Должностные обязанности специалиста по охране труда. Должностная инструкция специалиста по технике безопасности Должностная инструкция с по от

Нормативные правовые акты

«Об утверждении федеральных норм и правил в области исполь­зования атомной энергии «Правила физической защиты радиоак­тивных веществ, радиационных источников и пунктов хранения»

Приказ Ростехнадзора от 21.07.2015 № 280.

Зарегистрирован Минюстом России 3.08.2015 № 38303.

«Об утверждении федеральных норм и правил в области ис­пользования атомной энергии «Правила контроля основного метал­ла, сварных соединений и наплавленных поверхностей при эксплуа­тации оборудования, трубопроводов и других элементов атомных станций»

Приказ Ростехнадзора от 7.12.2015 № 502.

Зарегистрирован Минюстом России 10.03.2016 № 41366.

ОБЯЗАННОСТИ СПЕЦИАЛИСТА ПО ОХРАНЕ ТРУДА

Основные обязанности специалиста по охране труда закреплены в трудовом договоре и в должностной инструкции.

Кроме того, обязанности специалиста по охране труда определены в приказе Минздравсоцразвития России от 17.05.12 N° 559н (в ред. от 20.02.14) «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел “Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда”».

Должностные обязанности специалиста по охране труда - участие:

¾ в организации и координации работ по охране труда на предприятии;

¾ в разработке и контроле за функционированием системы управления охраной труда в организации в соответствии с государственными нормативными требованиями охраны труда, с целями и задачами организации, рекомендациями межгосударственных и национальных стандартов в сфере безопасности и охраны труда;

¾ в определении и корректировке направления развития системы управления профессиональными рисками в организации на основе мониторинга изменений законодательства и передового опыта в области охраны труда, а также исходя из модернизации технического оснащения, целей и задач организации.

Специалист осуществляет контроль за соблюдением в структурных подразделениях организации законодательных и нормативных правовых актов по охране труда; за проведением профилактической работы по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний; за выполнением мероприятий, направленных на создание здоровых и безопасных условий труда в организации; за предоставлением работникам установленных компенсаций по условиям труда.

Он следит за своевременностью и полнотой обеспечения работников организации лечебно-профилактическим питанием, молоком и другими равноценными продуктами, а также СИЗ; за состоянием и исправностью СИЗ.

Он также выявляет потребность в обучении работников в области охраны труда, проводит вводный инструктаж работников по вопросам охраны труда, контролирует проведение инструктажей (первичных, повторных, внеплановых, целевых).

Его обязанности - информировать работников о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах; о существующих профессиональных рисках, о полагающихся работникам компенсациях за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда и иными особыми условиями труда и о СИЗ, а также о мерах по защите работников от воздействия опасных и вредных производственных факторов.

Аналогичные требования установлены и к руководителю службы охраны труда.

Как видим, в данных обязанностях нет упоминания о пожарной безопасности. Однако многие работодатели пытаются переложить на специалиста по охране труда обязанности по пожарной безопасности. Причин для этого множество: отсутствие «лишних» денег для введения дополнительных должностей; отсутствие знаний у руководства об особенностях работы различных специалистов; желание сэкономить на охране труда и пожарной безопасности и др.

БЕЗ ВИНЫ ВИНОВАТЫЙ

По общему правилу за все, что происходит в компании, персональную ответственность несет руководитель. Однако на практике он зачастую возлагает ответственность именно на специалиста по охране труда или другого работника. И такие споры встречаются в судебной практике.

В решении от 10.12.14 по делу № 2-1762/2014, принятому Соломбальским районным судом г. Архангельска (Архангельская область), был рассмотрен следующий спор.

Работник был назначен ответственным за охрану труда. Он обратился в суд с иском к ЗАО «Народное предприятие “Архангельскхлеб”» о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда.

Истец безупречно отработал на предприятии 19 лет, имел почетные грамоты за профессионализм и добросовестную работу. По инициативе руководителя предприятия истец был отозван из отпуска. На основании приказа генерального директора была создана комиссия по охране труда для расследования нарушений требований охраны труда - отключения системы оповещения при пожаре. По итогам работы комиссии работник был уволен из компании.

По мнению работника, отключение системы оповещения не относится к нарушению требований охраны труда. Согласно акту расследования система оповещения находилась в нерабочем состоянии, была отключена, однако в акте не указаны факты и не представлены доказательства того, кто именно дал указание на отключение системы оповещения.

В соответствии со своими должностными обязанностями истец не имел права и не давал такого поручения. Комиссия сделала выводы на основании предположений. В служебные обязанности истца не входил контроль за соблюдением требований пожарной безопасности всего предприятия, - этим должен заниматься инженер по охране труда и промышленной безопасности.

Представитель работодателя в рамках судебного заседания заявил следующее. Работодатель считает, что приказ об увольнении с работы инженера по охране труда и промышленной безопасности по подп. «д» п. 6 ст. 81 ТК РФ является законным и обоснованным. Порядок наложения дисциплинарного взыскания нарушен не был. У истца были истребованы письменные объяснения по поводу отсутствия голосового сообщения системы оповещения. Для расследования нарушений требований охраны труда в соответствии со ст. 281 ТК РФ была создана комиссия по охране труда, которой был установлен факт нарушения начальником отдела АСУ (истцом) требований ст. 214 ТК РФ.

Суд встал на сторону работника.

Как следует из показаний свидетелей, в марте и июне 2014 г. на предприятии проводились проверки технического состояния пожарной сигнализации и системы оповещения (10 марта и 10 июня), о чем составлялись акты, в которых в примечании указано, что в связи с ремонтно-строительными работами система оповещения людей о пожаре отключена.

Суд пришел к выводу, что руководство ЗАО заранее (с марта 2014 г.) знало о том, что система оповещения при пожаре на предприятии отключена и не работает, а значит, у истца отсутствовала необходимость извещать руководство об этом в соответствии со ст. 214 ТК РФ. Руководство предприятия, зная, что система отключена, должно было предвидеть, что это может угрожать жизни и здоровью людей.

Обязанность отвечать за соблюдение требований пожарной безопасности и выполнение противопожарных мероприятий на территории хлебозавода № 2 возложена на начальника производства, а контроль за выполнением приказа - на заместителя генерального директора.

Начальник производства был привлечен ранее к административной ответственности по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ (нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений).

