Замдиректора по воспитательной работе в школе. Нормативная база в помощь заместителю директора по вр

Утверждаю

[организационно-правовая форма, [подпись, Ф. И. О., должность

Наименование организации, руководителя или иного должностного

Предприятия] лица, уполномоченного утверждать

Должностную инструкцию]

[число, месяц, год]

М. П.

Должностная инструкция

заместителя директора школы по воспитательной работе

[наименование образовательного учреждения]

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена на основании трудового договора с заместителем директора школы по воспитательной работе и в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.

1. Общие положения

1.1. Заместитель директора школы по воспитательной работе относится к категории руководителей, принимается на работу и увольняется с нее приказом директора школы, которому он непосредственно подчиняется в своей работе.

1.2. На должность заместителя директора школы по воспитательной работе назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование и стаж работы на педагогических и руководящих должностях не менее [вписать нужное] лет.

1.3. В своей деятельности заместитель директора школы по воспитательной работе руководствуется Конституцией РФ, законами, регулирующими вопросы воспитания и образования обучающихся, Уставом образовательного учреждения, правилами и нормами охраны труда, техники безопасности, приказами и распоряжениями директора школы, настоящей должностной инструкцией. Заместитель директора школы по воспитательной работе соблюдает Конвенцию о правах ребёнка.

1.4. На период временного отсутствия заместителя директора школы по воспитательной работе его обязанности могут быть возложены на заместителя директора по учебно-воспитательной работе или педагога из числа наиболее опытных работников.

2. Функции

2.1. Основными направлениями деятельности заместителя директора школы по воспитательной работе являются:

Организация внеклассной и внешкольной воспитательной работы с учащимися;

Методическое руководство воспитательным процессом;

Обеспечение режима соблюдения норм и правил техники безопасности во внеклассной и внешкольной работе с учащимися.

3. Должностные обязанности

Заместитель директора школы по воспитательной работе выполняет следующие должностные обязанности:

3.1. Организует текущее и перспективное планирование внеклассной и внешкольной работы с обучающимися и ее проведение.

3.2. Координирует работу воспитателей, классных воспитателей, старшего вожатого и других непосредственно подчиненных ему работников.

3.3. Организует и координирует разработку необходимой учебно-методической документации.

3.4. Осуществляет систематический контроль за качеством воспитательного процесса, работой кружков, групп продленного дня и проведением внешкольных мероприятий; посещает внеклассные и внешкольные мероприятия, занятия кружков и групп продленного дня (не менее 180 часов в учебный год), анализирует их форму и содержание, доводит результаты анализа до сведения педагогов.

3.5. Организует просветительскую работу для родителей, принимает родителей (лиц, их заменяющих) по вопросам организации воспитательного процесса.

3.6. Оказывает помощь педагогическим работникам в освоении и разработке инновационных воспитательных программ и технологий.

3.7. Совместно с заместителем директора по учебно-воспитательной работе составляет расписание занятий групп продленного дня и других видов воспитательной и культурно-досуговой деятельности, обеспечивает качественную и своевременную замену уроков временно отсутствующих воспитателей и других непосредственно подчиненных педагогов.

3.8. Обеспечивает своевременное составление установленной отчетной документации, контролирует правильное и своевременное ведение воспитателями, классными руководителями, старшим вожатым, другими педагогами классных журналов, журналов групп продленного дня и другой документации.

3.9. Оказывает помощь коллективам обучающихся в проведении культурно-просветительных и оздоровительных мероприятий.

3.10. Участвует в комплектовании школы, принимает меры по сохранению контингента обучающихся в кружках.

3.11. Контролирует соблюдение учащимися Правил поведения в школе и Устава школы.

3.12. Участвует в подборе и расстановке педагогических кадров, организует повышение их квалификации и профессионального мастерства, руководит работой методических объединений, повышает свою квалификацию.

3.13. Принимает участие в подготовке и проведении аттестации педагогических и других работников школы.

3.14. Вносит предложения по совершенствованию воспитательного процесса, участвует в работе педагогического совета школы.

3.15. Ведет, подписывает и передает директору школы табель учета рабочего времени непосредственно подчиненных ему педагогов и учебно-вспомогательного состава.

3.16. Принимает меры по пополнению библиотеки учебно-методической и художественной литературой, журналами и газетами по профилю своей работы.

3.17. Обеспечивает выполнение классными руководителями, другими непосредственно подчиненными ему работниками возложенных на них обязанностей по обеспечению безопасности жизнедеятельности обучающихся; организует воспитательную работу, добровольный общественно-полезный труд обучающихся в строгом соответствии с нормами и правилами охраны труда.

3.18. Участвует в проведении административно-общественного контроля по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности, в расследовании несчастных случаев, происшедших с работниками, обучающимися.

3.19. Оказывает методическую помощь классным руководителям, руководителям групп, кружков, спортивных секций и др., в том числе по вопросам обеспечения охраны труда обучающихся, предупреждения травматизма и других несчастных случаев.

3.20. Организует с учащимися и их родителями мероприятия по предупреждению травматизма, дорожно-транспортных происшествий, несчастных случаев, происходящих на улице, воде и т. д.; организует вовлечение родителей в проведение воспитательной работы, содействует созданию комплексной системы воспитания.

3.21. Устанавливает и поддерживает связь школы с учреждениями дополнительного образования детей, другими организациями для совместной деятельности по внешкольному воспитанию.

4. Права

Заместитель директора школы по воспитательной работе имеет право:

4.1. На все предусмотренные законодательством социальные гарантии.

4.2. Знакомиться с проектами решений руководства предприятия, касающимися его деятельности.

