Использование социального проектирования в управлении учреждением социальной защиты населения. Управление проектами в социальной сфере Проектное управление в социальной сфере

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Объективные предпосылки возникновения методов управление проектами. Общее определение и основные признаки проекта. Многопроектное управление, его сущность и преимущества. Примеры критериев выполнения проекта. Жизненные циклы организации и проекта.

    презентация , добавлен 25.01.2014

    Основные понятия проектного менеджмента. Становление направления "Управление проектами" в Республике Казахстан и Российской Федерации. Планирование как основа управления ресурсами. Основные концепции управления персоналом. Управление разработкой проекта.

    курсовая работа , добавлен 18.09.2013

    Сущность и требования к проектам в социальной работе. Фазы жизненного цикла проекта. Анализ создания и системы управления основными функциями проекта на примере проекта ГБОУ ЦВР "Раменки". Основные пути эффективного внедрения социального проекта.

    курсовая работа , добавлен 14.11.2016

    Уроки американского менеджмента. Исследование факторов среды, в которой функционирует международный бизнес. Социальная ответственность и этика, отношения организаций с общественной средой. Оперативное управление производством, управление проектами.

    учебное пособие , добавлен 09.01.2009

    Теория и практика управления социальными коммуникациями внутри организации. Понятие, сущность и основные функции коммуникационного менеджмента, основные направления его развития. Определение последовательности, сроков и способов решения задач.

    курсовая работа , добавлен 26.09.2011

    Сущность и актуальность управления проектами. Методы исследования и обоснования инвестиций в проекте. Управление рисками и стоимостью проекта. Организация финансирования проекта, торги и контракты. Планирование и формы структуры управления проектами.

    реферат , добавлен 14.02.2011

    Управление проектами как творческий процесс. Методология проектного менеджмента. Технологии управления проектом. Основные виды проектов, их цели и реализация. Формирование бюджета проекта, риски и жизненный цикл, особенности организационной структуры.

    курсовая работа , добавлен 23.11.2010

В социальном проектировании используются некоторые принципы, являющиеся общенаучными, однако в частной области приобретающие специфическое содержание. Метод, представляющий собой систему регулятивных принципов познавательной деятельности, характеризуется следующими свойствами Курбатов В.И., Курбатова О.В. социальное проектирование. Учебное пособие. Изд-во Феникс. М.: 2001. - С. 21.:

1) ясность -- общепонятность, которая способствует однозначной распознаваемости метода;

2) детерминированность -- отсутствие произвола в применении принципов, соответствующих данному методу;

4) результативность -- способность обеспечивать помимо запланированных результатов другие, не менее важные;

5) надежность -- способность с большей вероятностью обеспечивать получение исходного результата;

6) экономность -- способность давать результат с наименьшими затратами времени и средств.

Принцип, выраженный в практическом действии и теоретическом способе познания, становится методом социального проектирования. Метод, естественно, может быть конкретизирован в различные методики, представляющие собой совокупность приемов преобразования отдельного объекта деятельности.

Проектное управление социальной сферы

В современных условиях функционирования социальной сферы особое значение приобретает качество управления - «Для становления новой парадигмы управления складываются благоприятные предпосылки <…> в том числе формируется современная социологическая теория, социология управления в частности, которая позволит не только изменить творческий потенциал людей, равный запасам атомного ядра, но и создать инновационные технологии его эффективного выявления и использования» Антропова, Ю.Ю. Проектное управление / Ю. Антропова. //Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 11 (149). Серия Философия. Социология. Культурология. Вып. 11.- С. 164-168.

В практике управления социальными процессами все большее распространение получают социальные технологии как способы комплексной, алгоритмизированной деятельности, ориентированные на многоразовое применение в целях достижения заранее определенного результата.

Технологизация управления социальной сферой в целом, системой социальной защиты в частности, подразумевает «массированное проектирование и внедрение новейших социальных технологий» Ковалев, В. Н. Социология управления социальной сферой /В. Ковалев. - М. : Академ. проект, 2003. - С. 158..

Несмотря на сложность и неоднозначность определения понятия «социальная технология», в среде ученых и практиков есть общие моменты в его понимании.

В перевод с греческого «технология» - искусство, мастерство.

В традиционном понимании «технология» - это научное описание способов производства либо документ, регламентирующий и описывающий порядок действий.

Технология - категория процессуальная, она может быть представлена как совокупность методов изменения состояния объекта Шамова, Т. И. Управление образовательными системами / Т. И. Шамова, П. И. Третьяков, Н. П. Капустин. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - С. 189..

Построение любой технологии осуществляется за счет разделения деятельности на отдельные операции, процедуры с учетом специфики той области, в которой она будет реализовываться.

В своей работе «Технологии оказания социальных услуг подросткам и детям в трудной жизненной ситуации» Т. В. Герасимова указывает, что социальные технологии являются средством оптимизации и обеспечения развития общества; могут рассматриваться как проводник теоретических выводов и изысканий в русле решения практических задач; основной целью внедрения социальных технологий является оптимизация социальных процессов - от управления до оказания конкретной социальной услуги Герасимова, Т. В. Технологии оказания социальных услуг подросткам и детям в трудной жизненной ситуации / Т.В. Герасимова. - М.: Академ проект. 2004. - С. 46..

Таким образом, социальная технология может быть определена как:

1) специально организованная область знания о способах и процедурах оптимизации жизнедеятельности человека;

2) способ осуществления деятельности на основе ее рационального расчленения на процедуры и операции с последующей координацией и выбор оптимальных средств, методов их выполнения;

3) метод управления социальными процессами, обеспечивающий их воспроизводство в определенных параметрах: качество, свойство, объемы Григорьева, Н. Ю. Технологии социальной работы / Н. Ю. Григорьева, Е. Ю. Герасимова. - Саратов, 2003. - С. 4-17..

Социальные технологии различаются по характеру их новизны. Потребность в новых технологиях возникает тогда, когда существует проблемная ситуация и осознана необходимость в новых действиях. Будучи элементом человеческой культуры, социальные технологии возникают либо эволюционно, исходя из возникшей потребности решить ту или иную проблему, либо создаются искусственно (насаждаются извне).

Социальная технология - способ организации практической деятельности, представляющий собой совокупность приемов, направленных на изменение (преобразование) социального объекта (процесса) и достижение заданного результата Герасимова, Т. В. Технологии оказания социальных услуг подросткам и детям в трудной жизненной ситуации / Т.В. Герасимова. - М.: Академ проект. 2004. - С. 51..

На наш взгляд, специфика социальной технологии заключается в том, что она представляет собой алгоритм действий и может быть тиражирована (мультиплицирована), а также использована для решения сходных (похожих) задач и проблем.

Среди основных требований к социальным технологиям должны быть: однозначность выполнения операций и процедур и надежность результатов, безопасность и гибкость внедрения, возможность внесения корректив на каждом из этапов апробации, возможность их мультипликации.