Представитель истца пояснил, что обязанность следить за исправностью системы пожаротушения на предприятии была возложена на инженера по охране труда и промышленной безопасности. Истец отвечал только за техническую составляющую автоматизированных процессов на производстве.

Таким образом, привлечение работника к дисциплинарной ответственности было неправомерно.

В заключение отметим, что специалисту по охране труда необходимо внимательно изучить должностную инструкцию, положения локальных актов и трудового договора. Кроме того, важно внимательно читать приказы руководства о возложении дополнительных обязанностей, так как риски сотрудников, отвечающих за охрану труда, по привлечению их к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности остаются.

Дополнительные обязанности - дополнительные риски.

Е. ШЕСТАКОВА, ген. директор

ОАО «Актуальный менеджмент»,

канд. юрид. наук


ohranatruda.ru/news/902/158377/

Бланкетная норма - норма, которая содержит отсылку к правилам, уста­навливаемым отдельным нормативным актом (например правилам охраны труда).

www.proza.ru/2010/05/18/737

Уголовная ответственность специалиста по охране труда за несчастный случай на производстве Т.А. Герасимова

Ель настоящей статьи состоит не в том, чтобы научить кого-то избежать ответственности за причинение вреда здоровью работающих. Большое количество несчастных случаев происходит в сфере бизнеса, направленного на получение мак­симальной прибыли с нарушением норм законодательства, прав граждан на безопасные условия труда. Нынешние работодатели, не обременные знанием законов и ведущие бизнес «по понятиям», искренне считают: специалист по охране труда отвечает за всю охрану труда. И не только за охрану труда, но за пожарную, про­мышленную, экологическую безопасности, а также безопасность дорожного движения. Для этого он и принят на работу. К большо­му сожалению, такой же точки зрения придерживаются и некото­рые представители надзорного и судейского корпусов.

Зачастую специалист по охране труда не может повлиять на ситуацию, но защитить себя он обязан.

«Несчастные случаи в исправительных колониях вовсе не редкость, скорее закономерность. Осужденных привлекают к ра­ботам по различным направлениям хозяйственной деятельности: ремонт зданий, строительство хозпостроек, мелкий ремонт и др. Такая работа является трудоохраняемой и подпадает подо все требования охраны труда.

В г. Заводоуковске Тюменской области при ремонте крыши в следственном изоляторе произошел несчастный случай со смер­тельным исходом: работник упал с высоты. Вину за происшедшее возложили на инженера по охране труда, который должен был, по мнению следствия, обеспечить безопасность проведения работ и соблюдение правил охраны труда.

Согласно материалам расследования ремонт выполняли за­ключенные тюменской исправительной колонии № 4, с которыми были заключены контракты.

В июне 2015 года один из осужденных, мужчина 37 лет, по­скользнулся и упал. Высота в месте падения 8 м. Бетонная плита, на которую приземлился пострадавший, усугубила падение. По­страдавший умер не сразу, в исход вмешалась имеющаяся болезнь сердца, которая спустя две недели стала причиной его смерти.

Расследование областной прокуратуры выявило множествен­ные нарушения требований охраны труда. Инженер, по мнению следствия ответственный за выполнение работ, был обязан до на­чала ремонта провести организационные мероприятия в виде ин­структажа, выдать средства защиты от падения с высоты, офор­мить наряд-допуск на проведение работ повышенной опасности. Не были назначены и лица, которые бы отвечали за организацию и безопасное выполнение работ.

Прокуратура утвердила обвинительное заключение и напра­вила дело в суд. Инженера обвиняют по ч. 1 ст. 143 УК РФ «Нару­шение требований охраны труда, совершенное лицом, на которое возложены обязанности по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека», теперь ему грозит штраф в размере до 400 тыс. рублей либо обяза­тельные работы на срок до 240 ч или, того хуже, лишение свободы на срок до 2 лет.».

Городской суд (г. Чайковский) за групповой несчастный слу­чай с тремя смертельными исходами приговорил специалиста по охране труда к двум годам лишения свободы.

Такие сообщения в средствах массовой информации стали по­являться все чаще. Специалисты по охране труда встревожены подобными расследованиями, на различных форумах обсуждают создавшееся положение. При возросших функциях, возложенных на них государственными нормативными требованиями, к допол­нительным функциям, возлагаемым работодателями (промыш­ленная безопасность, пожарная безопасность, электробезопас­ность, гражданская оборона, охрана окружающей среды, иногда и функции специалиста отдела кадров), в то же время прибавля­ется ответственность, включая административную и уголовную. (По той пословице - «и швец и жнец и на дуде игрец» и за крайне низкую оплату труда.) Не секрет, что большинство работодателей не относят специалиста по охране труда к значимой фигуре и что оплата для такой категории работников назначается из остаточ­ного принципа. Профессия «специалист по охране труда» в соот­ветствии со Справочником востребованных на рынке труда новых и перспективных профессий, утвержденных приказом Минтруда России от 2.11.2015 № 832, оказалась в числе востребованных, но вряд ли перспективных в связи с таким отношением работодате­лей к этому направлению деятельности.

По данным статистики, привлечение к уголовной ответствен­ности специалистов по охране труда составляет около 2%.

ТК РФ установил ст. 212 основные обязанности работодателя, ст. 217 - порядок создания службы охраны труда или введения в должность специалиста по охране труда, ст. 419 - виды ответ­ственности за нарушение трудового законодательства и иных нор­мативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в частности: «лица, виновные в нарушении трудового законода­тельства и иных актов, содержащих нормы трудового права, при­влекаются к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными феде­ральными законами, а также привлекаются к гражданско-право­вой, административной и уголовной ответственности».

Как известно, УК РФ должен рассматривать в качестве пре­ступления только те деяния, которые действительно опасны для общества и с которыми нужно вести борьбу. Действующее зако­нодательство предусматривает привлечение к уголовной ответ­ственности лиц, виновных в нарушении правил охраны труда.

Вопросы назначения уголовной ответственности регулируют­ся УК РФ, в котором отдельные составы преступлений, наруша­ющих конституционное право на труд в безопасных условиях, от­ражены в:

· ст. 143 «Нарушение правил охраны труда»;

· ст. 215 «Нарушение правил безопасности на объектах атом­ной энергетики»;

· ст. 216 «Нарушение правил безопасности при ведении гор­ных, строительных и иных работ»;

· ст. 217 «Нарушение правил безопасности на взрывоопас­ных объектах».