4.3. Вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с обязанностями, предусмотренными настоящей инструкцией.

4.4. Подписывать и визировать документы в пределах своей компетенции.

4.5. Осуществлять взаимодействие с руководителями структурных служб образовательного учреждения, получать информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

В данной статье рассказывается о том, какими основами должен обладать квалифицированный заместитель директора по воспитательной работе. Специфические аспекты в данной профессии. Какова должностная инструкция заместителя директора по воспитательной работе.

Основы профессии заместителя директора по воспитательной работе

Работник, оформленный согласно трудовой форме, установленной в общем порядке законодательством, обязан исполнять должностные инструкции. Педагогическая деятельность не является исключением. Она разрабатывается сотрудником отдела кадров, согласно установленным этическим, моральным принцип и предполагает соблюдение принятой системы обучения, планов.

Модель учебного процесса каждый год претерпевает ряд изменений, направленный на повышение эффективности. по воспитательной работе корректирует собственный процесс работы, подстраивая под нововведения. Существует три направленности, формирующие деятельность заместителя:

  • Вопрос гуманности. Процесс обучения происходит с учетом прав и возможных ограничений ученика, находящихся в рамках действующего законодательства.
  • Коллегиальность. В организации познавательной деятельности ребенка, участие принимают не только преподаватели. Дети и родители – обязательные составные элементы в учебном процессе.
  • Системность. Заключается в обеспечении общего подхода в воспитательной и учебной деятельности для всестороннего развития ученика.
  • Целесообразность. Ученик получает актуальные знания, способные помочь ему в дальнейшей ориентации: успешного взаимодействия с другими членами общества, воспитание норм и морали в социуме и познание научных дисциплин.

Немаловажные особенности профессии

Специфические особенности заместителя определяются формой учебного образования. На сегодняшний день существуют школы, гимназии, предполагающие углубленное изучение определенных научных дисциплин. Заместитель директора по воспитательной работе ориентируется в выполнении задач на внутренний распорядок учебного учреждения, принятые правила, ценности и коллектив. Определенные методы используются в качестве доминирующих, а другие – в качестве вспомогательных.

Приоритетной темой для построения деятельности, заместитель директора по воспитательной работе считает объяснение ученикам, что такое нравственности, формы проявления, ценность. Согласно пункту 273-Ф3, преподаватель обязан учитывать интересы учащихся и формировать занятия с учетом данной специфики.

Главенствующим вопросом во всей системе образования считается религиозное, патриотическое и социальное воспитание. На основании указа Президента 761, заместитель обязан:

  1. Внедрять в программу новейшие методы воспитания патриотизма у школьников всех возрастов. Объяснять понятия либерализма, терпимости, правильное межнациональное взаимодействие с учетом имеющихся конфессий. Каждый ученик должен быть готовым служить своей Родине, если настанут трудные времена.
  2. Использование профилактических методов, направленных на истребление детского алкоголизма, наркомании, ранней сексуальной жизни. Заместитель директора по воспитанию должен приложить максимальные усилия в борьбе против проявления девиантного поведения, являющегося главным противником современного общества.
  3. Активное взаимодействие с родительским составом в планировании учебного процесса, учет пожеланий. Вероятное использование современных технических устройств и информации, предоставленной СМИ.

Круг обязанностей специалиста и функции

Основной деятельностью заместителя директора по воспитательной работе принято считать формирование позитивного внутреннего психологического климата, успешного взаимодействия между учениками и учителями, благоприятной обстановки для осуществления учебного процесса. Для достижения поставленной цели, возникают следующие задачи, при выполнении которых возможно добиться оптимальных результатов:

  • Учитывая культурные, возрастные и религиозные особенности ребенка, заместитель должен создать оптимальные условия для удачной социализации каждого учащегося.
  • Объединение всех школьников в единую социальную систему.
  • Развитие ребенка с научной точки зрения, воспитания моральных ценностей, понимание устройства общественного порядка, оптимальный спектр принятых правил.
  • Формирование всех вариантов деятельного процесса, направленного на позитивное восприятие учебного процесса. Максимальное исключение возникновения конфликтов между школьником и учителем.
  • Проведение диагностических мероприятий, помогающих контролировать общий процесс взаимодействия учеников друг с другом и учителями, выявлять «слабые звенья» в имеющейся программе и формировать новые, более эффективные методы работы.

Должностная инструкция заместителя директора по воспитательной работе– права и обязанности

При необходимости, сотрудник исполняет управленческую функцию, образовывая успешное взаимодействие между учителем, учеником и его родителями.

Заместитель директора по воспитательной работе – ответственная должность, поэтому не каждый педагог в состоянии справится со всем спектром задач, который обязан исполнять работник. Для наглядного изображения, должностную таблицу можно изобразить в виде следующей таблицы:

