Чкаловская авиабаза станет авиационной дивизией особого назначения. На чкаловский аэродром придут изменения

Как сообщают Известия, на месте 800-й авиабазы министерства обороны России появится вновь сформированная Авиационная дивизия особого назначения (АДОН). Потерпевший крушение под Сочи ТУ -154 входил в парк этой базы. Реорганизация пройдет в 2017 году. Располагаться АДОН будет на территории подмосковного военного аэродрома Чкаловский.

Дивизия, расформированная в 2010 году, занималась перевозкой, а иногда и эвакуацией военных и гражданских сотрудников из точек боевых действий.

По словам специалистов, обновленная авиационная часть поможет обеспечить логистику в различных военных операциях, например, в Сирии. В авиапарк АДОН будут входить Ту-134 и Ту-154, реактивные межконтинентальные Ил-62 и одни из первых советских турбовинтовых лайнеров Ил-18. Для службы в дивизии, самолеты доработали. На них установили засекречивающие системы связи и обновленное радионавигационное оборудование, позволяющее летать по международным пассажирским воздушным путям.

АДОН образовалась от созданного в 1927 году авиационного звена особого назначения. Со временем эту воинскую часть переформировали в авиаотряд, эскадрилью, а позже в полк особого назначения. В 1942 году авиационный полк перешел в дивизию особого назначения. Во время войны работники авиачасти занимались перевозкой людей и груза, а также испытывали новейшие образцы авиатехники и проводили полеты на сверхдальние расстояния. Иосиф Сталин был доставлен на конференцию в Тегеран самолетом дивизии. Это был его первый и единственный полет.

По окончанию войны летчики дивизии перевозили личный состав и грузы по всей планете, в том числе в Афганистан, Анголу и Вьетнам. Самолеты и вертолеты дивизии были задействованы в перевозке военно-политического руководства СССР и России, а также обеспечивали их визиты за рубеж.

В 2010 году АДОН расформировали и на ее месте создали 800 авиабазу 2-го разряда. В ее состав передали все самолеты и вертолеты особого назначения.

— Дивизию понизили в статусе до обычного авиационного полка, — рассказал военный историк Дмитрий Болтенков. — Был сокращен личный состав, а многие самолеты выведены из эксплуатации и находились на консервации в Чкаловском. Оставшиеся машины преимущественно использовались для перевозки пассажиров и грузов по территории России. Активно за рубеж летали только специально дооборудованные под перевозку министра обороны авиалайнеры.

Независимый военный эксперт Антон Лавров рассказал Известиям, что гражданские лайнеры больше пригодны для доставки солдат с личными вещами и оружием. Их отличает от военно-транспортных самолетов большая вместительность для пассажиров и удобство для перелетов на дальние расстояния. Такие лайнеры имеют большую скорость и в обслуживание затрачивается мало ресурсов.

На сегодня РФ развивает партнерство в военной сфере с другими странами. Идет обмен специалистами, проводятся совместные военные учения. В связи с этим министерству обороны России необходимо увеличить количество гражданских лайнеров, что должна обеспечить вновь сформированная АДОН.