Статья 143 УК РФ является общей по отношению к статьям 215-217 и направлена на охрану труда в любой отрасли, а статьи 215-217 являются специальными и направлены на охрану труда в конкретных сферах производства. Потерпевшими от преступле­ния, предусмотренного ст. 143 УК РФ, могут быть лица, постоян­но или временно связанные с организацией трудовых отношений и пострадавшие при исполнении трудовых обязанностей. Потер­певшим при совершении преступления, предусмотренного ста­тьями 215-217 УК РФ, может быть любое лицо (работник данной организации или лицо, не имеющее к нему отношения), постра­давшее в результате нарушения правил безопасности.

В УК РФ предусмотрена ответственность за действия, которые грубо попирают закрепленное в международных правовых актах и Конституции РФ (ст. 37) право каждого человека на благопри­ятные условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены труда, а также положения законодательства о труде и охране труда, которые повлекли за собой значительные негатив­ные последствия, например, причинение вреда здоровью либо ги­бель людей.

Какую ответственность устанавливает УК РФ за подобные преступления? Статья 143 УК РФ «Нарушение требований охра­ны труда» предусматривает:

«1. Нарушение требований охраны труда, совершенное лицом, на которое возложены обязанности по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение вреда здоровью человека, наказывается штрафом в размере до четырехсот тысяч рублей или в размере заработ­ной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до одного года, либо ли­шением свободы на тот же срок с лишением права занимать определен­ные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до одного года или без такового.

Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, по­влекшее по неосторожности смерть человека, наказывается принуди­тельными работами на срок до четырех лет либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, по­влекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, наказывается принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свобо­ды на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Примечание. Под требованиями охраны труда в настоящей статье понимаются государственные нормативные требования охраны труда, содержащиеся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации.».

Спецификой уголовной ответственности является то, что, в отличие от гражданско-правовой и административной, к уголов­ной ответственности могут быть привлечены только физические лица. Исходя из требований статей 143 и 216 УК РФ субъекта­ми данных преступлений могут быть лица, на которых в силу их служебного положения или по специальному распоряжению не­посредственно возложена обязанность обеспечивать соблюдение правил охраны труда на определенном участке работы, если они не приняли меры к устранению нарушения правил охраны труда либо дали указание, противоречащее этим правилам. Постанов­ление Пленума Верховного суда РФ от 23.04.1991 № 1 «О судебной практике по делам о нарушении правил охраны труда и безопас­ности при ведении горных, строительных или иных работ (в ред. постановления* Пленума Верховного суда РФ от 21.12.1993 № 11, с изм. от 6.02.2007) обращает внимание судов на перечень лиц, которые могут быть привлечены к ответственности за подобные нарушения. К ним относят руководителей организаций (предпри­ятий), заместителей руководителей организаций (предприятий), главных инженеров, главных специалистов организаций (пред­приятий).

За нарушение законодательства об охране труда должны при­влекаться, в первую очередь, лица, отвечающие за обеспечение охраны труда на участке, где произошел несчастный случай, т.е. непосредственный руководитель работ. Руководители организа­ций и (или) должностные лица могут быть привлечены к ответ­ственности за злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ) и халатность (ст. 293 УК РФ). Ответственность по данному преступлению предусмотрена за действия (бездей­ствие) по неосторожности, в результате которых при нарушении правил охраны труда был причинен тяжкий вред здоровью. Не­осторожность может быть в форме легкомыслия или небрежности. Статья 26 УК РФ определяет, является ли это легкомыслием (лицо предвидело возможность наступления общественно опасных по­следствий своих действий (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение этих последствий) или небрежностью (лицо не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), хотя при необходимой внимательности и предусмо­трительности должно было и могло предвидеть эти последствия).

Необходимо различать, что при нарушении правил охраны труда субъектом является лицо, наделенное специальными обя­занностями обеспечивать соблюдение или соблюдать правила ох­раны труда.

Различия же в субъектах рассматриваемых преступлений, так же как и при должностной халатности, заключаются в том, была ли возложена на лицо, нарушившее правила охраны труда, обязанность обеспечить соблюдение или самому соблюдать опре­деленные правила охраны труда.

Разграничение таких преступлений как нарушение правил охраны труда (ст. 143 УК РФ) и преступлений, предусмотрен­ных статьями 285 и 293 УК РФ, должно проводиться исходя из обязанностей, возложенных на конкретное должностное лицо. Субъектом (виновным лицом) преступления, предусмотренного ст. 143 УК РФ, будет лицо, на которое непосредственно возложена обязанность за обеспечение безопасных условий труда и которое игнорировало либо недобросовестно исполняло эти обязанности. Субъектом преступления, предусмотренного ст. 293 УК РФ, будет лицо, которое в силу своего служебного положения обязано было иметь информацию, каким образом обстоят дела по обеспечению безопасности на каждом участке работ, и принимать меры, чтобы не произошел несчастный случай на производстве.

Итак, объективной стороной состава преступления, предусмо­тренного ст. 143 УК РФ, является нарушение требований охра­ны труда (правил техники безопасности), выражающееся в форме действий либо бездействия. Другими словами, нарушить установ­ленные нормы можно как активно (например, поручив работнику выполнять операции, сопряженные с риском для жизни и здоро­вья, в необорудованном месте либо негодным инструментом), так и пассивно (например, не приняв меры к ограждению вращаю­щихся частей станка защитными кожухами или не выдав работ­нику защитных средств). При этом, законодательство не содержит перечня проявлений нарушения правил охраны труда, отсылая к правилам охраны труда или иным правилам, принимаемым в производственной или иной сфере, т.е. диспозиция ст. 143 УК РФ является бланкетной.

Согласно статье 211 ТК РФ и постановлению Правительства РФ от 27.12.2010 № 1160 «Об утверждении Положения о разра­ботке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда» к государственным нормативным требованиям относят:

¾ стандарты безопасности труда;

¾ правила и типовые инструкции по охране труда;

¾ государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы: санитарные правила и нормы, санитарные нормы, санитарные правила и гигиенические нормативы, устанавливаю­щие требования к факторам рабочей среды и трудового процесса (далее - акты, содержащие требования охраны труда).

При расследовании подобных преступлений следственные органы должны устанавливать, а суды с соответствующей оцен­кой фиксировать в приговорах нормативные акты, регулирую­щие в данной ситуации требования безопасности труда, и дока­занные отступления от их исполнения (с обязательной ссылкой на нарушенные субъектом пункты и параграфы требований ох­раны труда).