Работа с педагогическим составом
Методический вид работы Цель Содержание Метод
Развитие и постижение новых навыков и знаний Использование современных методов обучения и воспитания. Позитивное взаимодействие с детьми Лекции, ролевые игры, семинары, совместный анализ ситуаций Дальнейшее использование полученных знаний и удовлетворение участников процесса
Проведение инструктажа Постановка цели, ориентация учительского состава на ее достижение. Юридическая и правовая консультация, построение методики воспитания и подачи учебного материала в рамках нормативной документации Совещание, доклады, планерки, отчетность Контроль учебного процесса, своевременная коррекция ученого процесса, единая координация всего учительского состава
Обмен между учителями имеющейся информации Озвучивание и анализ имеющихся навыков в работе Влияние на все стороны учебного процесса Советы, проведение дискуссий Использование альтернативных методов работы
Координация учительского состава Определение и назначение единой преподавательской системы как основного комплекса работы с учениками Анализ педагогической работы с токи зрения предметности, осуществление воспитательного момента, выработка этических норм Доклады, индивидуальные выступления, «мозговой штурм», разработка индивидуального плана проведения урока Формирование гуманности, согласованность действий всего учительского состава, единый взгляд на воспитательный процесс
Взаимодействие с учителями дополнительных дисциплин Координация в осуществлении запланированной программы, оказание поддержки Подготовка коллективных учебных мероприятий, их разработка и реализация совместно с учениками Использование диалогов, индивидуальные консультации, педагогические советы Полученная информация используется в дальнейшей деятельности, привнося новые идеи. Заинтересованность учеников
Совместная деятельность с учениками разного возраста
Методический вид работы Цель Содержание Метод Дальнейшее использование полученных знаний и удовлетворение участников процесса
Организация творческой деятельности при использовании ученического потенциала Формирование организаторского начала как неотъемлемой части воспитательного процесса Дополнительные мероприятия, направленные на совместную деятельность ученического состава Массовые мероприятия Увеличение тяги к знаниям, привлечение новых интересов, воспитание организованности
Взаимодействие с органом самоуправления Обеспечение социальной защиты, выработка позитивного опыта общего взаимодействия с органом самоуправления Принятие определенных решений и дальнейшая реализация, выбор формы общей работы Заседания, собрания, дискуссии, возможность высказаться каждому представителю органа самоуправления Понятие демократичности в учебном процессе, проявление организаторских способностей и выработка ответственности за принятые решения
Индивидуальная работа с учениками Дополнительная помощь в учебном процессе, разрешение возникших трудностей, совместная деятельность, направленная на решение проблемы В зависимости от вида работы, определяется потребностями ученика Беседа, консультирование по возникающему вопросу, обсуждение Позитивный настрой ученика, разрешение сложившейся ситуации, использование школьником полученной информации в практической деятельности
Основой для разработки должностных инструкций служат , утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника , специалистов и служащих, раздел „Квалификационные характеристики должностей работников образования“» (в ред. от 31.05.2011).

На сегодняшний день, в связи со сменой образовательной модели можно представить следующую иерархию основных принципов деятельности по воспитательной работе в школе:

Гуманистическая направленность: внимание всегда направлено на личность обучающегося, на обеспечение его прав и свобод;

Принцип коллегиальности в организации воспитательного процесса в школе: участие в нем самих школьников, их родителей, педагогов.

Принцип системности: обеспечение системы субъектного взаимодействия всех участников воспитательного процесса в образовательной организации (далее — ОО).

Принцип целесообразности и природосообразности: при выборе конкретной формы организации воспитательного процесса в школе учитываются цели воспитания, возрастные особенности учащихся, индивидуальные, их ценностные ориентации, уровень развития внутришкольного коллектива.

Специфика деятельности заместителя директора по воспитательной работе в школе определяется типом ОО, составом обучающихся и педагогов, системой, традициями. Она находит отражение в характерностях жизнедеятельности внутришкольного коллектива, доминирования отдельных методов воспитания, основанных на объединении урочной и внеурочной деятельности.

Приоритетным направлением деятельности заместителя директора по воспитательной работе в школе является формирование курса на нравственность, ценность ориентаций учащихся, соответствующих актуальным интересам детей и социальному заказу органам воспитания, отраженному в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Указом Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» устанавливаются меры, затрагивающие воспитательный процесс в школе, нацеленные в том числе на социализацию детей. Среди них:

— внедрение новейших программ гражданско-патриотического воспитания, направленных на формирование гражданской этичности, либеральности, социальной компетентности в сфере этнического и межконфессионального взаимодействия, готовности к защите своей Родины, формирование положительного отношения молодых людей к службе в Армии;

— комплексная профилактика отрицательных явлений в детской среде: внедрение новых методов борьбы с безнадзорностью, наркоманией, детским алкоголизмом, преступностью, проституцией; разработка действенного механизма профилактики девиантного поведения среди детей и подростков;

— внедрение результативных механизмов взаимодействия образовательного учреждения с представителями гражданского общества, различных конфессий, печатных изданий, телевидения, родительских объединений в области воспитательного процесса в школе и социализации детей.

Основные задачи заместителя директора по воспитательной работе в школе

Деятельность заместителя директора по воспитальной работе в школе направлена на создание благоприятной среды и комфортного психологического климата, а также на координацию усилий педагогов и родителей, непосредственно учавствующих в воспитательном процессе. Из этого вытекают следующие задачи:

Создание условий вхождения в социальную жизнь для каждого ребенка, учитывая культурный уровень и возрастные особенности;

Формирование общешкольного коллектива как воспитательной системы.

Развитие в школе воспитывающей среды (развитие детского коллектива, взаимодействие с коллективами педагогов и родителей, внешкольными учреждениями, создание предметной среды).

Организация всех видов деятельности, вовлекающей обучающихся в общественно-ценностные социализирующие отношения.

Диагностика, коррекция, регулирование воспитательного процесса в школе, личностного пути развития каждого ребенка.

Направления работы заместителя директора по воспитательной работе в школе

Целью управленческой деятельности заместителя директора по воспитательной работе в школе является организация функционирования системы «педагог — обучающийся — родитель».

Работа с педагогическими кадрами

Цель работы с педагогическими кадрами — организация взаимодействия классных коллективов.

1. Методическая работа с классными руководителями.

Цель: повышение профессиональных знаний, умений классных руководителей.

