Проблема трудоустройства молодежи в россии. На круглом столе по вопросу трудоустройства молодежи обсуждался опыт проекта «НародныйВопрос.рф Памятка советы молодежи по трудоустройству


Приведено с некоторыми сокращениями

Проявляя постоянную заботу о вовлечении подрастающего поколения в общественное производство, Советское государство устанавливает для молодежи дополнительные гарантии беспрепятственной реализации права на труд и права на бесплатную профессиональную подготовку. Для всех предприятий и организаций введена броня приема на работу и на производственное обучение молодежи (минимум рабочих мест, зарезервированный за молодежью для планового приема ее на работу и обучения при посредничестве органов по трудоустройству).
Бронирование рабочих мест, установленное ст. 182 КЗоТ БССР, проводится с целью трудоустройства той части молодежи, которая закончила общеобразовательную или профессиональную подготовку, а также несовершеннолетних, прервавших обучение по тем или иным причинам.
Вовлечение молодежи в общественное производство осуществляется в нашей стране в плановом порядке. Планы трудоустройства молодежи по каждому городу и району разрабатывают, утверждают и доводят до предприятий Советы народных депутатов.
Привлечение молодежи к участию в общественном труде обеспечивает система органов по трудоустройству, среди которых большую часть работы выполняют созданные при исполкомах Советов комиссии по трудоустройству молодежи и комиссии по делам несовершеннолетних.
Эти органы разрабатывают мероприятия по трудоустройству лиц, окончивших школу или прервавших обучение, и других подростков, выясняют причины прекращения подростком обучения и возможность использования всех мер для его продолжения, проверяют правильность использования молодежи, поступающей на работу по окончании школ и училищ, оказывают молодым рабочим помощь в производственном обучении, имеют право входить с представлениями в исполкомы Советов о выделении определенного количества мест для полного обеспечения трудоустройства несовершеннолетних в счет установленной брони, заслушивать на своих заседаниях сообщения должностных лиц по вопросам трудоустройства и применения труда подростков.
Направление на работу, выданное органом по трудоустройству, имеет для администрации обязательную силу и порождает для юношей и девушек, получивших направление (путевку), право требовать приема на работу. Обязанность руководителей предприятий заключить с ними трудовой или ученический договор. В соответствии с законодательством необоснованный отказ в приеме на работу или на производственное обучение юноше или девушке, получившим направление в счет брони, не допускается.
Система бронирования обеспечивает молодежи возможность получить работу, соответствующую желаниям и наклонностям, и обучиться определенной профессии и специальности.
Вместе с тем бронирование повышает ответственность администрации предприятий за выделение подросткам рабочих мест, соответствующих имеющейся или получаемой в ходе обучения специальности, создание им условий для последующей успешной работы, т. е. содействует закреплению молодых рабочих и служащих на предприятиях.
В нашей стране не существует проблем, связанных с поисками работы, ни для молодых рабочих, ни для молодых специалистов, окончивших учебные заведения.
КЗоТ БССР устанавливает дополнительные гарантии для молодых рабочих, окончивших профессионально-технические и технические училища, и молодых специалистов, окончивших высшие и средние специальные учебные заведения, законодательно закрепляет принцип использования их по специальности и квалификации, полученным в процессе обучения. Устанавливая такую гарантию, государство возлагает обязанности по обеспечению их работой по специальности и квалификации на администрацию предприятий и на руководителей соответствующих министерств (ведомств).
Выпускники профессионально-технических училищ направляются для работы по специальности в соответствии с народнохозяйственными планами. Направление молодых рабочих, окончивших училища, производится по путевкам, выдаваемым выпускникам.
При направлении выпускников профессионально-технических и технических училищ на работу в другую местность предусмотрена оплата им за счет предприятия стоимости проезда и провоза багажа, а также выплата суточных за время нахождения в пути. При выезде по направлению на предприятия и стройки угольной, металлургической, нефтяной промышленности, промышленности строительных материалов, а также на некоторые другие предприятия семейным молодым рабочим возмещается стоимость проезда членов семьи и провоза багажа.