Как уже было сказано, уголовную ответственность влечет не любое нарушение требований охраны труда, а только то, которое причинило вред здоровью либо повлекло смерть человека. Между такими последствиями и допущенным нарушением требований охраны труда должна существовать причинная связь. Отсутствие таковой между допущенными нарушениями правил охраны тру­да и наступившими, указанными в ст. 143 УК РФ, последствиями также исключает уголовную ответственность. Так, по одному из уголовных дел, возбужденных по ст. 143 УК РФ, в постановлении о прекращении уголовного дела говорилось: установленные нару­шения, отмеченные ведомственной комиссией по расследованию причин несчастного случая, не находятся в прямой причинной связи с наступившими вредными последствиями. Причины не­счастных случаев бывают технические и организационно-техно­логические.

К техническим причинам относят:

¾ неисправность оборудования;

¾ нарушение освещенности рабочего места, звуко-, термо-, токо- и виброизоляции;

¾ неисправность систем защиты;

¾ иные неисправности и поломки, напрямую не зависящие от деятельности конкретных лиц.

К организационно-технологическим относят:

¾ нарушение правил, инструкций и норм по охране труда;

¾ нарушение технологического процесса;

¾ отсутствие разработанных и утвержденных инструкций;

¾ невыполнение должностных обязанностей, приказов по ор­ганизации;

¾ допуск к работе необученного и непроинструктированного персонала;

¾ отсутствие надлежащего технического руководства и над­зора за безопасностью выполнения работ.

Следствием же является причинение тяжкого вреда здоро­вью человека (ч. 1 ст. 143 УК РФ) и его смерть (части 2 и 3 ст. 143 УК РФ).

Яркий пример отсутствия причинно-следственной связи при расследовании несчастного случая и рассмотрении дела в суде привел адвокат К.В. Бубон.

«20.02.2000 г. в одно из МУП КХ (муниципальное унитарное предприятие коммунального хозяйства) г. Хабаровска поступило сообщение об отсутствии отопления в одном из жилых домов на обслуживаемой территории. На место выехала ремонтная брига­да в составе мастера Н. и рабочих К. и 3. Осмотрев здание и при­легающую площадь, указанные лица не обнаружили каких-либо повреждений. Повреждена оказалась труба, расположенная при­мерно в ста метрах от дома, недалеко от технического колодца, из которого фонтанировал крутой кипяток. Подойдя к колодцу, Н. и К. приняли решение: перекрыть поступление воды. Внутри колодца также стояла вода, но ее температура не была никем проверена. Н. поручил К. перекрыть вентиль, а сам страховал его снаружи, удерживая на канате за страховочный пояс. К. по­скользнулся и упал в воду, оказавшуюся кипятком. Несмотря на медицинскую помощь через некоторое время он скончался от обширных ожогов. В процессе расследования уголовного дела, возбужденного по данному факту, прокуратура установила, что повреждение, локализовать которое пытались Н., К. и 3., не на­ходится на территории, обслуживаемой данным МУП. Более того, злосчастная труба официально никому не принадлежит - ни предприятиям коммунального хозяйства города, ни теплосе­тям. Кроме того, следствием была изъята на МУП документация о деятельности главного подозреваемого по делу - Н., а именно: приказ о приеме на работу и функциональные обязанности. Ни один из данных документов ему (под роспись), как оказалось, не объявлялся.

К материалам дела было приобщено заключение службы ох­раны труда, составленное по факту несчастного случая на производстве, согласно которому к нарушениям правил безопасности отнесены:

Отсутствие у потерпевшего резиновых сапог (вместо них были кирзовые).

Отсутствие у потерпевшего брезентовой спецодежды.

Отсутствие надлежащего инструктажа.

Заключение службы охраны труда не устанавливает причин­ной связи с наступившими последствиями. Резиновые сапоги и брезентовая спецодежда, а также своевременный инструктаж не могли бы в данной ситуации спасти жизнь человека, а отсутствие этих вещей, следовательно, не является причиной наступивших опасных последствий.».

В приведенном примере усматриваются элементы активных действий лица, руководившего работами, которые могли выра­зиться в том, что он поручил сотруднику задание, не проверив предварительно условия, в которых тому предстоит действовать, не определив степень возможной опасности.

Не всякое нарушение правил охраны труда влечет за собой возбуждение уголовного дела. Вопрос о его возбуждении должен решаться с учетом характера нарушений и наступивших или мо­гущих наступить последствий. Прежде чем возбудить уголовное дело, как правило, необходимо проверить и установить:

¾ имел ли место сам факт нарушения правил охраны труда;

¾ каков характер этих нарушений и какие вредные послед­ствия наступили (могли наступить) в результате их совершения;

¾ каковы причины, которые привели к нарушению правил охраны труда;

¾ кто допустил нарушение правил охраны труда и в силу каких обстоятельств, не было ли в действиях виновного преступ­ного умысла и каково содержание этого умысла.

Каждое из названных выше обстоятельств, в свою очередь, может быть детализировано в зависимости от особенностей кон­кретного дела. Последовательность выяснения указанных выше обстоятельств также зависит от особенностей этого дела.

Нередко действия и бездействие тесно переплетаются: долж­ностное лицо не только не принимает мер к соблюдению правил охраны труда, но и дает указание производить работу при таких условиях, при которых их производство запрещается. Поэтому необходимо установить, как конкретные действия должностного лица, совершенные в нарушение правил безопасности, так и об­стоятельства, свидетельствующие о проявлении этим лицом без­действия.

Судебная практика показывает: отсутствие причинной связи между допущенными нарушениями правил охраны труда и на­ступившими (указаны в ст. 143 УК РФ) последствиями также ис­ключает уголовную ответственность.

Для правильной организации работы требуется полная регла­ментация обязанностей участников трудового процесса. Выполне­ние работающими конкретных обязанностей, предусмотренных должностным регламентом или трудовым договором, составляет сущность производственной дисциплины и является основанием для предъявления обвинения. Иначе говоря, субъект ст. 143 УК РФ - это лицо, которому (под роспись) объявлен приказ о закре­плении за ним обязанностей по контролю за соблюдением правил безопасности и обеспечению соответствующих условий труда либо таковые обязанности закреплены за ним в силу трудового догово­ра или специального соглашения.