В географическом словаре "Все Подмосковьеu, изданном в 1967г., написано: "Чкаловский, бывший рабочий поселок у одноименной станции на железнодорожной ветке Мытищи -Монино. Включен в городскую черту г. Щелково 8 августа 1959 г. Образован в 1959 г. Привлекательность поселку придает его положение в лесистой местности. Поселок хорошо озеленен, имеет высокий уровень благоустройства и правильную планировку. Численность населения в 1939 году - 2800 жителей, в 1959 г. - 12 500 жителей".
Чкаловский назван поселком, что предусматривает наличие поселкового совета, но его в Чкаловском никогда не было. Отсутствовал поссовет и на территории, прилегающей к заводу ЖБК (ранее занимавшемуся обработкой мрамора, за что получил в народе название "мраморный"), и на территории радиоцентра №5. Все население Чкаловского -и военное, и гражданское, да и отделение милиции - приписано к Свердловскому сельсовету.
История мест, прилегающих к посёлку Чкаловский, уходит далеко в прошлое. Старожилы рассказывали, что окрестные земли принадлежали помещикам, владевшим деревнями Хотьково, Жеребцы, Никифорово. До Москвы 40 км, рядом большой Ногинский тракт, где разбойники терроризировали население. Казаки, несущие службу вдоль Ногинского тракта, не только не боролись с грабежами, но и сами их организовывали. В лесу, неподалеку от дороги, у казаков было своеобразное убежище, где они переодевались перед тем, как учинить грабеж на большой дороге, здесь же возвращали себе вид "блюстителей порядка", когда ограбленные взывали о помощи.
В 1920-х годах развернулось строительство радиостанции второй по мощности в СССР, названной впоследствии именем ВЦСПС. В эти же годы построили железнодорожную ветку, соединившую Щёлково и Монино. Так вблизи строительной площадки радиоцентра появилась железнодорожная станция Томская, названная так в честь профсоюзного вождя Томского. Почти одновременно рядом с радиостанцией развернулось строительство огромного аэродрома. Между деревнями Жарково, Кишкино и Хотово на возвышенности предстояло вырубить большой лесной массив, выкорчевать пни, оставив ровное без ям и бугров летное поле.
Раньше Научно-испытательный институт ВВС располагался на центральном аэродроме столицы. Почему состоялось перебазирование его в Щелково, сегодня никто не ответит. Может быть, близость монинского аэродрома была причиной тому. В 1932 году первую посадку на аэродроме совершил тяжелый бомбардировщик ТБ-3 № 311, пилотируемый B.П. Чкаловым.
На восточной окраине аэродрома в те годы находилась деревня Жарково. Просуществовав, может быть, века, деревня исчезла с лица земли. Причиной этому стала авиакатастрофа 26 сентября 1937 года. В тот день летчикам П.М. Стефановскому и В.Е.Дацко предстоял испытательный полет на учебном бомбардировщике СБ. Однако произошло неожиданное: вскоре после отрыва от земли выключились оба двигателя и машина рухнула на один из деревенских домов.
Рядом с железнодорожной станцией находился поселок радиоцентра, сохранившийся до настоящего времени, а за шоссе - военный городок. В военном городке построили первые пять четырёхэтажных дома из серого кирпича, без балконов и ванных помещений. Они назывались ДОСами -дома офицерского состава. Сегодня с обеих сторон этих домов проходят улицы Институтская и Супруна. Первые поселенцы сажали на этих улицах деревья.
В 1930-е годы на аэродроме построили стартовую горку, получившую в народе название "Чкаловской", для разгона тяжелых самолетов, и в первую очередь машины "РД". Через 30 лет по приказанию начальника гарнизона ее снесли.
Грандиозным сооружением городка был Жилкомбинат. На первом этаже комбината располагались магазины, поликлиника, музыкальная школа и библиотека. В 1950-e годы в подвале находился завод по производству газированной воды. В этом же здании временно располагался филиал школы №12, которой в зависимости от политической ситуации в стране то присваивали, то отбирали имя К.Е. Ворошилова. Здесь же находилась и станция юных техников.
Жилкомбинат задумали реконструировать, реконструкция затянулась, грандиозный пожар уничтожил часть здания. Пожарище расчистили, на его месте построили новый высотный дом.
