Закупка продуктов питания для образовательных учреждений по 44 фз. Организацией питания в школьной столовой муниципального бюджетного учреждения занимается сторонняя организация

Оксана Баландина , шеф-редактор Системы Госзаказ

С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

Согласно ч. 2 ст. 48 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 44-ФЗ) заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса , за исключением случаев, предусмотренных ст. 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 Закона № 44-ФЗ.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 56 Закона № 44-ФЗ заказчик осуществляет закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием в случаях, если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации. Перечень случаев и (или) порядок отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, устанавливаются Правительством РФ.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Так постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. № 99 (далее - Постановление № 99) утверждены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием , закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов.

Согласно п. 6 Приложения № 2 к Постановлению № 99 заказчик вправе осуществить закупку услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, закупаемых для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления в случае, если начальная (максимальная) цен а контракта (цена лота) превышает 500000 рублей, путем проведения конкурса с ограниченным участием.

Таким образом, образовательное учреждение в соответствии с ч. 2 ст. 56 Закона № 44-ФЗ может осуществить закупку продуктов питания путем проведения конкурса с ограниченным участием.

В соответствии с ч. 2.1 ст. 56 Закона № 44-ФЗ заказчик вправе осуществлять закупки товаров, работ, услуг, указанных в ч. 2 ст. 56 Закона № 44-ФЗ, с учетом требований Закона о контрактной системе путем проведения электронного аукциона , закрытого аукциона, запроса котировок, запроса предложений, а также у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). При этом к участникам таких закупок не применяются дополнительные требования, установленные в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона № 44-ФЗ в отношении участников закупок, которые осуществляются только путем проведения конкурса с ограниченным участием.

Таким образом, образовательное учреждение может осуществить закупку продуктов питания не только путем проведения конкурса с ограниченным участием, но и путем проведения электронного аукциона, запроса котировок, запроса предложений, а также у единственного поставщика (например, в соответствии с п. 4 или п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ).

Можно использовать конкурс с ограниченным участием. Если заказчик не собирается устанавливать к участникам закупки дополнительные требования, то можно провести электронный аукцион, запрос котировок, либо закупить продукты по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

В случае, если повторный конкурс с ограниченным участием, электронный аукцион не состоялись, либо осуществлено расторжение контракта на основании части 9 статьи 95 Закона № 44-ФЗ без установления дополнительных требований к участникам закупки можно провести запрос предложений - можно провести запрос предложений.

Поставка продуктов питания в целях обеспечения федеральных и муниципальных нужд является весьма распространенным направлением в торгах по 44-ФЗ. Но в данной отрасли существуют свои нюансы и требования к поставщикам и заказчикам, установленные законом. Рассмотрим эту сферу госзакупок более подробно.

Ограничение на закупку иностранных пищевых продуктов

В августе 2016 года было введено ограничение на закупку некоторых иностранных продовольственных товаров. Постановление Правительства РФ от 22.08.2016 г №832 "Об ограничениях допуска отдельных видов пищевых продуктов, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" утверждает перечень продуктов, на которые накладываются ограничения в закупке для обеспечения нужд государственных учреждений.

Перечень продуктов питания, у которых страной производства указано иностранное государство, включает в себя молочную и мясную продукцию, в частности свинину, говядину, мясо птицы, переработанную рыбную продукцию, соль, сахар и рис.

Согласно п. 2 ПП №832, если в конкурентном виде закупке на приобретение товара из вышеописанного перечня подано как минимум 2 заявки, соответствующих требованиям документации и условиям*, то другие заявки, в которых происхождение объекта закупки является иностранным (за исключением стран из Евразийского экономического союза), должны быть отклонены заказчиком.

*Условия, которым должны соответствовать заявки участников , следующие:

    происхождение указанной выше пищевой продукции должно соответствовать одной из стран Евразийского экономического союза (Россия, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия);

    отсутствие в заявке предложения одного и того же вида продукта от одного производителя.

Данное ограничение было введено для поддержки и развития внутреннего российского рынка.

Ограничения закупок продовольственных товаров в форме конкурса с ограниченным участием

В августе 2017 года было принято еще одно нововведение, Постановление Правительства от 4.08.17 №937 внесло изменения в проведение торгов в сфере услуг общепита и продуктов питания по 44-ФЗ в форме конкурса с ограниченным участием.