ТК РФ не регламентирует обязанность работодателя разра­батывать должностные инструкции, но, как показывает практи­ка, это - важный документ, содержанием которого является не только трудовая функция работника, квалификационные требо­вания, предъявляемые к занимаемой должности, но и круг обя­занностей, пределы его ответственности.

Должностные инструкции содержат характеристики должно­стей и профессий, описанных в Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов (далее - ЕТКС), а так­же специфические требования работодателей (с 1.07.2016 г. им необходимо внедрять профессиональные стандарты). Должност­ная инструкция может являться приложением к трудовому до­говору, а может быть утверждена как самостоятельный документ. На основании вышеизложенного можно порекомендовать: утверж­дать должностную инструкцию как самостоятельный документ, при этом в трудовом договоре, заключаемом с работником, пропи­сать, что работник обязан исполнять требования должностной ин­струкции (с которой, разумеется, он должен быть ознакомлен под роспись). Это позволит избежать перечисления всех обязанностей в трудовом договоре и необходимости вносить каждый раз измене­ния в трудовой договор, оформляя дополнительные соглашения.

Какие обязанности у специалиста по охране труда и может ли он являться ответственным руководителем работ согласно приказу Минздравсоцразвития России от 17.05.2012 № 559н «Об утверждении Единого квалификационного справочника долж­ностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Ква­лификационные характеристики должностей руководителей и специалистов, осуществляющих работы в области охраны тру­да», и приказу Минтруда России от 4.08.2014 № 524н «Об ут­верждении профессионального стандарта «специалист в области охраны труда»?

Ни в одном документе нет требований в части исполнения функций распорядителя, организатора производства работ. Исхо­дя из изложенного специалист по охране труда может быть при­влечен к уголовной ответственности за должностную халатность, если будет доказана причинно-следственная связь с допущенным несчастным случаем.

Статья 293 УК РФ «Халатность»:

«1. Халатность, то есть неисполнение или ненадлежащее исполне­ние должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовест­ного или небрежного отношения к службе либо обязанностей по должно­сти, если это повлекло причинение крупного ущерба или существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, наказывает­ся штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере за­работной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.

То же деяние, повлекшее причинение особо крупного ущерба, наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет с лишением права занимать опре­деленные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев.

Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, по­влекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека, наказывается принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или за­ниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без та­кового либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной дея­тельностью на срок до трех лет или без такового.

Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, по­влекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, наказывается

принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права за­нимать определенные должности или заниматься определенной дея­тельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные долж­ности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Примечание. Крупным ущербом в настоящей статье призна­ется ущерб, сумма которого превышает один миллион пятьсот тысяч ру­блей, а особо крупным - семь миллионов пятьсот тысяч рублей.».

«Прокурором Кировского района г. Новосибирска возбужде­но уголовное дело по редкой статье УК РФ «Нарушение правил охраны труда» в отношении инженера по технике безопасности одного из мебельных предприятий. По его вине одна из работниц фабрики лишилась руки. Как рассказал редакции следователь В. Кранов, 50-летняя женщина работала на литейной машине и во время процесса засунула руку в станок, чтобы достать заготов­ку. В этот момент на ее руку упал тяжеленный пресс - кисть руки пришлось ампутировать.

На предприятии было проведено внутреннее расследование. Виновницей несчастного случая была названа сама пострадав­шая. Пострадавшая обратилась с жалобой в инспекцию труда и районную прокуратуру. Там провели расследование и установи­ли, что в трагедии виновен инженер по технике безопасности: он знал, что станок не оборудован специальной системой защиты, но не предпринял никаких мер. Как сообщили в прокуратуре, по статье, возбужденной в отношении инженера по технике безопас­ности, ему грозит до года лишения свободы.».

В этой консультации мы рассматриваем, что входит в обязанности специалиста по охране труда согласно функционалу этой должности. Попутно приводим наиболее полный перечень таких обязанностей согласно предписаниям закона.

Правовой источник

По общему правилу должностные обязанности специалиста по охране труда, которые напрямую вытекают из его профессиональных функций в организации, в первую очередь должны быть обязательно прописаны в трудовом контракте с ним, а также его должностной инструкции по этой позиции.

Практически полный перечень обязанностей специалиста по охране труда в организации приведён в приказе Министерства труда России от 04 августа 2014 года № 524н. Этим нормативным документом закреплён профессиональный стандарт под названием «Специалист в области охраны труда». Последняя редакция данного профстандарта – от 28 января 2017 года.

В целом обязанности по охране труда специалисты (руководители) направляют на планирование, организацию, контроль и улучшение управления охраной труда.

Если быть точнее, то исполнение функциональных обязанностей специалиста по охране труда должно решать следующие задачи:

  • предупреждение несчастий на производстве и профессиональных недугов;
  • уменьшение и устранение влияния на персонал вредных и/или опасных факторов производства;
  • минимизация профессиональных рисков.

Что входит в обязанности специалиста в области охраны труда

Далее мы разбили на тематические блоки основные обязанности ведущего специалиста по охране труда (или обычного/единственного специалиста), которые можно прописать в трудовом контракте с ним, а также должностной инструкцию по этой позиции.

Разумеется, состав должностных обязанностей ведущего специалиста по охране труда зависит от того, есть ли у него коллеги, которые выполняют на предприятии те же функции.

Обязанности согласно профстандарту «Специалист в области охраны труда»
1. Обеспечение наличия, хранения и доступа к нормативным документам с требованиями государства к охране труда в соответствии с особенностями деятельности работодателя.

2. Разработка проектов внутренних актов, обеспечивающих создание и функционирование системы управления охраной труда (далее – СУОТ).

3. Подготовка предложений в разделы коллективного договора, соглашения по охране труда и трудовых контрактов по вопросам охраны труда.

4. Взаимодействие с представительными органами работников по вопросам условий и охраны труда, согласование внутренних актов по вопросам охраны труда.

5. Переработка внутренних актов по охране труда в случае вступления в силу новых или изменений в действующие нормативные документы трудового права.

1. Выявление необходимости в обучении и планирование обучения персонала по вопросам охраны труда.

2. Проведение вводного инструктажа по охране труда, координация проведения первичного, периодического, внепланового и целевого инструктажа, организация обучения руководства и специалистов по охране труда, обучения сотрудников методам и приемам оказания первой помощи пострадавшим на производстве.