История института ВВС тесно связана со Щелковом, и в ней немало трагических моментов. Согласно документам 1940 года территория аэродрома именовалась "705-я авиабаза НИИ ВВС КА". В этом же году произошла трагедия, потрясшая всех жителей Щелкова. 21 мая вскоре после взлета на борту опытного высотного истребителя "100" начался пожар, и кабина экипажа заполнилась дымом. Летчик капитан Хрипков А.М. принял решение посадить аварийную машину. Как следует из аварийного акта, "... на пробеге самолет врезался в группу детей из детского сада, игравших в кустах на лугу. В результате 10 человек погибли (дети и руководитель) и один ребенок ранен. Самолет пробежал 454 м и перевернулся вверх колесами, попав в ров, идущий вдоль железной дороги Щелково - Чкаловская". (Самолет остановился как раз напротив химического завода за платформой "37 км" (ныне Гагаринская).
В годы войны на аэродроме "Чкаловский" базировался 126-й истребительный полк, прикрывавший небо Москвы. В 1941 году на гарнизонном стадионе появился первый ряд могил пилотов 126-го полка, затем следующий ряд одинаковых надгробий: Здесь лежит один из самых результативных летчиков первого года войны, бывший беспризорник Иван Ридный. В городке живет его друг и однополчанин Герой Советского Союза Петр Белясник.
Это кладбище стало немым свидетелем не только военных, но и послевоенных лет. Оно приняло первопроходцев реактивной авиации. Здесь находится могила летчика-испытателя Ф.Ф. Демиды, командира летного отряда 2-го управления НИИ ВВС. Вскоре после взлета на немецком трофейном истребителе Ме-262 (первом из самолетов с турбореактивными двигателями, поступившем в институт) отказал один из моторов, и "Мессершмит" рухнул недалеко от деревни Кишкино.
13 июня 1958 г. произошла еще одна трагедия. Самолет-разведчик Ту-16Р авиации Северного флота совершал очередной полет по программе контрольных испытаний. Начался дождь, и руководитель полетов дал команду командиру экипажа капитану В.И. Волкову прекратить выполнение задания и вернуться на аэродром. Выполнив последний разворот, тяжелая машина заходила на посадку со стороны Щелкова. Тем временем дождь усилился и перешел в ливень, снизивший видимость до 50 м. Была одна надежда на систему слепой посадки "Глобус". Вот уже промелькнул железнодорожный мост и шоссе у старого переезда, но высота оказалась предательски малой. Самолёт стал цеплять тележками шасси крыши домов деревни Хотово и рухнул в поле за околицей. В результате катастрофы погиб экипаж самолета и пострадали десять жителей деревни, восемь из которых нашли смерть в своих домах. Семь домов было разрушено.
В 1991 году в День Воздушного флота командование Чкаловского гарнизона открыло для всенародного гуляния аэродром. С тех пор это стало традицией, но мало кто знает, что первая попытка устроить настоящий праздник была во второй половине 1950-х годов. Старожилы помнят выставленные на территории стадиона самолеты Як-18 и МиГ-15, вертолет Ми-1, авиационный двигатель ВК-1, разложенный парашют.
В день празднования очередной годовщины Дня Победы в 1968 году состоялось открытие первого в городке монумента, на котором возвышается истребитель МиГ-21. Совсем недавно на домах военного городка появились мемориальные доски с указанием имен Героев Советского Союза, проживавших в них. На бывшем ДОС №7 (ныне дом № 1 по улице Циолковского) на стене у последнего подъезда висит доска с именем В.А. Иванова. Первую доску установили в 1967 году в честь 25-летия полета Г. Бахчиванджи на ракетном самолете БИ-1. Нет пока доски на доме, где жил Н.А. Коровин, погибший при испытании истребителя с ракетным ускорителем и похороненный на Чкаловском кладбище, обойдены пока молчанием Герои Советского Союза Л.М. Кувшинов, Н.А. Костылев: список можно продолжить - память не должна умирать.
В октябре 1997 года торжественно и радостно прошло празднование 55-летия Чкаловской Краснознаменной авиадивизии особого назначения. Вспоминали этапы большого пути дивизии, говорили и о повседневном ратном труде военных летчиков - в любую минуту дежурный экипаж дивизии готов вылететь "по тревоге". Во всякой горячей точке планеты военные летчики дивизии оказывались одними из первых. Ашхабад и Чехословакия, Египет и Афганистан, Чернобыль и Чечня, Ангола, Эфиопия, Мозамбик и Куба - невозможно перечислить города и страны, куда бы не летали экипажи дивизии, выполняя особо важные задания. Летчики-ветераны А. Пoтрясов, Л. Пронников, П. Шамин провели за штурвалом более 10 тысяч часов - это четыреста дней. Только многодневным честным, самоотверженным трудом можно было достичь такого трудового успеха. Высшее командование Вооруженных Сил PФ отметило хорошую подготовку личного состава дивизии.