Теоретическая разработка социальной технологии, «красивое» прописывание на бумаге еще не гарантирует ее эффективность в реальной жизни. Для этого требуется ее практическая «обкатка», т. е. реализация в определенных условиях в ограниченные временные сроки. Иначе говоря, проектирование.

Термин «проектирование» происходит от латинского «projectus» - брошенный вперед, специфическая деятельность, «…результатом которой является теоретически и практически обоснованное определение вариантов развития новых процессов или явлений» Курбатов, В. И. Социальное проектирование / В. И. Курбатов, О. В. Курбатова. - Ростов н/Д: Феникс, 2001. - С. 6. .

Характерной особенностью проектирования является не изучение того, что уже существует, а создание новых продуктов и одновременно познание того, что лишь может возникнуть.

Проектирование в социальной сфере - проектирование социальных процессов, явлений, технологий, качеств - всегда направлено на внесение изменений в социальную среду человека. В связи с чем, социальное проектирование - это всегда процесс создания чего-то качественно нового - социальной инновации.

Таким образом, социальное проектирование - это теоретическая и одновременно практическая деятельность по внедрению социальных инноваций.

Субъектом социального проектирования являются носители управленческой деятельности - как руководители, так и трудовые (производственные) коллективы (инициативные группы).

Объектом социального проектирования являются любые социальные системы, в том числе и социальные технологии.

Основным результатом социального проектирования является разработка социального проекта.

В современной теории управления среди наиболее типичных определений понятия «проект» встречаются следующие:

Многоплановая деятельность, осуществляемая в небольшом объеме;

Ограниченное во времени мероприятие по созданию уникального товара или услуги;

Любая деятельность с фиксированными сроками начала и завершения;

- «совокупность скоординированных действия, имеющих уникальный характер, с запланированными сроками начала и конца их осуществления, предпринимаемых человеком или организацией для достижения конкретных целей в пределах установленных сроков и с заданными показателями затрат и результатов» Анисимов, С. Управление проектами. Российский опыт / С. Анисимов, Е. Анисимова. - СПб. : Вектор, 2006. - С. 8..

Одной из важных специфических сторон проекта, на наш взгляд, является целенаправленность деятельности, которая в основном заключается в проведении изменений. В связи с чем, управление проектами, по сути - управление изменениями.

В случае успешности реализации проекта, достижения запланированных результатов, инновационная технология теряет свою уникальность (первичность), приобретая черты традиционности - вписывается в повседневную жизнь.

Еще совсем недавно контекст употребления понятий «проект», «проектирование» и «технология» ограничивался исключительно технической сферой. На сегодняшний день это ключевые понятия современной науки управления, для которых и проект, и проектирование, и технология являются специфическими способами организации деятельности для реализации новых идей (инноваций). В связи с чем, управление проектами (проектное управление) является важнейшим инструментом современного менеджмента, позволяющим значительно повысить эффективность любой деятельности.

Необходимо учесть, что в современных условиях функционирования государственных социозащитных учреждений традиционное управление и управление проектами не должны противоречить друг другу, а скорее - дополнять. Традиционная система управления отнюдь не всегда и не во всем эффективна, что заставляет искать новые пути, позволяющие активнее двигаться вперед, решать перспективные задачи.

Вместе с тем, необходимо помнить, что традиционное управление призвано решать, прежде всего, текущие задачи сохранения и последовательной оптимизации деятельности - «сохраняя достигнутое и ориентируясь на сложившиеся успешные виды деятельности, при этом оптимизируя «западающие». Управление проектами осуществляется иначе - вместо задач сохранения на первый план выходят инновационные задачи, особое внимание уделяется не тому, что успешно, а тому, что «успеха пока не принесло, но осознается как важное и необходимое, как залог будущих достижений» Анисимов, С. Управление проектами. Российский опыт / С. Анисимов, Е. Анисимова. - СПб. : Вектор, 2006. - С. 40..

При этом важными задачами проектного управления становятся задачи, связанные с решением противоречий и конфликтов, например, между имеющимися и необходимыми условиями реализации проекта, в отличие от традиционного управления, ориентированного на стабильность и сохранение достижений.

Кроме того, именно в рамках проектного управления реализуется такое важное направление деятельности руководителя, как мотивация персонала, в том числе нематериальная, поскольку именно проектный формат деятельности позволяет реализовать потребность людей в личностном росте, творческом самовыражении, проявлении лучших своих качеств. Годами устоявшееся штатное расписание любого государственного учреждения не позволяет вводить новые должности, в том числе административные, но для назначения внутренним приказом «руководителя проекта» или «руководителя проектной группы» помех и преград нет. И тогда на смену просто исполнительской дисциплине приходит личностно окрашенный подход к работе, который позволяет руководителю вести более успешную кадровую политику, в том числе формировать кадровый резерв, осуществлять ротацию кадров.

Таким образом, отличительными чертами проектного управления являются:

1. ответственность руководителя за внедрение инноваций; принятие коллективом необходимости и важности внедрения инноваций;

2. системная мотивация персонала, участвующего в реализации проекта;

3. четкое и ясное определение целерезультативного блока проекта;

4. оптимальное соотношение результатов и затрат (кадровых, организационных, временных, финансовых);

5. планирование, мониторинг и анализ каждого этапа реализации проекта как руководителем, так и исполнителями;

6. отказ от излишней формализации и бюрократизации деятельности в ущерб возможностям для раскрытия творческого потенциала исполнителей проекта;

7. обеспечение двусторонних коммуникаций в ходе реализации проекта - от руководителя к исполнителям, от исполнителей к руководителю;

8. готовность руководителя к принятию нестандартных решений в процессе реализации проекта;

9. важность конечных, а не промежуточных результатов проекта.

Проектное управление позволяет открыть для государственного учреждения такие возможности, как:

- «мягкое» внедрение в деятельность изменений и инноваций;

Выход на качественно новый уровень развития; преимуществ по сравнению с другими игроками на рынке социальных услуг;

Расширение спектра и форм оказания социальных услуг, привлечение новых клиентов;

Грамотная кадровая политика, основанная на системе мотивации, что ведет к «закреплению» на местах лучших из лучших сотрудников, обладающих высоким уровнем квалификации и ответственности, способных к творчеству и инициативе, лояльных к учреждению;

Подготовка коллектива к новым условиям финансирования учреждения - «по результатам», а не по смете.

Вместе с тем, существуют и опасности (риски), которые необходимо учитывать, прежде чем начинать любые изменения и внедрять любые инновации в деятельность государственного учреждения:

Инициирование большого количества проектов, превышающего ресурсные возможности учреждения, что неминуемо приводит к эффекту «тришкиного кафтана», т. е. распылению ресурсов и недостижимости запланированных результатов, а часто - к серьезным потерям, как правило, людским из-за перегруженности сотрудников, стрессовой обстановки в коллективе;

Отсутствие баланса между краткосрочными целями конкретных этапов деятельности проекта и стратегическими целями учреждения, что приводит к утрате перспектив, а смыслом деятельности становится сама деятельность;

Выбор проектов, исходя из личных интересов руководителя, а не стратегической важности для учреждения - «инвестиции в управленческое эго»;

Отсутствие системы контроля реализации проекта по наиболее важным характеристикам - «реперным точкам» Анисимов, С. Управление проектами. Российский опыт / С. Анисимов, Е. Анисимова. - СПб. : Вектор, 2006. С.- 58..