Основные формы и методы: методические объединения, лекции, семинары, дискуссии, круглые столы, педагогические чтения, деловые игры, «мозговой штурм», психолого-педагогические консилиумы, открытые мероприятия.

Результат: удовлетворенность классных руководителей занятиями и практическое использование обсуждаемых вопросов в работе при организации жизнедеятельности классного коллектива.

2. Инструктивно-методическая работа с педагогами.

Цель: анализирование и постановка оценки жизнедеятельности коллектива, координирование деятельности всех сотрудников, учавствующих в воспитательном процессе в школе для достижения намеченной цели.

Основные формы и методы: оперативные совещания, планерки, отзывы, информирование, анализ и самоанализ, отчеты и самоотчеты.

Результат: высокая осведомленность педагогического состава, ритмичность и гласность в работе, своевременная коррекция и устранение недостатков, согласованность действий, скоординированность, точная организация труда.

3. Индивидуальная работа с педагогами.

Цель: оказание преподавателям помощи в воспитательном процессе в школе, конкретно в практической деятельности.

Основные формы и методы: консультации, беседы, советы, практический показ.

4. Обмен опытом работы.

Цель: обобщение передового педагогического опыта воспитательной работы в ОО.

Основные формы и методы: педагогические советы, научно-практические конференции, круглые столы, педагогические чтения, дискуссии, открытые мероприятия.

Результат: практическое использование обсуждаемого опыта работы.

5. Координация работы с предметными методическими объединениями.

Цель: выработка единых подходов и требований к этике взаимоотношений, согласование планов организации внеурочной деятельности обучающихся по предметным циклам, реализация целей воспитательного процесса в школе.

Основные формы и методы: заседания предметных методических объединений, педагогические советы, доклады, выступления, публикации, методические разработки, планирование.

Результат: скоординированность и согласованность в действиях на основе единого планирования, определенные традиции, гуманистический дух взаимоотношений, единство взаимодействия педагогов в воспитательном процессе в школе на основе педагогической этики.

6. Работа с педагогами дополнительного образования.

Цель: оказание педагогам методической поддержки, координация их деятельности с общешкольным планом воспитательного процесса в школе.

Основные формы и методы: методические объединения, личные консультации, педагогические советы, беседы.

Результат: на основе единого планирования действия педагогов становятся более скоординированными, согласованными, учителя применяют на практике обсуждаемые вопросы при организации дополнительного образования.

Работа с ученическим коллективом

Цель: организация жизнедеятельности общешкольного коллектива на основе сотрудничества по интересам нескольких групп обучающихся.

1. Организация общешкольных коллективных творческих дел (КТД).

Цель: развитие у учеников инициативности, организаторских способностей, как важной части воспитательного процесса в школе.

Основные формы и методы: групповые и массовые мероприятия по методике КТД.

Результат: обучающиеся довольны развитием общешкольного коллектива, они развивают свои организаторские способности, в учебном учреждении формируются определенные традиции.

2. Работа с органами ученического самоуправления.

Цель: создание необходимых условий для развития ученического самоуправления, обеспечение социальной защиты учащихся в рамках воспитательного процесса в школе.

Основные формы и методы: общешкольное собрание, заседания органов ученического самоуправления, дискуссии, деловые игры, тренинги, мозговой штурм, информирование, анализ и самоанализ, отчеты и самоотчеты.

Результат: отношения демократизируются, в школе развиваются определенные традиции, обучающиеся развивают организаторские способности.

3. Индивидуальная работа с обучающимися.

Цель: оказание обучающимся помощи в индивидуальном порядке в рамках воспитательного процесса в школе.

Основные формы и методы: психолого-педагогическая поддержка и консультирование, беседы, советы.

Результат: социальная защищенность обучающихся.

Работа с родительским коллективом и внешкольными организациями в рамках воспитательного процесса в школе

Работа с родительским коллективом

Цель: организация взаимосотрудничества родителей с ОО в рамках воспитательного процесса в школе.

Основные формы и методы: собрания для родителей, дни открытых дверей, родительский лекторий, консультирование педагога-психолога.

Результат: родители детей довольны результатами жизнедеятельности общешкольного коллектива, использование рекомендаций педагога-психолога по воспитанию в рамках семьи.

Работа с внешкольными организациями

Цель: организация жизнедеятельности общешкольного коллектива путем взаимодействия с общественными и социальными институтами.

Основные формы и методы: информирование, консультации, дни открытых дверей, практическая помощь, занятия в клубах, кружках и секциях, групповые и массовые мероприятия.

Результат: использование воздействия социума, реализация средового подхода в воспитательном процессе в школе.

В книге представлены методические разработки по внеурочной деятельности, собранные за многолетнюю педагогическую деятельность автора на поприще заместителя директора по воспитательной работе и учителя музыки школы.

Самобытные сценарии, переделки текстов популярных песен, стихотворные вариации по различным по-водам школьной жизни к всевозможным мероприятиям, без всякого сомнения, помогут в работе всем педагогам, занимающимся подготовкой классных и общешкольных проектов, и обогатят жизнь любого школьного учреждения.

Целевая аудитория: для классного руководителя

Семья самое главное в жизни для каждого из нас - это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению.

В 2013 году исполняется 5 лет со дня празднования Всероссийского Дня Семьи, Любви и Верности

Данный сценарий мероприятия разработан в помощь организаторам праздников в лагере, посвящённых празднику День Семьи, Любви и Верности.