3. Оказание методической помощи руководителям структурных подразделений в разработке:

Программ обучения сотрудников безопасным методам и приемам труда;
инструкций по охране труда.

4. Контроль проведения:

Обучения сотрудников безопасным методам и приемам труда;
инструктажей по охране труда;
стажировок в соответствии с требованиями закона.

5. Проверка знаний работников требований охраны труда.

1. Информирование персонала:

Об условиях и охране труда на рабочих местах;
риске повреждения здоровья;
положенных им гарантиях, компенсациях, средствах индивидуальной защиты.

2. Сбор информации и предложений от сотрудников, их представительных органов, структурных подразделений по вопросам условий и охраны труда.

3. Подготовка для представления работодателем органам исполнительной власти, профсоюзного контроля информации и документов, необходимых для исполнения ими своих полномочий.

4. Организация сбора и обработки информации о состоянии условий и охраны труда у работодателя.

5. Подготовка отчетной (статистической) документации работодателя по вопросам условий и охраны труда.

1. Выявление, анализ и оценка профессиональных рисков.

2. Разработка планов (программ) мероприятий:

По обеспечению безопасных условий и охраны труда;
улучшению условий и охраны труда;
управлению профессиональными рисками.

3. Разработка мероприятий:

По повышению уровня мотивации сотрудников к безопасному труду;
заинтересованности их в улучшении условий труда;
вовлечению в решение вопросов по охране труда.

4. Подготовка предложений:

По обеспечению режима труда и отдыха сотрудников;
перечню положенных им компенсаций в соответствии с нормативными требованиями.

5. Анализ документов по приемке и вводу в эксплуатацию производственных объектов и оценка их соответствия государственным нормативным требованиям охраны труда.

6. Организация проведения:

Предварительных при приеме на работу и периодических медосмотров;
других обязательных медосмотров (освидетельствований);
обязательных психиатрических освидетельствований.

7. Координация и контроль:

Обеспечения средствами индивидуальной защиты;
их хранения, оценки состояния и исправности;

Организация установки средств коллективной защиты.

8. Выработка мер по лечебно-профилактическому обслуживанию и поддержанию требований по санитарно-бытовому обслуживанию персонала в соответствии с требованиями нормативных документов.

1. Планировать мероприятия по контролю за соблюдением требований охраны труда.

2. Применять методы контроля – наблюдение, анализ документов, опрос – и разрабатывать необходимый для этого инструментарий.

3. Документально оформлять:

Результаты контрольных мероприятий;
предписания лицам, допустившим нарушения требований охраны труда.

4. Взаимодействовать с целью повышения эффективности мероприятий по контролю за состоянием условий и охраны труда:

С комитетом (комиссией) по охране труда;
уполномоченным по охране труда.

5. Анализировать причины несоблюдения требований охраны труда.

6. Оценивать и выбирать адекватные меры по устранению выявленных нарушений.

1. Планирование проведения производственного контроля и специальной оценки условий труда.

2. Организация работы комиссии по специальной оценке условий труда.

3. Контроль проведения оценки условий труда, рассмотрение ее результатов.

4. Подготовка документов, связанных с проведением оценки условий труда и ее результатами.

6. Подбор и предоставление необходимой документации и информации по вопросам специальной оценки условий труда, соответствующие разъяснения в процессе проведения специальной оценки.

1. Организация работы комиссии по расследованию несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

2. Получение, изучение и представление информации об обстоятельствах несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

3. Формирование документов, необходимых:

Для расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
страхового обеспечения пострадавших на производстве.

1. Формирование целей и задач по охране труда, вкл. состояние условий труда, с учетом особенностей производственной деятельности.

2. Планирование СУОТ и разработка показателей деятельности по охране труда.

3. Оценка результатов и эффективности системы управления охраной труда.

4. Подготовка предложений по направлениям развития и корректировке системы управления охраной труда.

1. Подготовка предложений и соответствующих проектов внутренних актов по распределению полномочий, ответственности и обязанностей по охране труда между сотрудниками.

2. Разработка предложений по организационному обеспечению управления охраной труда.

3. Организация и координация работы по охране труда.

4. Обоснование способов, источников и размеров финансирования мероприятий по охране труда.

Чтобы разработать должностную инструкцию специалиста по охране труда 2017, опирайтесь на профессиональный стандарт «Специалист в области охраны труда», который утвердил Минтруд России приказом от 4 августа 2014 г. № 524н. Выясним, как прописать в должностной инструкции 2017 квалификационные требования к специалисту и его обязанности.

Из этой статьи вы узнаете:

  • как разработать инструкцию специалиста по охране труда;
  • можно ли назвать должность ведущий специалист по охране труда;
  • каковы должностные обязанности специалиста по охране труда.

Инструкция специалиста по охране труда

В разделе «Общие положения » инструкции специалиста по охране труда 2017 пропишите квалификационные требования. На должность специалиста по охране труда можно принять кандидата, который имеет образование определенного уровня:

  • высшее образование по направлению подготовки «Техносферная безопасность» или аналогичным ему специальностям по обеспечению безопасности производственной деятельности либо высшее образование и профессиональную переподготовку в области охраны труда;
  • среднее образование и профессиональную переподготовку в области охраны труда.

Если у специалиста высшее образование, то требований к стажу работы не предъявляют. Если образование среднее, то требуется опыт работы в области охраны труда не менее трех лет.

Не пропустите главные кадровые новости!


  • Чтобы к 1 января 2020-го получить актуальную штатку, с правками в этом документе нужно определиться заранее.

  • Какие ошибки в кадровых документах и процедурах доводят кадровика до суда, как их избежать и что делать, если вам все-таки придется выступать в суде.

  • Если инспектор ГИТ не найдет в трудовом договоре этот пункт, он оштрафует компанию на 100 000 руб. Подходить к вопросу формально и брать формулировки из интернета опасно.

Если у работодателя есть опасные производственные объекты, то специалист по охране труда должен иметь необходимую подготовку. Кроме того, ему потребуется пройти аттестацию в области промышленной безопасности.