Неразрывность проектов обусловлена не столько технологией реализации, сколько едиными ресурсами, едиными структурами и работами. Объединение отдельных проектов в систему - «портфель» - позволяет получить дополнительный эффект от совместной, скоординированной их реализации на общей технологической и ресурсной базе.

Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 11 (149). Философия. Социология. Культурология. Вып. 11. С. 164-168.

Ю. Ю. Антропова

ПРОЕКТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Одним из условий успешного решения поставленных руководителями страны задач инновационного развития системы социального обслуживания населения является проектный подход в деятельности социозащитных учреждений. Поскольку именно проектное управление позволяет внедрять инновации при оптимальном использовании кадровых и финансовых ресурсов. В статье отражены основные методологические подходы к внедрению проектного управления в деятельность учреждений социального обслуживания семьи и детей.

Ключевые слова: социальное обслуживание населения, пректный подход, социозащит-ные учреждения, инновации.

В современных условиях функционирования социальной сферы особое значение приобретает качество управления - «Для становления новой парадигмы управления складываются благоприятные предпосылки <...> в том числе формируется современная социологическая теория, социология управления в частности, которая позволит не только изменить творческий потенциал людей, равный запасам атомного ядра, но и создать инновационные технологии его эффективного выявления и использования» [курсив наш. - Ю. А. ].

В практике управления социальными процессами все большее распространение получают социальные технологии как способы комплексной, алгоритмизированной деятельности, ориентированные на многоразовое применение в целях достижения заранее определенного результата.

Технологизация управления социальной сферой в целом, системой социальной защиты в частности, подразумевает «массированное проектирование и внедрение новейших социальных технологий»2.

Несмотря на сложность и неоднозначность определения понятия «социальная технология», в среде ученых и практиков есть общие моменты в его понимании.

В перевод с греческого «технология» - искусство, мастерство.

В традиционном понимании «технология»

Это научное описание способов производства либо документ, регламентирующий и описывающий порядок действий.

та3. Построение любой технологии осуществляется за счет разделения деятельности на отдельные операции, процедуры с учетом специфики той области, в которой она будет реализовываться.

В своей работе «Технологии оказания социальных услуг подросткам и детям в трудной жизненной ситуации» Т. В. Герасимова указывает, что социальные технологии являются средством оптимизации и обеспечения развития общества; могут рассматриваться как проводник теоретических выводов и изысканий в русле решения практических задач; основной целью внедрения социальных технологий является оптимизация социальных процессов - от управления до оказания конкретной социальной услуги4.

Таким образом, социальная технология может быть определена как:

1) специально организованная область знания о способах и процедурах оптимизации жизнедеятельности человека;

2) способ осуществления деятельности на основе ее рационального расчленения на процедуры и операции с последующей координацией и выбор оптимальных средств, методов их выполнения;

3) метод управления социальными процессами, обеспечивающий их воспроизводство в определенных параметрах: качество, свойство, объемы.5

Социальные технологии различаются по характеру их новизны. Потребность в новых технологиях возникает тогда, когда существует проблемная ситуация и осознана необходимость в новых действиях. Будучи элементом человеческой культуры, социальные техноло-

гии возникают либо эволюционно, исходя из возникшей потребности решить ту или иную проблему, либо создаются искусственно (насаждаются извне).

Социальная технология - способ организации практической деятельности, представляющий собой совокупность приемов, направленных на изменение (преобразование) социального объекта (процесса) и достижение заданного результата6.

На наш взгляд, специфика социальной технологии заключается в том, что она представляет собой алгоритм действий и может быть тиражирована (мультиплицирована), а также использована для решения сходных (похожих) задач и проблем.

Среди основных требований к социальным технологиям должны быть: однозначность выполнения операций и процедур и надежность результатов, безопасность и гибкость внедрения, возможность внесения корректив на каждом из этапов апробации, возможность их мультипликации.

Теоретическая разработка социальной технологии, «красивое» прописывание на бумаге еще не гарантирует ее эффективность в реальной жизни. Для этого требуется ее практическая «обкатка», т. е. реализация в определенных условиях в ограниченные временные сроки. Иначе говоря, проектирование.

Термин «проектирование» происходит от латинского «ргсуес^ш» - брошенный вперед. специфическая деятельность, «.результатом которой является теоретически и практически [курсив наш. - Ю. А.] обоснованное определение вариантов развития новых процессов или явлений»7.

«Характерной особенностью проектирования является не изучение того, что уже существует, а создание новых продуктов и одновременно познание того, что лишь может возникнуть»8.

Проектирование в социальной сфере -проектирование социальных процессов, явлений, технологий, качеств - всегда направлено на внесение изменений в социальную среду человека. В связи с чем, социальное проектирование - это всегда процесс создания чего-то качественно нового - социальной инновации.

Таким образом, социальное проектирование - это теоретическая и одновременно практическая деятельность по внедрению социальных инноваций.

Субъектом социального проектирования являются носители управленческой деятель-

ности - как руководители, так и трудовые (производственные) коллективы (инициативные группы).

Объектом социального проектирования являются любые социальные системы, в том числе и социальные технологии.

Основным результатом социального проектирования является разработка социального проекта.

В современной теории управления среди наиболее типичных определений понятия «проект» встречаются следующие:

многоплановая деятельность, осуществляемая в небольшом объеме;

ограниченное во времени мероприятие по созданию уникального товара или услуги;

любая деятельность с фиксированными сроками начала и завершения;

«совокупность скоординированных действия, имеющих уникальный характер, с запланированными сроками начала и конца их осуществления, предпринимаемых человеком или организацией для достижения конкретных целей в пределах установленных сроков и с заданными показателями затрат и результатов»9.

Одной из важных специфических сторон проекта, на наш взгляд, является целенаправленность деятельности, которая в основном заключается в проведении изменений. В связи с чем, управление проектами, по сути -управление изменениями.

В случае успешности реализации проекта, достижения запланированных результатов, инновационная технология теряет свою уникальность (первичность), приобретая черты традиционности - вписывается в повседневную жизнь учреждения, коллектива, управленческую циклограмму руководителя.

Еще совсем недавно контекст употребления понятий «проект», «проектирование» и «технология» ограничивался исключительно технической сферой. На сегодняшний день это ключевые понятия современной науки управления, для которых и проект, и проектирование, и технология являются специфическими способами организации деятельности для реализации новых идей (инноваций). В связи с чем, управление проектами (проектное управление) является важнейшим инструментом современного менеджмента, позволяющим значительно повысить эффективность любой деятельности.