Целевая аудитория: для 7 класса

Общешкольный творческий конкурс "Минута Славы" можно посвятить любому празднику: Дню учителя, Новому году или 8 марта, так как он абсолютно универсален. При этом, к проведению этого конкурса можно привлечь огромное количество учителей и детей с разными умениями и способностями. В результате получается грандиозный праздник, который интересен ребятам любого возраста и разных интересов. А если продумать неплохие призы для победителей, напечатать красивые грамоты для участников и пригласить в жюри объективных сторонних специалистов, то конкурс превратиться в настоящее шоу, все участники которого останутся довольны! У нас в школе праздник "Минута Славы" стал уже традиционным, я его провожу ко Дню учителя.

Общешкольный фестиваль-конкурс "Счастья тебе, земля!" - масштабное мероприятие для детей 9-17 лет. Для презентации использованы фотографии из государственных архивов. Сценарий продуман до мелочей, музыкальный материал подобран в соответствии с возрастом исполнителей, есть положение о проведении конкурса военной песни, рекомендации жюри, критерии оценивания исполнения.

Целевая аудитория: для завучей

Общешкольное родительское собрание "Против насилия над детьми". Раскрывает актуальную проблему современности. Содержит рекомендации для родителей, статистику, раскрывает различные понятия. Данная разработка может быть использована при подготовке к родительскому собранию классными руководителями, завучами по ВР.


Целевая аудитория: для завучей

Родительское собрание на тему « Роль родителей в трудовом воспитании подростка» для 6-7 классов в общеобразовательной школе
Цель собрания - сформировать у родителей отчетливое представление о роли, возможностях, путях и способах трудового воспитания детей в семье.

Родителей знакомят с формами и методами трудового воспитания детей, предлагается 4 ситуации, где предлагается родителям их разобрать. В конце собрания предлагается провести анкетирование и социальным педагогом даются рекомендации.

Данная работа представляет собой обобщение опыта по теме социального партнерства начальной школы с социумом городской среды. В ней раскрываются вопросы необходимости и условия взаимодействия школы с социумом городской среды, показаны цели и задачи партнерства. В работе представлена схема и этапы взаимодействия школы с социумом городской среды, а так же результаты их взаимодействия. Работа написана в соавторстве: Миронова М.С. и Аверичева Г.М.


Целевая аудитория: для воспитателя

Программа предназначена для работы социального педагога с детьми "группы риска".

Цель программы – Коллективное Творческое Дело:
- способствовать социальной и психологической адаптации подростков в коллективе;
- содействовать повышению значимости каждого подростка в обществе, как человека способного реализовать свои функции.
- Сформировать у подростков позитивные установки во взаимоотношениях со сверстниками в коллективе.

Целевая аудитория: для соц.педагога

Программа деятельности летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «УМКИ» (увлекательный мыслящий клуб исследователей). Клуб УМКИ полностью подчиняется требованиям, которые предъявляются такой организации детей как клуб: это и заявления о приеме, структура, состоящая из Президента клуба, Совета клуба и его членов. На Общем собрании членов клуба принимается Устав увлекательного мыслящего клуба исследователей, его эмблема, вручаются членские билеты, дети знакомятся с принципами клуба.
Программа построена на совместном творчестве младших школьников, у которых только формируются первоначальные исследовательские умения, и подростков, посредством включения их в совместную активную познавательную, учебно-исследовательскую деятельность.

Целевая аудитория: для завучей

Программа "Деятельность социального педагога
с семьями находящимися в социально опасной ситуации (неблагополучными семьями)" Цель программы -
-оказание помощи семье в воспитании детей;
-социально-психолого-педагогическое просвещение родителей;
-коррекция семейного воспитания и семейных взаимоотношений.

Целевая аудитория: для соц.педагога

По организации деятельности начинающего заместителя директора школы по воспитательной работе )

г. Краснокаменск

Заместитель директора школы по воспитательной работе сегодня – это учитель учителей, посредник между наукой и практикой, умный стратег, талантливый организатор, методист, психолог, аналитик, духовный наставник.

Составитель: , методист ОРО и ИД

1. С чего начать работу?...................................................4

2. Должностные обязанности…………………………6

3. Документация………………………………………17

4. Правила деятельности руководителя…………….18

5. Способы планирования работы…………………..21

7. Примерный план традиционных мероприятий……28

Литература…………………………………………...31

1.С чего начать работу?

Выберите свой вариант начала работы.

1.Познакомлюсь со своими административными обязанностями, правами:

а) почитаю в литературе;

б) побеседую с директором;

в) побеседую с заместителями, имеющими стаж работы.

2. Составлю свою собственную модель деятельности заместителя директора.


3. Познакомлюсь с документацией, оставленной моими предшественниками.

11. Побываю в различных школах; изучу опыт коллег.

3.10. участвует в комплектовании школы, принимает меры по сохранению контингента обучающихся в кружках и т. п.;

3.11. контролирует соблюдение обучающимися Устава и Правил для учащихся школы;

3.12. участвует в подборе и расстановке педагогических кадров , организует повышение их квалификации и профессионального мастерства, руководит работой

методобъединений, повышают свою квалификацию;

3.13. вносит предложения по совершенствованию воспитательного процесса, участвует в работе педагогического совета школы;

3.14. принимает участие в подготовке и проведении аттестации педагогических и других работников школы;

3.15. ведет, подписывает и передает директору школы табель учета рабочего времени непосредственно подчиненных ему педагогов и учебно-вспомогательного состава;

3.16. принимает меры к пополнению библиотеки учебно-методической и художественной литературой , журналами и газетами по профилю своей работы;

3.17. обеспечивает выполнение классными воспитателями, воспитателями, другими непосредственно подчиненными ему работниками возложенных на них обязанностей по обеспечению безопасности жизнедеятельности обучающихся; организует воспитательную работы