Специалист по охране труда: должностные обязанности

В разделе инструкции специалиста по охране труда «Должностные обязанности» 2017 пропишите обязанности согласно профстандарту. Так, сотрудник должен:

  • хранить и предоставлять сотрудникам доступ к нормативным актам, которые устанавливают государственные требования в области охраны труда согласно специфике деятельности работодателя;
  • разрабатывать проекты внутренних актов, чтобы создать функционирующую систему управления охраной труда;
  • готовить предложения по тексту коллективного договора , соглашения по охране труда и трудовых договоров с сотрудниками по вопросам охраны труда;
  • взаимодействовать с профсоюзной организацией по вопросам условий и охраны труда и согласовывать локальные акты по охране труда;
  • совершенствовать внутренние документы по охране труда, если изменяется законодательством;
  • выявлять необходимость в обучении персонала, планировать учебу сотрудников по охране труда;
  • проводить вводный инструктаж, координировать проведение первичного, периодического, внеочередного и целевого инструктажа,
  • организовывать учебу руководителей и иных сотрудников по охране труда, учебы работников способам оказания первой помощи пострадавшим;
  • консультировать начальников структурных подразделений в создании программ обучения работников безопасным методам и приемам труда, инструкций по охране труда;
  • контролировать, как проводится обучения работников безопасным методам и приемам труда, инструктажи по охране труда и стажировки на рабочем месте;
  • проводить проверки знаний сотрудников в области охраны труда;
  • сообщать работникам об условиях и охране труда на их рабочих местах, о риске повредить здоровье, положенных им гарантиях, причитающихся компенсациях и средствах индивидуальной защиты и др.

Обязательно закрепите функционал, связанный с расследованием несчастных случаев на производстве. В частности, следующие обязанности:

  • организовывать деятельность комиссии, которая расследует несчастные случаи на производстве и профессиональные заболевания;
  • получать, изучать и представлять заинтересованным лицам и органам сведения об обстоятельствах несчастных случаев;
  • формировать материалы для расследования и учета несчастных случаев на
  • производстве;
  • выявлять и проводить анализ причин несчастных случаев на производстве и профзаболеваний и предлагать необходимые мероприятия по их предотвращению;
  • оформлять материалы и заполнять формы документов, когда проводится расследование несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, и т. д.

Должностная инструкция - это локальный документ, который должен быть на каждом предприятии. Отсутствие этого документа является административным правонарушением, за что на работодателя налагается штраф.
Разрабатывается инструкция специалистами отдела кадров совместно с работниками юридического отдела, с учётом специфики деятельности предприятия в целом и выполнения трудовых функций работником в частности. Утверждает этот документ работодатель лично или же наёмный руководитель, который имеет такие полномочия.

Перед тем как подписать с соискателем трудовой договор, работодатель должен ознакомить его с его должностной инструкцией. Если этого не сделать, то привлечь работника к дисциплинарной ответственности за невыполнение своих должностных обязанностей будет очень сложно.

В 2018 году специалист по охране труда должен быть на каждом предприятии. Он может совмещать эту должность с другой, но у него должна быть должностная инструкция.

Должностные обязанности специалиста

В должностные обязанности специалиста по охране труда входит:

  • участие специалиста в разработке правил охраны труда на предприятии в соответствии с действующим законодательством;
  • внедрение этих правил на предприятии;
  • контроль над соблюдением этих правил;
  • разработка системы управления охраной труда, в соответствии с действующими нормативными актами;
  • определение рисков на предприятии и разработка программ по их минимизации с учётом специфики деятельности предприятия. Контроль над соблюдением правил по технике безопасности и охране труда в структурных подразделениях с учётом специфики деятельности каждого такого подразделения;
  • информирование работников о возможных рисках при выполнении ими своих трудовых обязанностей;
  • проверка знаний работников на местах по правилам техники безопасности;
  • контроль над тем, чтобы работники своевременно были обеспечены специальной одеждой, обувью и другими средствами, которые необходимы для защиты от рисков;
  • контроль над исправностью средств индивидуальной и коллективной защиты;
  • проверка знаний работников по технике безопасности;
  • выявление необходимости в обучении сотрудников нормам охраны труда;
  • организация обучения сотрудников в этом направлении;
  • разработка мер по повышению эффективности условий труда работников и снижению возможных рисков;
  • участие в комиссии по проведению оценки условий труда работников;
  • взаимодействие с членами этой комиссии;
  • устранение недостатков, выявленных в ходе проверки;
  • участие к разработке некоторых положений коллективного договора;
  • разработка методических материалов для руководителей;
  • участие в расследовании несчастных случаев на производстве;
  • проведение анализа причин травматизма на предприятии;
  • подготовка отчётов по проделанной работе на предприятии;
  • другие обязанности, которые могут возникнуть у такого специалиста в зависимости от специфики деятельности предприятия.

В последнее время предприятия все чаще и чаще вводят в свой штат не инженера по охране труда и технике безопасности, а отдельного специалиста, выполняющего консультативные и надзорные функции в сфере обеспечения техники безопасности производства. Эту должность нельзя назвать новой, скорее можно говорить о хорошо забытой старой, а именно: о должности инженера по технике безопасности. Неоправданное сокращение штата предприятий в постперестроечное время привело к тому, что на предприятиях не осталось специалистов, которые контролируют исполнение правил техники безопасности. В свою очередь это привело к тому, что на производстве участились несчастные случаи, причиной которых является техническая невежественность и халатность самих же работников.

«Моду» на специалистов (а не инженеров) по технике безопасности ввели зарубежные компании, которые открывают свои производственные подразделения на территории России и переносят свою концепцию управления производством. Зачастую в иностранных компаниях и совместных предприятиях должность специалиста в сфере техники безопасности называют еще «консультант по технике безопасности». В настоящее время это уже не номинальная должность, которая вводится только для того, чтобы отчитаться перед контролирующими органами и составить необходимую документацию. Предприятие желает уменьшить (до полной ликвидации) вероятность несчастных случаев на производстве и обезопасить себя от неоправданных выплат по таким случаям. Оно также стремится устранить даже минимальную возможность аварии на производстве, влекущей остановку производства, причинение вреда окружающей среде.

Специалист по технике безопасности выполняет техническую и консультативную работу для принудительного приведения существующей на предприятии системы техники безопасности в соответствие действующим государственным нормам и правилам техники безопасности, а также разрабатывает в соответствии с ними и с учетом особенностей производственного оборудования и новых технологий дополнительные нормы и правила техники безопасности, не предусмотренные законодательством.

На предприятиях, которые не создают подразделение (отдел) по охране труда и технике безопасности, а предпочитают нанять двух профильных работников (по технике безопасности и по охране труда), специалист по технике безопасности подчиняется непосредственно главному инженеру или иному должностному лицу.