Необходимо учесть, что в современных условиях функционирования государствен-

ных социозащитных учреждений традиционное управление и управление проектами не должны противоречить друг другу, а скорее

Дополнять. Традиционная система управления отнюдь не всегда и не во всем эффективна, что заставляет искать новые пути, позволяющие активнее двигаться вперед, решать перспективные задачи.

Вместе с тем, необходимо помнить, что традиционное управление призвано решать, прежде всего, текущие задачи сохранения и последовательной оптимизации деятельности - «сохраняя достигнутое и ориентируясь на сложившиеся успешные виды деятельности, при этом оптимизируя “западающие”»10. Управление проектами осуществляется иначе

Вместо задач сохранения на первый план выходят инновационные задачи, особое внимание уделяется не тому, что успешно, а тому, что «успеха пока не принесло, но осознается как важное и необходимое, как залог будущих достижений»10.

При этом важными задачами проектного управления становятся задачи, связанные с решением противоречий и конфликтов, например, между имеющимися и необходимыми условиями реализации проекта, в отличие от традиционного управления, ориентированного на стабильность и сохранение достижений.

Кроме того, именно в рамках проектного управления реализуется такое важное направление деятельности руководителя, как мотивация персонала, в том числе нематериальная, поскольку именно проектный формат деятельности позволяет реализовать потребность людей в личностном росте, творческом самовыражении, проявлении лучших своих качеств. Годами устоявшееся штатное расписание любого государственного учреждения не позволяет вводить новые должности, в том числе административные, но для назначения внутренним приказом «руководителя проекта» или «руководителя проектной группы» помех и преград нет. И тогда на смену просто исполнительской дисциплине приходит личностно окрашенный подход к работе, который позволяет руководителю вести более успешную кадровую политику, в том числе формировать кадровый резерв, осуществлять ротацию кадров.

Таким образом, отличительными чертами проектного управления являются:

1) ответственность руководителя за внедрение инноваций;

2) принятие коллективом необходимости и важности внедрения инноваций;

3) системная мотивация персонала, участвующего в реализации проекта;

4) четкое и ясное определение целерезультативного блока проекта;

5) оптимальное соотношение результатов и затрат (кадровых, организационных, временных, финансовых);

6) планирование, мониторинг и анализ каждого этапа реализации проекта как руководителем, так и исполнителями;

7) отказ от излишней формализации и бюрократизации деятельности в ущерб возможностям для раскрытия творческого потенциала исполнителей проекта;

8) обеспечение двусторонних коммуникаций в ходе реализации проекта - от руководителя к исполнителям, от исполнителей к руководителю;

9) готовность руководителя к принятию нестандартных решений в процессе реализации проекта;

10) важность конечных, а не промежуточных результатов проекта.

Алгоритм разработки социального проекта, направленного на апробацию инновационной социальной технологии, включает в себя ряд обязательных этапов (шагов):

1) инициация проекта - может осуществляться либо руководителем учреждения, осуществляющим стратегическое планирование, либо коллегиально в процессе обсуждения деятельности учреждения на заседаниях методических / педагогических советов. Главной целью является определение необходимости внедрения инноваций или изменений в деятельность учреждения. Именно на первом этапе определяется актуальность проекта - проблемное поле и целевая аудитория, выявляются ее потребности и формулируется основное противоречие, требующее своего разрешения в ходе реализации проекта;

2) планирование проекта - формулирование главной цели и задач, на решение которых направлена реализация проекта;

3) проведение ЗЖОТ-анализа, т. е. определение сильных и слабых сторон учреждения в достижении поставленной цели на момент разработки проекта, а также определение возможностей, возникающих при реализации проекта, и осознание угроз, возникающих в ходе реализации проекта, и способов их минимизации;

4) определение необходимости проекта

Формулирование возможных последствий «незапуска» проекта для учреждения;

5) определение основных принциповреализа-ции проекта относительно поставленной цели;

6) описание сути социальной технологии, предлагаемой для достижения поставленной цели проекта (цель, задачи, решаемые в ходе отработки технологии, «шаги» или этапы технологии, формы и методы ее реализации, определение параметров результативности технологии);

7) определение жизненного цикла проекта и этапов его реализации (каждый этап включает временные сроки, задачи, результаты и условия реализации, т. е. составляется календарный и ресурсный планы проекта);

8) разработка критериев результативности проекта.

Алгоритм управления проектом со стороны руководителя учреждения представляет собой цикл управленческих функций:

1) планирование проекта, в том числе в начале проекта - определение ресурсного обеспечения, выбор проектной команды и их мотивация (определение «руководителя проекта» («руководителя проектной группы») и наделение его необходимыми полномочиями по управлению командой, четкое распределение рабочего времени сотрудника между основными функциональными обязанностями и обязанностями в рамках проекта), в дальнейшем - более детальное планирование проекта с учетом текущей ситуации;

2) организация работы по реализации проекта, либо координация работы (в рамках выделенных средств, в соответствии с поставленными задачами, в поставленные сроки);

3) контроль реализации каждого этапа проекта, т. е. сбор фактических данных о ходе работ и сравнение их с плановыми (в том числе в рамках проведения совещаний с проектной командой, отчетов руководителя проекта на аппаратных совещаниях или заседаниях методических / педагогических советах, прямых наблюдений, интервью, обзоров документов и т. п.);

4) анализ результатов реализации каждого этапа проекта, в том числе анализ возможного влияния отклонений на ход реализации проекта в целом и выработка соответствующих управленческих решений;

5) внесение, в случае необходимости, корректив в существующие планы реализации проекта (в том числе за счет добавления ресурсов, перераспределения ресурсов, рас-

ширения масштаба / цели проекта, сужения масштаба / цели проекта, корректировки технологии, усиления мотивации персонала, изменения состава проектной команды, помощи проектной команде - совет, рекомендация, тренинг, «мозговой штурм», перераспределение обязанностей и т. п.).

На этапе завершения проекта проводится детальный анализ достигнутых результатов, определяются дальнейшие перспективы проекта, в том числе внедрение в деятельность учреждения отработанных технологий через обучение им соответствующих специалистов либо отказ от технологии как неперспективной.

В целом, внедрение инноваций, осуществляемое в рамках проектной деятельности учреждения, можно представить в виде цикла Шухарта или более упрощенной версии -цикла Деминга.

Рисунок 1. Цикл Шухарта

Рисунок 2. Цикл Деминга

Проектное управление позволяет открыть для государственного учреждения такие возможности, как:

1) «мягкое» внедрение в деятельность изменений и инноваций;

2) выход на качественно новый уровень развития;

3) получение конкурентных преимуществ по сравнению с другими игроками на рынке социальных услуг;

4) расширение спектра и форм оказания социальных услуг, привлечение новых клиентов;

5) грамотная кадровая политика, основанная на системе мотивации, что ведет к «закреплению» на местах лучших из лучших сотрудников, обладающих высоким уровнем квалификации и ответственности, способных к творчеству и инициативе, лояльных к учреждению;

6) подготовка коллектива к новым условиям финансирования учреждения - «по результатам», а не по смете.