Выпускникам училищ до начала работы предоставляется отпуск с оплатой из расчета тарифной ставки по присвоенному разряду или соответствующего должностного оклада за счет предприятий, на которые они направлены. Для лиц моложе 18 лет отпуск установлен в 1 календарный месяц, для остальных выпускников - из расчета отпуска, установленного для работников данной профессии (специальности).
Предприятия, совхозы, колхозы, строительные, транспортные и другие организации в соответствии с законодательством обязаны предоставлять окончившим профессионально-технические и технические училища работу в соответствии с присвоенной им профессией и квалификацией. На них также возложена обязанность создавать выпускникам училищ необходимые жилищно-бытовые условия и в дальнейшем способствовать повышению их производственной квалификации. Направление на работу выпускников высших и средних специальных учебных заведений производится комиссией по персональному распределению молодых специалистов. Комиссия обеспечивает выполнение плана распределения, предоставление работы всем выпускникам в соответствии со специальностью и квалификацией, приобретенной в учебном заведении, с учетом академической успеваемости, семейного положения, состояния здоровья, а также участия в научной, исследовательской и общественной работе. Законодательство устанавливает, что в отдельных случаях при несоответствии предоставленных мест работы специальности и квалификации, полученным в ходе учебы, или при необеспечении молодых специалистов необходимой жилой площадью, комиссия с согласия министерства (ведомства) может направить молодых специалистов на другие места работы (в том числе и вне плана).
Не позднее чем через 5 дней после окончания учебного заведения молодым специалистам одновременно с дипломом вручаются удостоверение о направлении на работу и денежные средства для оплаты проезда к месту работы, оплаты провоза багажа, суточные и единовременное пособие (для работника и членов его семьи).
Руководители министерств, ведомств, предприятий и организаций несут ответственность за правильное использование молодых специалистов на работе в соответствии со специальностью и квалификацией, а также за создание им необходимых жилищно-бытовых условий и условий для быстрейшего приобретения практического опыта и повышения квалификации.
Важной мерой, связанной с трудоустройством молодых специалистов, является запрещение в течение 3 лет по окончании учебного заведения использования их в управленческом аппарате, принимать на работу, не связанную со специальностью, а также увольнять с работы без разрешения министерства (ведомства), которому подчинено данное предприятие.
Если молодой специалист в течение этого срока по какой-либо причине не может быть использован на предприятии, куда он направлен, или предприятие не обеспечивает условий трудового договора, зафиксированных в удостоверении и направлении на работу, министерство, в ведении которого находится данное предприятие, обязано предоставить молодому специалисту другую работу или по его просьбе откомандировать его на работу в систему другого министерства по согласованию с последним. Специалисты, окончившие высшие и средние специальные учебные заведения без отрыва от производства, при отсутствии на предприятии работы по полученной специальности могут быть, по их желанию, направлены соответствующим министерством для работы по специальности на другие предприятия и в организации в порядке, установленном трудовым законодательством .
Одной из организационно-правовых форм вовлечения молодежи в производство, получивших широкое распространение в последние годы, является общественный призыв. С помощью этой формы, основанной на добровольном желании юношей и девушек участвовать в сооружении важнейших строек и авторитете общественных организаций, не только решается задача обеспечения кадрами наиболее важных объектов хозяйственного строительства, но и реализуются дополнительные гарантии трудоустройства подростков, создания им необходимых материальных и культурно-бытовых условий.
Одобряя инициативу общественных организаций по проведению общественного призыва, государство придает этой форме распределения трудовых ресурсов организованный характер. Численность лиц, направляемых на работу в порядке общественного призыва, включается в плановые задания, путевки, выдаваемые общественными организациями, имеют обязательную силу для предприятий и строек, куда направляется молодежь. Администрация последних обязана заключить трудовой договор с юношей или девушкой, имеющими комсомольскую путевку, обеспечить им благоприятные условия для успешного труда, предоставить льготы, установленные для лиц, привлекаемых к работе в порядке общественного призыва.