3.18. участвует в проведении административно-общественного контроля по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности, в расследовании несчастных случаев , происшедших с работниками,

обучающимися;

3.19. оказывает методическую помощь классным воспитателям, руководителям групп, кружков, спортсекций, руководителям походов, экскурсий, трудовых объединений в организации общественно полезного, производительного труда и т. п., в том числе по вопросам обеспечения охраны труда обучающихся, предупреждения травматизма и других несчастных случаев;

3.20. инструктирует непосредственно подчиненных работников по вопросам охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности с оформлением соответствующей документации; составляет инструкции по технике безопасности для школьных кружков;

3.21 контролирует соблюдение и принимает меры по выполнению санитарно-гигиенических норм , требований, правил по охране труда, пожарной безопасности при проведении воспитательных мероприятий и работ с обучающимися вне образовательного учреждения;

3.22 организует с обучающимися и их родителями (лицами, их заменяющими) мероприятия по предупреждению травматизма, дорожно-транспортных происшествий, несчастных случаев, происходящих на улице, воде и т. д.; организует вовлечение родителей в

проведение воспитательной работы с обучающимися, содействует созданию комплексной системы воспитания;

3.23 устанавливает и поддерживает связи школы с учреждениями дополнительного образования детей, другими организациями для совместной деятельности по внешкольному воспитанию;

3.24 соблюдает этические нормы поведения в школе, в быту, в общественных местах, соответствующие общественному положению педагога;

3.25 проходит периодически бесплатные медицинские обследования;

4. Права

Заместитель директора школы по воспитательной работе имеет право в пределах своей компетенции:

4.1. проверять работу непосредственно подчиненных работников; присутствовать на проводимых ими занятиях и мероприятиях; давать им обязательные для исполнения распоряжения (без права делать замечания во время проведения занятий и других мероприятий);

4.2. привлекать к дисциплинарной ответственности обучающихся за проступки, дезорганизующие воспитательный процесс, в порядке, установленном

Уставом школы, Правилами внутреннего распорядка школы;

4.3. вносить в необходимых случаях временные изменения в расписание занятий кружков и групп продленного дня, спортивных секций и т. п., отменять занятия, временно объединять группы для проведения совместных занятий;

4.4. требовать у работников необходимые сведения, документы, объяснения;

5. Ответственность

5.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора школы и иных локальных нормативных актов , должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией, в том числе за неиспользование предоставленных прав, заместитель директора школы по воспитательной работе несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.

5.2. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, а также

совершение иного аморального проступка заместитель директора школы по воспитательной работе может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом Российской Федерации «Об образовании». Увольнение за данный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.

5.3. За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил организации учебно-воспитательного процесса заместитель директора школы по воспитательной работе привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством.

5.4. За виновное причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба в стяги с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей заместитель директора школы по воспитательной работе несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.

6. Взаимоотношения. Связи по должности

Заместитель директора школы по воспитательной работе:

6.1. работает в режиме ненормированного рабочего дня по графику, составленному исходя из 40-часовой рабочей

недели и утвержденному директором школы;

6.2. самостоятельно планирует свою работу на каждый учебный год и каждую учебную четверть, План работы утверждается директором школы не позднее пяти дней с начала планируемого периода;

6.3. представляет директору письменный отчет о своей деятельности объемом не более пяти машинописных страниц в течение 10 дней по окончании каждой учебной четверти;

6.4. получает от директора школы информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами;

6.5. визирует приказы директора школы по вопросам организации воспитательной работы;

6.6. систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с администрацией и педагогическими работниками школы;

6.7. исполняет обязанности заместителя директора школы по учебной работе в период его временного отсутствия (отпуск, болезнь и т. д.). Исполнение обязанностей осуществляется в соответствии с законодательством о труде на основании приказа директора школы;

6.8. _(подпись)

С инструкцией ознакомлен(а): (расшифровка подписи)

3. Документация заместителя директора по воспитательной работе

1. Федеральные, областные, районные нормативные документы и методические рекомендации по организации воспитательного процесса.

2. Локальные акты по основным направлениям деятельности (правила поведения для учащихся, положения о МО классных руководителей , школьной форме, линейке, музее, органе ученического самоуправления, традиционных школьных конкурсах и соревнованиях - спартакиаде, выпускном вечере, праздниках первого и последнего звонка, конкурсах «Ученик года», «Класс года» и др.)

3. Концепция воспитательной системы ОУ

4. Программа воспитания.

5. Должностные обязанности зам. директора по ВР.

6. Должностные обязанности классных руководителей.

7. Социальный паспорт школы.

8. Списки классов.

9. Анализ воспитательной работы за предыдущий год.

10. Сводная карта, отражающая уровень воспитанности по классам.

11. План работы на учебный год.

12. План работы на каждую четверть.

13. Личный план заместителя директора по ВР

14. Тетрадь протоколов совещаний и семинаров классных

руководителей.

15. Тетрадь посещений внеурочных мероприятий в классе и в школе.

16. Планы работы в каникулы.

17. Планы работы объединений дополнительного образования.

18. Журналы работы объединений дополнительного образования.

19. Материалы работы с трудными учащимися (картотека, характеристика, план).

20. Сценарии праздников, сборов, вечеров.

21. Материалы работы органов ученического самоуправления.

22. Материалы по обобщению опыта работы лучших классных руководителей, педагогов дополнительного образования.

23. Журнал учёта поездок и экскурсий.

24. Журнал учёта туристических походов

25. Журнал учёта проведения спортивно - массовых мероприятий.

26. Журнал учёта массовых школьных мероприятий.