Вместе с тем, существуют и опасности (риски), которые необходимо учитывать, прежде чем начинать любые изменения и внедрять любые инновации в деятельность государственного учреждения:

1) инициирование большого количества проектов, превышающего ресурсные возможности учреждения, что неминуемо приводит к эффекту «тришкиного кафтана»11, т. е. распылению ресурсов и недостижимости запланированных результатов, а часто - к серьезным потерям, как правило, людским из-за перегруженности сотрудников, стрессовой обстановки в коллективе;

2) отсутствие баланса между краткосрочными целями конкретных этапов деятельности проекта и стратегическими целями учреждения, что приводит к утрате перспектив, а смыслом деятельности становится сама деятельность;

3) выбор проектов, исходя из личных интересов руководителя, а не стратегической важности для учреждения - «инвестиции в управленческое эго»;

4) отсутствие системы контроля реализации проекта по наиболее важным характеристикам - «реперным точкам».

В завершение необходимо отметить, что в современных условиях реализации государственной семейной политики задачи государственных социозащитных учреждений становятся гораздо шире, чем просто управление отдельными проектами, - появляется необходимость перехода на принципиально новый уровень системного управления проектами, который, прежде всего, предполагает неделимость, неразрывную связь всех проектов по всем направлениям, реализуемых в учреждении.

Неразрывность проектов обусловлена не столько технологией реализации, сколько

едиными ресурсами, едиными структурами и работами. Объединение отдельных проектов в систему - «портфель» - позволяет получить дополнительный эффект от совместной, скоординированной их реализации на общей технологической и ресурсной базе.

Подводя итоги, можно сказать, что сегодня управление проектами в системе социального обслуживания населения - это не только и не столько дань моде, а, скорее, проверенный и эффективный инструмент управления любыми изменениями, в какой бы сфере человеческой деятельности они бы не происходили. Успешно реализованные проекты являются фундаментом, на котором учреждение может строить свое будущее в условиях формирования регионального рынка социальных услуг, в условиях постоянных изменений внешней среды и высокой вероятности появления новых, ранее не выполнявшихся работ, для которых методология, технология и система управления должны создаваться в кратчайшие сроки.

Примечания

1 Иванов, В. Н. Управленческая парадигма России в XXI веке // Вопросы управления и самоуправления: теория, методология, практика: сб. науч. тр. Вып. 1. М., 2001.

2 Ковалев, В. Н. Социология управления социальной сферой. М. : Академ. проект, 2003. С. 158.

3 Шамова, Т. И. Управление образовательными системами / Т. И. Шамова, П. И. Третьяков, Н. П. Капустин. М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. С. 189.

4 Герасимова, Т. В. Технологии оказания социальных услуг подросткам и детям в трудной жизненной ситуации. М., 2004. С. 46.

5 Григорьева, Н. Ю. Технологии социальной работы / Н. Ю. Григорьева, Е. Ю. Герасимова. Саратов, 2003. С. 4-17.

6 Герасимова, Т. В. Технологии оказания социальных услуг... С. 51.

7 Курбатов, В. И. Социальное проектирование / В. И. Курбатов, О. В. Курбатова. Ростов н/Д: Феникс, 2001. С. 6.

8 Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения. М., 1996. С. 506.

9 Анисимов, С. Управление проектами. Российский опыт / С. Анисимов, Е. Анисимова. СПб. : Вектор, 2006. С. 8.

10 Там же. С. 20.

Министерство сельского хозяйства РФ

Федеральное агентство по рыболовству

Федеративное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Мурманский государственный технический университет

Факультет заочного социально экономического образования.

Кафедра социальной работы, психологии и педагогики

Контрольная работа

По дисциплине: Прогнозирование, проектирование и моделирование

в социальной работе.

Тема: «Управление проектом ».

Студентки 4 курса заочной полной формы обучения, специальность «социальная работа», студенческий билет № СРОЗ-843 з

Тихоновой Е. В.

Преподаватель: Бачин И. М.

Дата сдачи в деканат: «____»___________20___г.

Мурманск 2007


Введение 3

1. Жизненный цикл проекта 4

2. Структурирование проекта 9

3. Окружение и участники проекта 12

Заключение 14

Список использованной литературы 15


ВВЕДЕНИЕ

В течение последних десятилетий сформировалась новая, научная

дисциплина - управление проектами (project management) - раздел теории

управления социально - экономическими системами, изучающий методы, формы, средства наиболее эффективного и рационального управления изменениями.

На протяжении многих веков человечеству приходилось реализовывать множество проектов. Возрастающая сложность проектов, с одной стороны, и накопленный опыт управления, с другой, сделали необходимым и возможным создание идеологии и методологии управления проектами. Бурное развитие кибернетики, теории управления и исследования операций в середине 20 столетия позволило создать ряд формальных моделей и тем самым заложить систематическую научную основу управления проектами.

Целью моей контрольной работы является рассмотреть управление проектами.

Для этого мы рассмотрим жизненный цикл проекта, его структуру и участников.


1. ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ПРОЕКТА

Единого общепринятого определения слова «проект» в литературе не существует. Поэтому постараемся рассмотреть существующие определения:

«- что-либо, что задумывается или планируется, большое предприятие

(Толковый словарь Вебстера);

Некоторое предприятие с изначально установленными целями, достижение которых определяет завершение проекта (Свод знаний по управлению проектами);

Отдельное предприятие с определенными целями, часто включающими требования по времени, стоимости и качеству достигаемых результатов (Английская Ассоциация проект-менеджеров);

Комплекс взаимосвязанных мероприятий, предназначенных для достижения, в течение заданного периода времени и при установленном бюджете, поставленных задач с четко определенными целями («Оперативное руководство» Мирового Банка) .»

Как видно из приведенных выше определений, предприятия или намерения, обладающие признаками проекта, имеют общие для всех проектов признаки:

Изменения как основное содержание проекта;

Ограничения во времени;

Отношение к бюджету;

Ограниченность ресурсов;

Неповторимость;

Новизна;

Комплексность;

Правовое и организационное обеспечение.

На основе предыдущих определений можно вывести новое, которое

удовлетворяет всем признакам и не противоречит ни одному из приведенных определений: «Проект - ограниченное по времени целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода средств и ресурсов и специфической организацией».

Типы проектов по основным сферам деятельности, в которых осуществляется проект, можно разделить на:

1. Технический (проект строительства бизнес-центра);

2. Организационный (проект перестройки системы высшего образования);

3. Экономический (проект финансовой стабилизации России);

4. Социальный;

5. Смешанный (проект ликвидации запасов ядерного оружия).

Мы рассмотрим подробнее социальный проект. Он отличается тем, что цели только намечаются и должны корректироваться по мере достижения промежуточных результатов, количественная и качественная оценка затруднена; сроки и продолжительность проекта зависят от вероятностных факторов или только намечаются и в последствии подлежат уточнению; расходы на проект, как правило, зависят от бюджетных ассигнований; ресурсы выделяются по мере потребности в рамках возможного. Социальные проекты обладают наибольшей неопределенностью.