Дивизия выполняла задания Ставки Верховного Главнокомандования и командования ВВС КА по перевозке руководителей партии, правительства и Красной Армии, по перебазированию частей и соединений ВВС, по выброске парашютных десантов, и парашютистов в глубокий тыл противника, по доставке боеприпасов партизанам, перевозке грузов различного назначения.

За период войны дивизией произведено 111048 самолетовылетов, среди которых 3408 особо важных. Перевезено членов Правительства, маршалов, генералов, офицеров и др. пассажиров 404362 человека и 34019 тонн груза.

В декабре 1943 г. произведен перелет со Сталиным, Молотовым, Ворошиловым, Берия на Тегеранскую конференцию.

В числе пассажиров дивизии были также такие видные деятели Партии, Правительства и Армии, как Маленков, Булганин, Жуков, Василевский, Шапошников, Буденный, Тимошенко, Новиков, Воронов и др.

28.07.44 г. произведен перелет с Польским Комитетом Национального Освобождения.

В январе-феврале 1945 г. группа экипажей дивизии выполняла задание Правительства в связи с проходившей Крымской конференцией.

В апреле-мае 1945 г. группа самолетов дивизии совершила перелет из Москвы в Сан-Франциско с делегатами конференции Объединенных Наций.

Состав дивизии

Подразделение Период Примечание
1 тап ОН
2 тап ОН
3 тап ОН

27 февраля 2017 года департамент информации и массовых коммуникаций Министерства обороны Российской Федерации, авиационная база Воздушно-космических сил (ВКС) в Московской области переформирована в авиационную дивизию особого назначения.

Самолеты ВКС России на аэродроме Чкаловский (Московская область), 26.01.2017. На переднем плане входивший в состав 800-й авиационной базы особого назначения пассажирский самолет Ту-154Б-2 (регистрация RA-85360, серийный номер 79A360), направляющийся в ремонт на ОАО "Авиакор-авиационный завод" в Самару (с) Олег Гаврюшенко / russianplanes.net (ссылка)

В состав авиационного парка соединения ВКС входят транспортные и пассажирские самолеты и вертолеты Ту-154, Ту-134, Ил-62, Ил-76, Ил-18, Ан-148, Ан-12, Ан-26, Ми-8 и другая авиационная техника.

Авиационная дивизия особого назначения ВКС предназначена для перевозки личного состава, техники и грузов в интересах Вооруженных Сил РФ, выполнения задач поисково-спасательного обеспечения, спасательно-эвакуационных работ и др.

Со стороны bmpd дополним, что ранее, 23 февраля 2017 года, газета Щелковского района Московской области "Время" сообщила , что "Восьмая дивизия создана из 800-й авиационной базы на Чкаловском аэродроме", о чем сообщил 23 февраля на митинге, приуроченном к Дню защитника Отечества, командир 8-й авиационной дивизии особого назначения Сергей Мовчан. Базироваться лётчики, как и ранее, будут на Чкаловском аэродроме.

"Поздравляю всех военнослужащих с 23 февраля. Для нас это знаменательная дата, ведь сегодня сформирована 8-я авиационная дивизия. Восстановлена традиция. Это большой праздник для наших лётчиков. Подрастающему поколению защитников желаю, чтобы они поменьше сидели в телефонах и побольше читали книг", - сказал Сергей Мовчан.

Семерым лётчикам в торжественной обстановке вручили государственные награды. Различных поощрений за службу были удостоены более ста военнослужащих дивизии.

Комментарий bmpd. Таким образом, 800-я авиационная база особого назначения на подмосковном аэродроме Чкаловский снова преобразована в 8-ю авиационную дивизию особого назначения.

Напомним, что данное соединение, традиционно отвечающее за перевозку руководящего и личного состава Вооруженных Сил, а также решающее ряд других задач, было сформировано в октябре 1942 года на Центральном аэродроме имени М.В. Фрунзе в Москве как 2-я авиационная дивизия особого назначения (фактически большая часть сил дивизии базировалась на аэродроме Монино). В 1950 году переименовано во 2-ю авиационную Краснознаменную дивизию особого назначения. С конца 1957 года управление дивизии дислоцировалось в аэропорту Шереметьево, но в 1960 году дивизия была свернута в 10-ю отдельную Краснознаменную авиационную бригаду особого назначения и перебазирована на аэродром Чкаловский, являющийся базой соединения по настоящее время (вертолетная часть соединения дислоцировалась в Малино). 31 декабря 1981 года бригада переформирована в 8-ю авиационную Краснознаменную дивизию особого назначения.

С 1 декабря 2009 года 8-я авиационная Краснознаменная дивизия особого назначения была переформирована в 6991-ю авиационную базу 1-го разряда, а с 1 декабря 2010 года - переформирована в 800-ю Краснознаменную авиационную базу 2-го разряда. С 1 декабря 2014 года соединение именовалось 800-й авиационной базой особого назначения.