27. Журнал учёта достижений учащихся

4. Правила деятельности руководителя

Итак, Вы определили с чего целесообразнее начать работу, установили круг своих обязанностей, выяснили, какая документация необходима в работе. О чем же

еще стоит не забыть, чтобы успешно выполнять обязанности руководителя? Скорее всего, стоит подумать о правилах организации своей деятельности. Таких правил существует немало, об этом написано много умных книг. Какие же из правил станут Вашими, то есть теми, которыми Вы будете руководствоваться в работе?

Познакомьтесь с приведенными ниже высказываниями, попробуйте определить, какие из них показались Вам очень точными и Вы, скорее всего, будете придерживаться в своей работе изложенных в них положений, какие являются, по Вашему мнению, спорными, а к каким у Вас вообще возникло негативное отношение.

Работа Вашей мысли, естественно, закончится выработкой своих правил, которые на первых порах могут быть заимствованы у дру­гих, а возможно, кто-то и сам станет автором неповторимых мудрых правил руководителя. В работе, ориентированной на людей, есть только один ключ к успеху – доверие.

Доверяй, но проверяй.

Управлять - это значит:

а) предвидеть – изучать будущее и устанавливать программу действий;

б) организовывать – строить двойной организм предприятия:

материальный и социальный;

в) распоряжаться – приводить в действие персонал предприятия;

г) согласовывать – связывать и объединять, сочетать все действия и усилия;

д) контролировать – наблюдать, чтобы все происходило

сообразно установленным правилам и распоряжениям (Анри Файаль).

· Храни порядок и порядок сохранит тебя (Латинская формула).

· Все управление в конечном счете сводится к стимулированию активности людей (Ли Якокка – знаменитый американский менеджер).

· Кто хочет работать – ищет «средства», кто не хочет –

«причины» ().

· Кто кричит, того плохо слышно.

· Гнев есть кратковременное безумие (Гораций).

· Научись слушать, и ты сможешь извлечь пользу даже из тех, кто говорит плохо (Плутарх).

· Управлять поведением работников – это, прежде всего, управлять своим поведением.

· Руководители делятся не на молодых и старых, а на умных и дураков (народная мудрость)

8.Способы планирования работы

Хорошо спланировано – наполовину сделано.

Варианты планирования внеурочной деятельности

· Объективное – ищу объект (определяем объекты внеурочной деятельности, на освоение которых будут направлены усилия).

· Проблемное – определяем ведущие проблемы и виды деятельности , которые помогут решить существующие проблемы.

· По формам – в план включаем разнообразные формы деятельности.

· По интересам – определяем ведущие интересы педагогов и школьников и на их основе планируем деятельность

· По направлениям – определяем приоритетные направления деятельности и составляем план конкретных дел.

Возможно синтезировать все перечисленные варианты и планировать деятельность, учитывая каждый из вариантов.

Наглядное оформление плана

Табличное, графическое, рисунчатое, текстовое.

Временная ограниченность плана

Годовой, полугодовой, декадный, месячный, четвертной, недельный, ежедневный.

Планирование, как правило, начинается с определения целей и задач воспитательной работы и со сбора информации о возможностях их достижения. Прежде всего, процесс планирования начинается с анализа воспитательной работы за прошедший период.

Анализ – это выявление высоких или низких,

положительных или отрицательных результатов воспитательной работы, причин, приведших к успеху или неудаче, это определение путей развития успеха или преодоления недостатков в работе. В работе любого руководителя умение анализировать проявляется повседневно. Но особенно это важно при завершении периодов воспитательного процесса. Учебный год – один из таких периодов. В сборе и анализе информации может помочь творческая группа, в которую входят: руководитель МО классных руководителей, опытные и наиболее активные классные руководители. Они же помогают при составлении плана на новый учебный год.

Анализ воспитательной работы рекомендуем начать с анализа реализации целей и решения задач, затем проводится анализ событий, мероприятий по основным направлениям воспитательной работы школы: КТД, работа органов ученического самоуправления, патриотическое воспитание, спортивно-массовое и физкультурно-оздоровительное направление, развитие дополнительного образования, организация работы с родителями, состояние работы с подростками и семьями “группы риска”. При этом можно использовать критериально-ориентированный анализ, направленный на выявление основных показателей результативности воспитательной работы, гуманности воспитательных отношений, вовлеченности учащихся в жизнедеятельность коллектива, сформированности деловых и межличностных связей, эффективности психолого-педагогического и медико-социального сопровождения процесса развития учащихся. Опыт

показывает, что облегчить написание анализа можно, обладая качественной, достоверной, надежной информацией о состоянии воспитательной работы. Поэтому сбор информации – весьма значительная часть анализа. При сборе информации рекомендуем использовать разные способы: педагогическое наблюдение, различные виды опросов учителей и учащихся, анкетирование (для этого применяем различные методики: “Коллективный портрет”, “Школьники и культура”, “Твоё отношение к знаниям”, “Моё отношение к школе”, “Учитель, ученик, коллектив”, “Удовлетворённость школьников жизнью”; “Атмосфера в школе” и др.), оперативный разбор проведенного мероприятия, справки по итогам проверок в рамках внутришкольного контроля, протоколы педагогических советов и заседаний МО классных руководителей, мониторинг участия школьников в районных, краевых и всероссийских конкурсах. Собранную информацию проанализировать, сравнить, обобщить, при необходимости оформить в виде различных таблиц, схем. И только после этого приступить к написанию анализа работы. Закончить анализ определением цели и воспитательных задач на новый учебный год, которые, в основном, вытекают из проведенного анализа. Целью воспитательной работы школы является (например ) создание условий, способствующих развитию интеллектуальных, творческих, личностных качеств учащихся, их социализации и адаптации в обществе на основе индивидуального и валеологического подхода, организации КТД во внеурочной деятельности в рамках

воспитательной системы школы.