«Промежуток времени между моментом появления проекта и моментом его ликвидации называется жизненный цикл проекта .» Жизненный цикл проекта принято делить на фазы, фазы - на стадии, стадии - на этапы. Стадии жизненного цикла проекта могут различаться в зависимости от сферы деятельности и принятой системы организации работ. У каждого проекта можно выделить начальную стадию, стадию реализации проекта и стадию завершения работ по проекту. Это может показаться очевидным, но понятие жизненного цикла проекта является одним из важнейших для менеджера, поскольку именно текущая стадия определяет задачи и виды деятельности менеджера, используемые методики и инструментальные средства.

Руководители проектов разбивают цикл жизни проекта на этапы различными способами. Наиболее традиционным является разбиение проекта на четыре крупных этапа: формулирование проекта, планирование, осуществление и завершение.

Формулирование проекта по существу подразумевает функцию выбора проекта. Проекты инициируются в силу возникновения потребностей, которые нужно удовлетворить. Однако, в условиях дефицита ресурсов невозможно удовлетворить все потребности без исключения. Приходится делать выбор. Одни проекты выбираются, другие отвергаются. Решения принимаются исходя из наличия ресурсов, и в первую очередь финансовых возможностей, сравнительной важности удовлетворения одних потребностей и игнорирования других, сравнительной эффективности проектов. Решения по отбору проектов к реализации тем важнее, чем масштабнее предполагается проект, поскольку крупные проекты определяют направление деятельности на будущее (иногда на годы) и связывают имеющиеся финансовые и трудовые ресурсы.

Определяющим показателем здесь является альтернативная стоимость инвестиций. Иными словами, выбирая проект "А", а не проект "В", организация отказывается от тех выгод, которые мог бы принести проект "В". Для сравнительного анализа проектов на данном этапе применяются методы проектного анализа, включающие в себя финансовый, экономический, коммерческий, организационный, экологический, анализ рисков и другие виды анализа проекта. Системы для планирования и управления проектами на этой стадии, как правило, используются в ограниченном виде, поэтому, мы не будем более подробно останавливаться на данных методах.

Планирование в том или ином виде производится в течении всего срока реализации проекта. В самом начале жизненного цикла проекта обычно разрабатывается неофициальный предварительный план – грубое представление о том, что потребуется выполнить в случае реализации проекта.

Решение о выборе проекта в значительной степени основывается на оценках предварительного плана. Формальное и детальное планирование проекта начинается после принятия решения о его реализации. Определяются ключевые точки проекта, формулируются задачи и их взаимная зависимость. Именно на этом этапе используются системы для управления проектами, предоставляющие руководителю проекта набор средств для разработки формального плана: средства построения иерархической структуры работ, сетевые графики и диаграммы Гантта, средства назначения и гистограммы загрузки ресурсов. Как правило, план проекта не остается неизменным, и по мере осуществления проекта подвергается постоянной корректировке с учетом текущей ситуации.

Осуществление. После утверждения формального плана на менеджера ложиться задача по его реализации. По мере осуществления проекта руководители обязаны постоянно контролировать ход работ. Контроль заключается в сборе фактических данных о ходе работ и сравнении их с плановыми. К сожалению, в управлении проектами можно быть абсолютно уверенным в том, что отклонения между плановыми и фактическими показателями случаются всегда. Поэтому, задачей менеджера является анализ возможного влияния отклонений в выполненных объемах работ на ход реализации проекта в целом и в выработке соответствующих управленческих решений.

Рано или поздно, но проекты заканчиваются. Проект заканчивается, когда достигнуты поставленные перед ним цели. Иногда окончание проекта бывает внезапным и преждевременным, как в тех случаях, когда принимается решение прекратить проект до его завершения по графику. Как бы то ни было, но когда проект заканчивается, его руководитель должен выполнить ряд мероприятий, завершающих проект. Конкретный характер этих обязанностей зависит от характера самого проекта. Если в проекте использовалось оборудование, надо произвести его инвентаризацию и, возможно, передать его для нового применения. Может быть, необходимо составить окончательные отчеты, а промежуточные отчеты по проекту организовать в виде архива.


2. СТРУКТУРИРОВАНИЕ ПРОЕКТА

Структуризация проекта представляет собой дерево ориентированных на продукт компонентов (оборудование, работы, услуги, информация), а также это организация связей и отношений между элементами.

Обычно структура разбивки проекта сочетает разделение на:

Компоненты продукции проекта;

Этапы жизненного цикла;

Элементы организационной структуры.

Древообразная структура позволяет распределить общий объем работ по проекту на поддающиеся управлению независимые блоки, которые передаются под управление специалистам.

Статья также доступна (this article also available):

Скопин Олег Викторович

Место и роль проектного управления в сфере физкультурно-оздоровительных услуг// Современные технологии управления . ISSN 2226-9339 . — . Номер статьи: 1507. Дата публикации: 2012-03-08 . Режим доступа: https://сайт/article/1507/

Введение

Проектное управление занимает значительное место в решении проблем социальной сферы. Например, Гейзер А.А. отмечает, что реализация национального проекта «Образование» в 2006 г. стала катализатором деятельности государственных структур по решению наиболее острых проблем развития в этой сфере, выделению дополнительных финансовых ресурсов. Можно привести и другие примеры.

Но в настоящее время в недостаточной мере разработаны вопросы, связанные механизмом реализации проектов и построении на данной основе логично выстроенной системы, позволяющей поднять социальную сферу на качественно новый уровень. В сфере физкультурно-оздоровительных услуг, как составляющем элементе социальной сферы, проектный подход в управлении научно обоснованного применения практически не находит, не смотря на то, что реализуется много мероприятий, и все они решают, как правили текущие задачи.

Подходы к управлению, используемые в сфере физкультурно-оздоровительных услуг

Как показали результаты исследований , многосторонний характер причин возникновения проблем в сфере физкультурно-оздоровительных услуг в России предопределяет необходимость комплексного использования различных подходов в управлении программно-целевого, проблемно-ориентированного, планового подходов, которые базируются на традиционных методах управления: экономических, организационно-административных и социально-психологических, а также проектного подхода, базирующегося на методах управления ресурсами, сроками, результатами.

Следует отметить, что наибольшее применение в России в управлении сферой физкультурно-оздоровительных услуг получил программно-целевой подход, позволяющий сконцентрировать финансовые ресурсы при проведении работ на конкретных объектах, предотвратить их распыление. Данный метод обеспечивает эффективное решение системных проблем в рассматриваемой отрасли за счет реализации комплекса мероприятий, увязанных по задачам, ресурсам и срокам. Однако программно-целевой подход слабо ориентирован на конкретные проекты и, в частности, на последовательность действий в программе в целом и в отдельных проектах, что часто приводит к недостижимости поставленных целей в сфере физкультурно-оздоровительных услуг.