Кандидат на должность специалиста по технике безопасности должен иметь не менее чем четырехлетний опыт работы на производстве в качестве квалифицированного работника или два года в аналогичной должности, иметь, как минимум, среднее техническое образование, знать технологию производства. Основные требования, предъявляемые к нему: объективность и беспристрастность, обладание педагогическими навыками, способность устанавливать и поддерживать конструктивные отношения с коллективом, умение связано изъясняться как в письменной, так и в устной форме. Общая техническая эрудированность, знание документации по технике безопасности, методики проведения расследования несчастных случаев на производстве - также являются обязательными требованиями к специалисту по технике безопасности.

ИНСТРУКЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА (ИНЖЕНЕРА) ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ

I. Общие положения

2. Специалист по технике безопасности должен знать:

2.1. Законодательные и нормативные правовые акты, методические материалы по вопросам техники безопасности.

2.2. Принципы и цели техники безопасности.

2.3. Систему стандартов техники безопасности.

2.4. Требования к разработке на предприятиях правил и норм по технике безопасности.

2.5. Основные технологические процессы производства продукции предприятий.

2.6. Особенности эксплуатации оборудования, применяемого на предприятии.

2.7. Правила и средства контроля соответствия технического состояния оборудования требованиям безопасного ведения работ.

2.8. Методику информирования работников о требованиях техники безопасности.

2.9. Методы проведения инструктажа по технике безопасности, проведения контрольных мероприятий.

2.10. Правила оказания первой медицинской помощи при несчастных случаях.

2.11. Правила осуществления расследования несчастных случаев на производстве, оформления результатов такого расследования.

2.12. Основы административной работы, педагогики и психологии.

2.13. Основы трудового законодательства.

2.14. Правила внутреннего трудового распорядка.

4. Специалист по технике безопасности подчиняется непосредственно

5. На время отсутствия специалиста по технике безопасности (болезнь, отпуск, пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное в установленном порядке. Данное лицо, приобретает соответствующие права и несет ответственность за качественное и своевременное исполнение возложенных на него обязанностей.

II. Должностные обязанности

Специалист по технике безопасности:

1. Консультирует руководство предприятия по существующим государственным правилам и нормам техники безопасности для внесения изменений в отдельные технологические операции, наладки и закупки оборудования, отвечающего технике безопасности.

2. Организует и проводит работы по созданию на предприятии системы техники безопасности, внутренних норм и правил техники безопасности.

3. Дает заключение о возможности изменения принятой на предприятии системы техники безопасности, о соответствии требованиям техники безопасности нового оборудования и инвентаря, производственных операций.

4. Координирует работу производственных и технических подразделений предприятия по созданию и поддержанию системы техники безопасности.

5. Дает обязательные для исполнения указания по технике безопасности.

6. Организует проведение инструктажей по технике безопасности принимаемым работникам, работникам, переходящим работать на новые производственные участки, новое производственное оборудование.

7. Проводит специальные занятия по изучению норм безопасности с руководящим и рабочим персоналом предприятия.

8. Организует проведение проверок, испытаний и технического освидетельствования состояния технических средств, оборудования, машин и механизмов, а также технологии выполнения работ для определения соответствия их состояния установленным нормам и правилам, участвует в приемке их в эксплуатацию или применению в производстве.

9. Анализирует ситуацию по технике безопасности на предприятии, анализирует степень риска, разрабатывает план корректирующих мероприятий, устанавливает сроки их проведения и координирует их проведение.

10. Контролирует выполнение предписаний органов государственного надзора и контроля за соблюдением действующих норм и правил техники безопасности, стандартов безопасности труда в процессе производства, а также в проектах новых и реконструируемых производственных объектов.

11. Требует приостановления производственных операций, выполняемых в нарушение системы техники безопасности на предприятии.

12. Разрабатывает комплекс мероприятий по идентификации нарушений техники безопасности, выявляет нарушения, анализирует их и дает указания по их устранению.

13. При наступлении несчастного случая на производстве:

Уведомляет руководство предприятия (главного инженера, директора предприятия) о происшествии;

Организует первую медицинскую помощь пострадавшему и при необходимости его доставку в учреждение здравоохранения;

Принимает неотложные меры по предотвращению развития аварийной ситуации и воздействия травмирующего фактора на других лиц;

Обеспечивает сохранение до начала расследования несчастного случая той обстановки, какой она была на момент происшествия (при невозможности или недопустимости сохранения - организует фиксацию сложившейся обстановки).

14. Организует расследование несчастных случаев на производстве, принимает участие в работе комиссии, создает необходимые условия для проведения расследований, принимает участие в расследованиях (составляет схемы, карты происшествий, проводит опросы, производит замеры, готовит выписки из журналов инструктажей, ассистирует эксперту (государственному инспектору).

15. Оформляет необходимые документы для предоставления контролирующим органам, исполнительным органам ФСС России по страховым случаям (если работник подлежит страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний).

16. Представляет интересы предприятия при рассмотрении дел о несчастных случаях органами ФСС России, органом государственного надзора, судами; дает необходимые объяснения; представляет необходимую документацию.

17. Отслеживает принятие новых законов, нормативных правовых документов по вопросам техники безопасности.

18. Координирует свои действия с государственными структурами по технике безопасности с целью предотвращения индустриальных, экологических и иных аварий.

19. Готовит отчеты о проделанной работе.

20. Выполняет иные смежные обязанности.

III. Права

Специалист по технике безопасности имеет право:

1. Давать работникам предприятия обязательные для исполнения указания по технике безопасности.

2. Требовать остановки производственного оборудования, производственных операций, которые не отвечают технике безопасности и могут привести к авариям, причинению вреда здоровью работников.

3. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.

4. Вносить представления о привлечении к ответственности руководителей подразделений, иных работников, нарушающих требования техники безопасности.

5. Инициировать и проводить совещания по технике безопасности.

6. Запрашивать от структурных подразделений предприятия информацию и документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.

7. Знакомиться с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения должностных обязанностей.

8. Вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей инструкцией обязанностями.

9. Требовать от руководства предприятия обеспечения организационно-технических условий и оформления установленных документов, необходимых для исполнения должностных обязанностей.

IV. Ответственность

Специалист по технике безопасности несет ответственность:

1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в пределах, установленных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

2. За правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, - в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

3. За причинение материального ущерба предприятию - в пределах, установленных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.