При планировании воспитательной работы на новый учебный год нужно опираться на поставленные цели и задачи, традиции школы, особенности педагогического коллектива, интересы и потребности учащихся и родителей. Исходя из цели воспитательной работы школы, планируется деятельность по различным направлениям: КТД, патриотическое воспитание, развитие дополнительного образования, организация работы с родителями и другие. Так, если в школе сложилась традиционная система КТД:

· “День знаний”

    “День учителя” “Осенний бал” “День матери” Новогодние праздники Конкурсы к 23 февраля Праздники, посвященные женскому дню 8 Марта Смотр художественной самодеятельности Выставки прикладного и художественного творчества Вахта памяти ко Дню Победы “Последний звонок”

Собеседование с классными руководителями позволяет определить, какой вид деятельности привлекает их, какое мероприятие они смогли бы провести наиболее интересно. Поэтому при определении ответственных учитываются

пожелания педагогов и, конечно же, возрастная категория учащихся класса. При организации дополнительного образования в школе рекомендуем учитывать интересы детей. Например, если наиболее популярны среди учащихся среднего и старшего звена клуб “Компьютерные технологии”, клуб военно-патриотического воспитания “Корсар”, спортивные секции (их рейтинг на протяжении нескольких лет не падает), то они имеют место в системе дополнительного образования. Школьники, посещающие данные объединения, участвуют в школьных и районных выставках, награждаются дипломами и призами. В школе нет туристического объединения. Поэтому одной из задач на этот учебный год является (привести цитаты из анализа). Одним из источников сбора информации является контроль. Внутришкольный контроль необходим для того, чтобы своевременно получать, анализировать и оценивать информацию о процессе и результатах воспитательной деятельности, вносить коррективы в процесс развития воспитательных отношений, способствовать его оптимальному протеканию. При планировании внутришкольного контроля по вопросам воспитательной работы, в первую очередь, исходить из анализа работы. Так, в анализе воспитательной работы за прошлый учебный год указано (например) , что классными руководителями недостаточно проводилась работа по профессиональной ориентации школьников, а так же не все классные руководители в полной мере опирались в процессе организации воспитательной работы в классе на органы ученического самоуправления. Исходя из этого, данные направления в работе классных руководителей

подлежат проверке в этом учебном году. Внутришкольный контроль в текущем году (например ) включает в себя комплексную проверку “Деятельности социальной службы школы”, а также тематические: классно-обобщающий контроль в 5-ых и 10 классах , тематически-обобщающие, изучающие состояние работы в объединениях дополнительного образования (наполняемость групп, качество учебно-воспитательного процесса), организацию работы по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних и другие. Многие из вопросов, подлежащих проверке, выносятся на совещание при директоре, другие - на МО классных руководителей. Кроме того, один педсовет в учебном году посвящается рассмотрению вопросов воспитательной работы школы. Исходя из цели воспитательной работы, тема педсовета (например ) определена так: “Деятельность педагогического коллектива в области социализации обучающихся”.

Среди многочисленных функциональных обязанностей зам. директора по ВР немаловажное значение имеет организация методической помощи классным руководителям, педагогам дополнительного образования, социальному педагогу. Рекомендуем планирование методической работы с педагогами начинать с диагностико-аналитической деятельности. Учить методике воспитательной работе можно лишь на основе изучения профессиональных затруднений каждого педагога, нужно знать и сильные его стороны, его

возможности, особенности, склонности и увлечения. Знакомство с опытом воспитательной работы классных руководителей можно организовать через собеседование с ними, наблюдение, анкетирование. Исходя из полученных данных, планировать работу: с одними педагогами – индивидуально, с другими – в микрогруппах. Некоторые вопросы выносить на заседания МО классных руководителей. Тематику заседаний МО определять, исходя из проблем, выявленных в ходе анализа воспитательной работы школы. Так, при организации методической работы оказывается помощь педагогам в повышении профессионального мастерства по вопросам воспитания детей. Опыт классных руководителей, педагогов дополнительного образования обобщается. Педагоги делятся своим опытом работы на МО классных руководителей, на тематических педсоветах по вопросам воспитательной работы (выступают по различным направлениям воспитательной работы в классе, по темам самообразования).

9.Примерный план традиционных мероприятий:

Мероприятия

Сроки

Ответственные

День знаний

сентябрь

Зам. директора по ВР

Классный рук-кл.

Конкурс худ. самодеятельности «Золотая осень»

Зам. директора по ВР

День учителя

Зам. директора по ВР

Классный руководитель 9 кл.

Осенний бал, Осенний КВН,

День урожая, Конкурс рисунков «Осень золотая»

Зам. директора по ВР

Классные руководители

Дни здоровья

ежемесячно

Учителя физ. культуры

Новогодние праздники

Зам. директора по ВР

Классные руководители

Вечер встречи с выпускниками

Зам. директора по ВР

Классный рук-кл.

Преподаватель музыки

День Победы

«Поклонимся Великим тем годам!»

Зам. директора по ВР

Кл. руководители

Учителя физ. культуры

Последний звонок

Зам. директора по ВР

Классные руководикл.

Выпускной вечер

Зам. директора по ВР

Кл. рук.11 кл.

Литература

1. Научно-методический журнал заместителя директора по воспитательной работе №5, 2008г.

2. Научно-методический журнал заместителя директора по воспитательной работе №8, 2008г.

3. . Программирование воспитательного процесса. Методическое пособие. М., 2003 г.