Значительным потенциалом в управлении сферой физкультурно-оздоровительных услуг, как показали результаты исследований обладает процессный подход, способствующий более качественно осуществлять деятельность в данной отрасли, а тем самым удовлетворять потребности населения. Но данный подход четко выстаивает последовательность действий, но глубокая их детализация часто препятствует решению задач нахождения оптимальных вариантов решений в цепочке ресурсы – сроки – результат. Эта проблема может быть решена с помощью использования проектного управления, что подчеркнуто и в трудах ряда авторов научных работ, например в работах Ганиевой А.А. , Герасимова В.В., Кругловой Э.В. , Давлетшина Т.Ф. , Кораблева М.М. , Первушина В.А. , Соловьевой Т.В. .

Проектное управление в социальной сфере

По мнению Антропова Ю.Ю. , управление проектами в системе социального обслуживания населения – это не только и не столько дань моде, а скорее, проверенный и эффективный инструмент управления любыми изменениями, в какой бы сфере человеческой деятельности они бы не происходили. Успешно реализованные проекты являются фундаментом, на котором учреждение может строить свое будущее в условиях формирования регионального рынка социальных услуг, в условиях постоянных изменений внешней среды и высокой вероятности появления новых, ранее не выполнявшихся работ, для которых методология, технология и система управления должны создаваться в кратчайшие сроки.

В своей работе автор отмечает, что особенности проектного подхода заключаются в неразрывности проектов, обусловленных не столько технологией реализации, сколько едиными ресурсами, едиными структурами и работами. Объединение отдельных проектов в систему – «портфель» – позволяет получить дополнительный эффект от совместной, скоординированной их реализации на общей технологической и ресурсной базе.

Для принятия решений об использовании проектного управления, как отмечает Смолыгин И. , необходимо:

  • оценить, является ли цель, поставленная перед проектом, трудоемкой и технически сложной, являются ли задачи разносторонними, и есть ли необходимость соединить их в обобщенную систему, есть ли необходимость в управлении несколькими ресурсами;
  • знать, есть ли возможность у организации материальные средства выделить отдельную структуру, подразделение или лицо, ответственное за реализацию конкретного проекта;
  • знать, требует ли проект установления строгих рамок бюджета, времени, является ли необходимым условием быстрое реагирование на изменения, происходящие в ходе реализации проекта;
  • оценить, следует ли применять методы проектного управления в случае, если в реализации поставленных задач требуется использование разноплановых знаний и специалистов;
  • рассмотреть, возможно ли применение методов проектного управления при решении задач в условиях жесткой конкурентной среды, в случаях, где сроки и время их решения играют главную роль.

Довольно неординарное видение использования проектного подхода в управлении представляет Пурдехнад Д. . В методологию проектного подхода он вводит понятие интерактивного планирования, представляя его как синтетический подход к проблемам, который предполагает:

  • использование проектирования вместо исследования, как способ работы с системой взаимосвязанных проблем (mess – проблемным месивом);
  • «растворение» (dissolving) проблемного поля в целом вместо решения входящих в него проблем по отдельности.

Как подчёркивает Пурдехнад Д. , интерактивное планирование избегает недостатков традиционных методов планирования. Оно состоит в том, чтобы спроектировать желательное настоящее (не будущее!) и изобрести или найти способы как можно более тесного приближения к нему. Интерактивное планирование осуществляет шесть взаимосвязанных действий, происходящих одновременно, так как весь процесс ведется непрерывно.


Рисунок – Процесс интерактивного планирования

Несмотря на достаточную разработанность методологии проектного управления, в отдельных отраслях социальной сферы он используется фрагментарно. Например, в сфере образования, как отмечает Гейзер А.А. , Ассорина Г.Ю. , Маркова С.М., Седых Е.П. , в большинстве случаев управление образовательным учреждением представляет собой функциональную систему, в рамках которой обходятся без внутреннего планирования, ресурсной оптимизации, оценки эффективности инвестиций и других действенных инструментов.

Инвестирование в данной сфере, по мнению Гейзера А.А. , должно выполняться в формате инвестиционного проекта, отвечающего современным подходам к проектной деятельности. В рыночной экономике под проектно-ориентированным управлением понимают управленческий подход, при котором отдельно взятые задачи, решаемые в рамках деятельности организации, рассматриваются как отдельные проекты, к которым применяются принципы и методы управления проектами. Такое управление увеличит гибкость и динамичность, децентрализует ответственность функциональных руководителей и обеспечит готовность компании к организационным изменениям.

Использование проектного управления в сфере физкультурно-оздоровительных услуг

В сфере физкультурно-оздоровительных услуг в настоящее время отмечаются значительные диспропорции, согласимся в этом вопросе с Доевым В.К. . Как правильно отмечает Доев В.К. , если в различных учебных заведениях занятия спортом в большинстве своем обеспечены за счет государства, то сектор услуг для взрослых является частным сектором, предлагающим ограниченный набор дорогостоящих услуг, т. е. существует разрыв в структуре предложения услуг массового спорта, в т. ч. и в сфере физкультурно-оздоровительных услуг. Среди субъектов физкультурно-оздоровительных услуг, как подчеркивает Карасёва М.В. , продолжает увеличиваться доля коммерческих предприятий, которые не могут быть управляемы только административными методами. Доев В.К. предлагает в сложившейся ситуации осуществление перехода от действующей системы управления к территориальной, предусматривающей приоритетность развития данной сферы. Он утверждает, что при соблюдении приоритета массового спорта, разделении спорта высших достижений и спорта-для-всех создаются условия для формирования адекватной спросу ресурсной базы.

Предпосылками активного использования проектного управления в сфере физкультурно-оздоровительных услуг, как отмечают в своих работах Парфенова Т.Н. , Нестерова Е.В. , являются их особенности, которым присущи следующие компоненты и факторы:

  • наличие материальных средств и свободного от трудовой деятельности времени экономически активного населения;
  • разнообразие выбора видов отдыха;
  • относительная добровольность участия отдыхающих в физкультурно-оздоровительных мероприятиях;
  • зависимость условий отдыха от особенностей национально-этнических и региональных традиций;
  • общекультурные, познавательные, социальные, профессиональные, бытовые и семейные интересы различных возрастных групп населения;
  • личностная направленность средств и форм отдыха;
  • степень отражения в физкультурно-оздоровительном сервисе индивидуальных потребностей и средств коллективного взаимодействия;
  • соответствие содержания профессиональной подготовки специалистов физкультурно-оздоровительным мероприятиям.

Завыдивская Н.Н., Ополонец И.В. отмечают обстоятельства, которые побуждают человека к активности действий в сфере физического развития, и в частности в сфере физкультурно-оздоровительных услуг, называя их факторами социализации. Они объединяют основные факторы социализации в три группы: макрофакторы, мезофакторы, микрофакторы.