  1. Теперь использовать данный вид тендера для закупки продовольственных товаров или услуг общественного питания можно только в том случае, если НМЦК контракта (или лота) превышает 500 000 руб. Это ограничение касается детских, образовательных, социальных и медицинских учреждений.
  2. Следующее изменение коснулось того, что поставщики должны подтвердить наличие опыта, путем предоставления копии ранее исполненного контракта в этой отрасли.. Срок исполнения “подтверждающего” контракта должен быть не старше 3-х лет, от даты подачи заявки на конкурс с ограниченным участием.
  3. Помимо срока, устанавливается требование к сумме исполненного контракта. Она должна быть не менее 20% от НМЦК контракта, который требуется подтвердить. Также сведения о нем должны быть в реестре контрактов.

Формы закупки продовольственных товаров

Вообще, проводить закупку продовольственных товаров для обеспечения федеральных или муниципальных нужд, заказчик может в любой форме, которую разрешается использовать в рамках 44-ФЗ: аукционы - закрытый и электронный, запрос котировок или предложений, закупка у единственного поставщика.

При использовании одного из указанных методов ограничения, накладываемые на заказчика в случае проведения конкурса с ограниченным участием, не применяются (п. 2.1 ст. 56 44-ФЗ)

Для участия в торгах на поставку продуктов питания по 44-ФЗ в форме конкурса или аукциона будет необходимо предоставить обеспечения заявки. При отсутствии собственных свободных средств, его можно внести используя тендерный займ .

Многие государственные заказчики зачастую осуществляют закупки до 100 тыс руб (500 тыс. руб.) в рамках 44-ФЗ у единственного поставщика (при соблюдении условий таких закупок). Это распространенная практика и для приобретения продовольственных товаров.

Но стоит помнить о том, что не следует слишком активно использовать данный метод, так слишком частое использование малых закупок может привести к вниманию ФАС. И контролирующие органы могут усмотреть нарушение, а именно искусственного дробления НМЦК для проведения закупки у единственного поставщика с целью избежать конкурентного вида тендера.

ООО МКК "РусТендер"

Материал является собственностью сайт. Любое использование статьи без указания источника - сайт запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ

О.Л. Лобанова,
консультант по управлению закупками Академии промышленного менеджмента им. Н.П. Пастухова, г. Ярославль

При закупке продуктов питания необходимо обратить внимание как на выбор способа закупки, так и на особенности описания и установления требований к продуктам питания. Кроме того, определение исполнителя по контракту - важный и ответственный этап, а в случае, когда речь идет о закупке продуктов питания для обеспечения деятельности образовательных организаций, допущенная ошибка может стоить потери здоровья обучающихся и воспитанников.

Выбор способа определения поставщика

Выбор способа закупки в рамках действия Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ о контрактной системе (далее - Закон № 44-ФЗ) будет зависеть от двух критериев:
первый - это "цена вопроса", то есть размер начальной (максимальной) цены контракта закупки (далее - НМЦК);
второй - наличие (или отсутствие) специальных ограничительных условий, например в виде перечней товаров (работ, услуг), допустимых к закупке.
Напомним, что если НМЦК не превышает 500 тыс. руб., то заказчик вправе:
- осуществить закупку напрямую у единственного поставщика (на основании пунктов и ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ)
- либо заключить контракт по итогам запроса котировок, запроса предложений<*>, конкурса или аукциона.
<*> Только в исключительных случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 83 Закона № 44-ФЗ.

Но закупка продуктов питания путем проведения аукциона имеет существенный недостаток - заказчик заключает контракт с тем субъектом, который предложил наименьшую цену контракта. Зачастую заказчик вынужден заключать контракт с низкоквалифицированным поставщиком, да еще и

Организацией питания в школьной столовой муниципального бюджетного учреждения занимается сторонняя организация. Деньги на оплату питания поступают учреждению от родителей и в виде субсидии.
Может ли такое учреждение выступать в качестве организатора торгов, при этом заказчиком по заключенному договору на организацию горячего питания будут являться родители? Правомерно ли в таком случае поступление денег от родителей прямо на счет исполнителя, минуя лицевой счет школы? Необходимо ли в таком случае осуществлять закупку от имени учреждения и на деньги субсидии, и на родительские деньги?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В рассматриваемом случае заказчиком услуг по организации горячего питания в столовой может быть только бюджетное учреждение. Договор должен быть заключен в соответствии с нормами от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в рамках которого родители обучающихся заказчиками быть не могут. Обязанность оплатить услуги по такому договору возникает именно у заказчика. Однако эта обязанность может быть исполнена за заказчика третьими лицами, в том числе родителями детей, обучающихся в образовательной организации.

