов.
«Мюр и Мерилиз» стал первым в России универмагом - магазином для представителей среднего класса. Здесь можно было купить почти все: обувь, одежду, парфюмерию, ювелирные украшения, мебель, предметы домашнего обихода, детские игрушки. Все товары московского универмага были превосходного качества, продавцы безукоризненно вежливы и опрятны. Управляющие нового универмага, одни из первых в России, кто ввел европейские стандарты торговли: фиксированные цены, возможность обмена товара, периодические распродажи, ежедневная доставка товаров во все части города. Так же, четыре раза в год «Мюр и Мерилиз» издавали каталог товаров, который бесплатно рассылался всем желающим, как и образцы тканей. Любой житель страны от Варшавы до Владивостока мог выписать товар по почте, при том, что расходы по доставке (в пределах европейской части) магазин принимал на себя. К концу века количество отделов в магазине Мюра и Мерилиза достигло 44, а количество служащих приблизилось к тысяче.
В феврале 1892 года в магазине произошел сильный пожар, однако его последствия были быстро ликвидированы. «Помещение было полностью обеспечено автоматически действующими огнетушителями, - писал владелец магазина Эндрю Мюр, - и ущерб товарам, думается, проистекал скорее от них и от воды, подаваемой пожарными машинами, чем от огня». Страховка покрыла все потери, но двое пожарных погибли в огне. Это несчастье еще более усилило уныние владельцев, вызванное упадком торговли.
Вечером 24 ноября 1900 года в магазине случился второй пожар. Москва была залита ярко-красным светом на многие версты в округе, а толпы народа собирались близ здания, чтобы посмотреть на такое событие.
Здание магазина сгорело и было принято решение построить новое здание на месте сгоревшего. Проект нового семиэтажного здания разработал известный архитектор Роман Иванович Клейн в стиле английской готики с элементами модерна. При строительстве впервые в России был использован железобетон. Так же применялись металлические конструкции и стальной каркас здания, выполненный по проекту знаменитого инженера В. Г. Шухова. Хотя магазин не был небоскребом, так или иначе, семиэтажный дом по тем временам считался высоким. Новый способ строительства позволил за счет более тонких стен значительно увеличить торговые площади.
С открытием нового универмага «Мюр и Мерилиз» достиг вершины своей славы. Уже к 1913 году в магазине было 80 отделов. Новый магазин вызвал огромный интерес благодаря новизне технического оснащения, европейскому комфорту и красоте оформления залов. Новшествами универмага «Мюр и Мерилиз» были комната ожидания, справочная, служба информации по Москве и два скоростных электрических лифта для покупателей, появление которых было весьма удивительно и вызвало настоящую сенсацию.
В 1922 г., с приходом советской власти магазин был национализирован, а 10 марта того же года состоялось открытие самого крупного универмага столицы – Мосторга. Спустя некоторое время магазин был переименован в ЦУМ. В
22:37:09
период Великой Отечественной войны ЦУМ обеспечивал снабжение рабочих по карточной системе, а в помещениях на верхних этажах универмага располагались казармы.
В 1995 г. было решено осуществить реконструкцию здания с целью расширения торговых площадей за счет более рациональной планировки и организации торгового пространства. В 1996 г. в тендере на создание и осуществление проекта модернизации и улучшения универмага победила немецкая фирма ReDesign Einrichtung GmbH (Германия) - достаточно известная проектно-строительная организация, участвовавшая в реконструкции крупнейших европейских супермаркетов и универмагов.
В 1997 году работа над новым, современным обликом центрального здания ЦУМа была завершена. Проведенная модернизация позволила увеличить площадь ЦУМа до 33 тысяч квадратных метров и качественно улучшить инфраструктуру магазина. Покупать вещи в «Центральном. Универсальном. Модном» вновь стало престижно и удобно.
Продолжая вековые традиции, ЦУМ и сегодня – первый и главный «Department store» страны, предлагающий продукцию наивысшего качества.
Выставки и художественные проекты проводятся под эгидой фонда ЦУМ « Art Foundation» (фонд специализируется на современном искусстве). В 2007 году, в рамках 2-й Московской биеннале современного искусства, ЦУМ представил проект «Американское видеоискусство». В 2009 году здесь же проходила монографическая выставка Йоко Оно «Одиссея таракана», а также выставка китайского искусства «Китай, вперёд!» и проект-инсталляция художника Олега Кулика «Москва. ЦУМ».
В сентябре 2009 года ЦУМ организовал акцию для сбора средств в помощь детям-сиротам, а в марте 2010 года публике представили фотопроект в поддержку борьбы с раком.