Таблица – Факторы, влияющие на активность в сфере физкультурно-оздоровительных услуг

Группы факторов Содержание групп факторов
Макрофакторы (гр. makros — большой, больших размеров) В данном случае влиять на группу людей будут международные физкультурные и спортивные объединения, которые культивируют тот или иной вид двигательной активности или вид спорта с присущими им ценностями. Также к этой группе можно отнести государственную политику, законодательное и нормативно-правовое обеспечение сферы физической культуры и спорта.
Мезофакторы (гр. mezzos — средний, промежуточный) Это условия социализации больших групп людей, которые выделяются по национальному признаку (этнос как фактор социализации) по месту и типу поселения, в котором они живут (регион, город, село), по принадлежности к аудитории тех или иных средств массовой коммуникации (радио, телевидение, кино и другие). Люди принимают элементы системы физического воспитания той или иной нации, адаптируются к среде, в которой происходит усвоение и реализация ею определенных программ взаимодействия с природой, формирования определенного типа сознания, а также соответствующих форм и методов жизнедеятельности. Природная среда обусловила также и возникновение типичных видов двигательной активности.
Микрофакторы (гр. mikros — малый) Социальные группы, которые непосредственно влияют на конкретных людей (семья, группа сверстников, микросоциум, организации, в которых осуществляется социальное воспитание — учебные, профессиональные, общественные и другие). Микрофакторы влияют на развитие людей через агентов социализации, то есть лиц, в непосредственном взаимодействии с которыми проходит их жизнь. Этот тип факторов является для нас наиболее значимым.

Влияние данных факторов на физкультурно-оздоровительные услуги предопределяет целесообразность инициализации и реализации проектов, повышающих эффективность учреждений отрасли и достижения максимальной удовлетворенности клиентов. Значительное внимание данному вопросу посвящает Дубакин А.Н. .
Отмечая значимость проектного управления, Кушнер М.А. , Михайлов В.Ю. значительное внимание уделяют комплексности предоставления услуг и качеству проектов, предлагая рассматривать оценку эффективности управления качеством проектов предоставления комплексных услуг с нескольких позиций.

Рисунок – Показатели эффективности управления качеством проектов предоставления комплексных услуг
(по Михайлову В.Ю. )

Для оптимизации функционирования сферы деятельности в области физкультурно-оздоровительных услуг можно предложить как и в целом для массового спорта, как подчеркивают Доев В.К. , Захаров К.С. , в первую очередь разработать единую государственную стратегию, реализуемую на всех уровнях и во всех регионах, создающую благоприятные условия для распространения массового спорта.

Заключение

Целесообразно отметить, что в настоящее время назрела необходимость инициализации, разработки и реализации общенациональных проектов в сфере физкультурно-оздоровительных услуг, как элемента массового спорта для различных категорий и групп населения. На федеральном уровне должны выполняться задачи создания правовой базы развития, формирования научно обоснованной системы физкультурно-оздоровительных услуг, реализации федеральных целевых программ и проектов. Задачей, требующей незамедлительных решений на уровне регионов является развитие эффективной системы управления сферой физкультурно-оздоровительных услуг, основанной на методологических разработках в области управления проектами, учитывающей особенности данной отрасли. Использование проектного управления позволит выйти на более высокий уровень оздоровления и физического воспитания населения страны.

Библиографический список

  1. Антропова Ю.Ю. Проектное управление как инструмент развития системы социального обслуживания населения в современных условиях // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 11. С. 164-168.
  2. Ассорина Г.Ю. Особенности программно-целевого и проектного подхода к управлению инновационной деятельностью вуза // IDO Science. 2011. № 1. С. 2-6.
  3. Ганиева А.А. Проектный подход в государственном управлении // Экономика и управление: научно-практический журнал. 2009. № 2. С. 107-110.
  4. Гейзер А.А. Проектное управление инвестициями в сфере образовательных услуг // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2008. № 2. С. 57-61.
  5. Герасимов В.В., Круглова Э.В. Проектное управление развитием человеческого капитала // Успехи современного естествознания. 2007. № 8. С. 93-93.
  6. Давлетшин Т.Ф. Проектный подход в управлении и модернизации экономики региона (на примере республики Башкортостан) // Молодой ученый. 2009. № 3. С. 55-59.
  7. Доев В.К. Формирование региональной системы управления массовым спортом (спорт-для-всех) // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2011. № 4. С. 270-277.
  8. Дубакин А.Н. Внедрение в управление спортивными мероприятиями технологий проектного менеджмента и особенности его использования в спортивной среде // Экономические науки. 2008. № 38. С. 263-266.
  9. Завыдивская Н.Н., Ополонец И.В. Социализация в физкультурно-оздоровительном образовании: трактовка понятий, проблемы, перспективы // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. 2010. № 12. С. 48-51.
  10. Захаров К.С. Механизм государственной поддержки сферы физкультурно-оздоровительных услуг // Вестник Российской академии естественных наук (Санкт-Петербург). 2010. № 1. С. 75-77.
  11. Карасёва М.В. Педагогические и экономические факторы, обеспечивающие рентабельное функционирование коммерческих физкультурно-оздоровительных клубов // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2007. № 5. С. 100-105.
  12. Кораблев М.М. Развитие проектного подхода в государственном управлении // Ученые записки Казанского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2010. Т. 152. № 4. С. 228-235.
  13. Кушнер М.А. Комплексная методика оценки эффективности проектного управления развитием // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. 2011. № 2. С. 63-71.
  14. Маркова С.М., Седых Е.П. Теоретические основы проектного управления образовательными системами // Наука и школа. 2011. № 3. С. 8-10.
  15. Михайлов В.Ю. Управление качеством проектов предоставления комплексных услуг в регионе // Вестник Чувашского университета. 2009. № 4. С. 458-464.
  16. Нестерова Е.В. Принципы, факторы и компоненты развития физкультурно-оздоровительной деятельности // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2010. № 6. С. 228-232.
  17. Парфенова Т.Н. Проектный менеджмент: организация педагогического обеспечения для физкультурно-оздоровительных клубов // диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук, Малаховка, 2001
  18. Первушин В.А. Использование методологии проектного управления для реализации инфраструктурных проектов // Инициативы XXI века. 2010. № 1. С. 65-68.
  19. Пурдехнад Д. От теории к практике: проектный подход к решению проблем управления // Проблемы управления в социальных системах. 2009. Т. 1. № 1. С. 66-80.
  20. Скопин О.В. Иерархия уровней процессного подхода к управлению в сфере физкультурно-оздоровительных услуг // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. 2008. — №1 (13).
  21. Скопина И.В., Скопин О.В. Оценка эффективности системы управления сферой физкультурно-оздоровительных услуг в регионе // Региональная экономика: теория и практика. 2008. № 19. С. 99-102.
  22. Смолыгин И. Социальные методы проектного управления // Социальная политика и социальное партнерство. 2009. № 6. С. 25-29.
  23. Соловьева Т.В. К вопросу о применении проектного подхода в управлении региональной экономикой // Новые технологии. 2011. № 1. С. 126-129.