Обоснование позиции:
В соответствии с Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) этот федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд, в части, касающейся в том числе заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги, от имени Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования, а также бюджетным учреждением, государственным, муниципальным унитарными предприятиями (за отдельными исключениями) либо иным юридическим лицом в соответствии с ч. , и Закона N 44-ФЗ.
Заказчиком в целях применения норм N 44-ФЗ является государственный или муниципальный заказчик либо в соответствии с ч.ч. 1 и 2.1 ст. 15 того же федерального закона бюджетное учреждение, государственное, муниципальное унитарные предприятия, осуществляющие закупки ( Закона N 44-ФЗ).
Под закупкой товара, работы, услуги (далее также - закупка) в N 44-ФЗ понимается совокупность действий, осуществляемых в установленном данным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд (п. 3 ст. 3 этого закона). Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя, далее также - контрагент) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В свою очередь, определение контрагента - это совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном N 44-ФЗ, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки либо в установленных этим законом случаях с направления приглашения принять участие в определении контрагента и завершаются заключением контракта ( Закона N 44-ФЗ).
Согласно Закона N 44-ФЗ бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы РФ, и иных средств в соответствии с требованиями этого федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных ч.ч. 2 и 3 той же статьи. В этих исключительных случаях бюджетные учреждения вправе при соблюдении определенных условий закупать товары, работы и услуги с применением положений от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" ( Закона N 44-ФЗ).
Таким образом, бюджетное учреждение признается заказчиком, который при осуществлении закупок товаров, работ или услуг, оплата которых хотя бы частично производится за счет субсидий, предоставленных такому учреждению из соответствующего бюджета, обязан руководствоваться требованиями N 44-ФЗ. Физические лица не могут выступать в качестве заказчиков в рамках закупок согласно правилам N 44-ФЗ. Поэтому родители учащихся не могут быть заказчиками услуг по организации питания в школе, закупаемых с применением процедур, которые предусмотрены N 44-ФЗ. Правила ст. 25 названного федерального закона о проведении совместных конкурсов и аукционов с возложением на уполномоченный орган, уполномоченное учреждение либо одного из заказчиков функций организатора таких торгов в этой ситуации неприменимы.
Отметим, что, поскольку контракт, заключаемый в соответствии с N 44-ФЗ, является гражданско-правовым договором (п. 3 ч. 1 ст. 1 этого федерального закона), к нему применяются правила ГК РФ с учетом особенностей, установленных N 44-ФЗ.
Сторонами в обязательстве, в том числе возникшем из договора, являются должник и кредитор ( , ГК РФ). Применительно к договору возмездного оказания услуг сторонами обязательства являются исполнитель и заказчик ( ГК РФ).
Обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон ( ГК РФ). Таким образом, обязанность оплатить оказанные услуги не может возникнуть у третьего лица, поскольку оно не является заказчиком. По контракту, заключенному заказчиком, обязанность оплатить услуги возникает именно у заказчика.
В N 44-ФЗ отсутствуют нормы, которые прямо бы устанавливали запрет на заключение таких контрактов, денежные обязательства по которым возникали бы не у заказчиков, а у третьих лиц. Вместе с тем из ряда положений этого закона следует, что по контракту, заключаемому в соответствии с N 44-ФЗ, оплата за предоставленное контрагентом исполнение осуществляется именно заказчиком, являющимся стороной контракта (смотрите, например, Закона N 44-ФЗ). В ряде же случаев (например, в случае заключения контракта на электронной площадке) подписание трехстороннего контракта и вовсе технически невозможно (смотрите, например, Закона N 44-ФЗ).
Следует отметить, что представители Минэкономразвития России дают отрицательный ответ на вопрос о возможности заключения трехсторонних контрактов в рамках N 44-ФЗ, ссылаясь на то, что названным федеральным законом это не предусмотрено (письма от 14.06.2016 N Д28и-1614, от 29.09.2014 N ОГ-Д28-7693). Кроме того, возможность применения к такого рода договорам положений этого закона весьма сомнительна, поскольку все соответствующие нормы N 44-ФЗ основаны на презумпции того, что заказчик является стороной контракта. Только в этом случае, например, к заказчику как к лицу, у которого возникают обязательства оплатить услуги, могут применяться меры ответственности за просрочку либо неисполнение обязанности по оплате исполнения контракта, предусмотренные Закона N 44-ФЗ. Только к контракту, стороной которого является заказчик, могут применяться и иные положения N 44-ФЗ (в частности о запрете изменения условий контракта, об отказе от исполнения контракта и т.п.).
Между тем, как мы уже отметили, договор об организации питания детей в столовой бюджетного учреждения, оплата по которому производится этим учреждением в том числе и за счет субсидий, может быть заключен только с соблюдением положений N 44-ФЗ.
Таким образом, поскольку контракт на оказание услуг будет заключен в соответствии с N 44-ФЗ, его сторонами могут являться только заказчик и исполнитель. Иные лица (родители обучающихся в образовательной организации, которая является заказчиком), на наш взгляд, не могут быть сторонами контракта, на отношения по которому распространяются положения указанного закона. Поэтому заключение контракта об оказании услуг с условием об оплате услуг третьими лицами не соответствует N 44-ФЗ.
Разумеется, вышеизложенное не означает, что обязательства заказчика по оплате работ, возникшие из заключенного им в соответствии с N 44-ФЗ контракта, не могут быть исполнены другим лицом. Согласно ГК РФ кредитор обязан принять исполнение, предложенное за должника третьим лицом, если исполнение обязательства возложено должником на указанное третье лицо. В некоторых случаях, в частности, при просрочке исполнения должником денежного обязательства кредитор обязан принять исполнение, предложенное за должника таким третьим лицом, даже если должник такое исполнение на третье лицо не возлагал ( ГК РФ). В остальных случаях кредитор, хотя и не обязан, но вправе принять от третьего лица исполнение, предложенное им за должника.
Следовательно, третьи лица (родители детей, обучающихся в образовательной организации) могут по своей инициативе исполнить имеющееся у заказчика обязательство перед контрагентом по оплате услуг по организации горячего питания в школьной столовой путем внесения (перечисления) контрагенту соответствующей денежной суммы. Если такое исполнение будет принято, обязанность заказчика по оплате услуг будет считаться прекратившейся. Судебная практика подтверждает возможность оплаты по контрактам за заказчика третьими лицами (смотрите, например, АС Северо-Кавказского округа от 27.05.2015 N Ф08-3198/15, Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2014 N ). Не противоречит закону и возложение заказчиком исполнения обязательства по оплате товаров, работ или услуг по контракту на третьих лиц. Однако подчеркнем, что такие обязательства до их исполнения сохраняются именно за заказчиком. Кроме того, учитывая, что к третьему лицу, исполнившему обязательство должника, переходят права кредитора по обязательству ( ГК РФ), во избежание возникновения у заказчика задолженности перед третьими лицами из документов, которыми будут оформлены отношения между заказчиком и плательщиками, должно прямо следовать, что третьи лица исполняют обязательство учреждения безвозмездно, то есть освобождают учреждение от обязанности возместить соответствующие расходы.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Заказчик должен всегда осуществлять закупки с помощью открытых конкурсов, кроме тех случаев, когда закон предписывает организовывать электронные аукционы, конкурсы с ограниченным участием, закупки у единственного поставщика и т. д.

Если же объем рассматриваемых услуг определить невозможно, в извещении, а также в документации покупатель указывает цену за единицу услуги (п. 2 ст. 42). Так, например, проводили тендер на организацию питания 2019 в Москве.

Составляем ТЗ

ТЗ может быть представлено в виде текстового и табличного блока (например, меню). Последний часто публикуют отдельным файлом ввиду его большого объема. После определения победителя тендера этот документ могут использовать как приложение к контракту.

Образец технического задания

Примеры завершенных процедур

В качестве примера можно рассмотреть результаты тендеров на горячее питание в Волхове: конкурс с ограниченным участием № 0145300005016000415 от 22.11.2016. Организатор: администрация Волховского МР. Предмет закупки: организация горячего питания детей в МОБУ «Волховская СОШ № 7». НМЦК: 2 868 892,00 руб.