Заявка на бесплатную консультацию

Если Вы живете в Москве или Санкт-Петербурге (а также в их областях и некоторых других регионах - см. список в форме заявки) и хотите обратиться с каким-либо вопросом к юристу или адвокату, то у Вас есть возможность получить бесплатную юридическую консультацию .

Тезисы.

«Проблемы трудоустройства молодежи»

Караваева Е.А.

ГБОУ СПО ВО «МПГТ»

Проблемы трудоустройства молодежи и привлечения квалифицированных специалистов для восполнения кадров и развития кадрового потенциала предприятий города и региона взаимосвязаны и относятся к числу тех проблем, которые в современных условиях непосредственно влияют на конкурентоспособность и экономическое благополучие учебных заведений и предприятий.

Эта тема очень актуальна в современном обществе, т. к. по официальным данным молодежь составляет 30% от общего числа безработных, которые зарегистрированы в центрах занятости населения. Но существует и скрытая безработица, которая не учитывает всех безработных граждан.

Молодые специалисты – это будущее России. Именно они должны быть востребованы на рынке труда. Но так ли это на самом деле?

Задача мастера – воспитать конкуретноспособного выпускника, которому будет рад работодатель. Обучая подрастающее поколение Вы задумываетесь, кому нужен нащ с Вам выпускник? Как помочь ему сделать шаг вперед? Как научить зарабатывать себе на жизнь?

Цель данной работы: исследование проблемы трудоустройства выпускников различных учебных заведений и безработных граждан в возрасте от 16 до 29 лет, а также деятельность муниципальных, государственных и частных структур в сфере повышения конкурентоспособности молодежи на рынке труда. Рассмотрение системы трудоустройства молодежи, которая предусматривает острое взаимодействие образовательного учреждения и работодателя и позволяет молодому специалисту быть востребованным на рынке труда.

Предложения по законодательному регулированию:

1 . Оказывать организационную и методическую помощь при создании в учреждениях профессионального образования служб содействия молодым гражданам по их трудоустройству: вводить специальные курсы для выпускников – «Как искать работу», на которых будут обсуждаться различные варианты предстоящих переговоров с нанимателями, другие вопросы, касающиеся правил поведения при поиске вакансии.

2 . Создавать социальные гарантии и льготы для молодых специалистов: компенсация оплаты коммунальных услуг, льготные проездные билеты, бесплатное обучение, льготы при оплате детских садов.

3 . Стимулировать работодателей для принятия на работу молодежи: предоставлять льготы по налогам и сборам.

4. Департаментам образования и управлениям образования учитывать происходящие изменения на рынке труда, потребность в кадрах.

5. Возмещать затраты в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложениям орга нов службы занятости.


Дискуссионный круглый стол по вопросам поддержки и трудоустройства молодых специалистов в регионах РФ состоялся 15 марта 2016 г. в пресс-центре Парламентской газеты.

Открывая мероприятие, В. Трапезников, депутат ГД, член Центрального штаба ОНФ, задал тон всему последующему обсуждению:

— Если не ставишь цель в жизни — это неправильно. Чтобы полноценно участвовать в жизни государства, нужно участвовать и в законотворчестве.

— Сейчас молодому человеку устроиться на работу очень сложно, имея гуманитарное образование. С техническим образованием устроиться на работу существенно легче.

В дискуссии также приняли участие начальник отдела трудовой мобильности и миграции Агентства по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке А.Албагачиев, руководитель открытой общественной правовой энциклопедии «НародныйВопрос.рф» О.Долгова, молодые лидеры из регионов РФ - члены Молодежного парламента при ГД РФ (организатора круглого стола).

Молодые лидеры и гости круглого стола обсудили широкий спектр тем, связанных с содействием занятости и профориентации молодежи, включая такие вопросы, как:

— Какие методы поддержки молодых специалистов необходимы сегодня в условиях непростой экономической ситуации?

— Как современные информационные технологии и социальное партнерство ВУЗов и НКО оказывают содействие трудоустройству молодых специалистов?

Учитывая переизбыток на рынке труда выпускников гуманитарных специальностей, участники обсудили проблематику, связанную с завышенными ожиданиями молодых специалистов юридических и экономических специальностей по стартовому размеру заработной платы, и вместе с этим серьезными расхождениями между ожиданиями работодателей и реальными компетенциями начинающих специалистов.

В качестве одного из работающих механизмов, способных оказать влияние на устранение такого дисбаланса, был приведен опыт проекта «НародныйВопрос.рф ». В своем выступлении руководитель проекта О. Долгова рассказала о том, как можно на практике воздействовать на повышение ценности на рынке труда молодых юристов.

Проект, изначально ориентированный на оказание первичной юридической помощи гражданам из сельской местности и удаленных регионов Российской Федерации, оказался интересным инструментом для внедрения в образовательный процесс юридических ВУЗов инновационных форм студенческой практики.

— Мы являемся аналогом сервиса Uber или Яндекс.Такси для юридических ВУЗов - такая метафора прозвучала в начале выступления О.Долговой.

При поддержке Международного юридического института на базе НКО, реализующего проект «НародныйВопрос.рф », выстраивается инновационная система студенческой практики. При этом реализуется схема win-win, в которой выигрываю все участники процесса. Граждане , изначально являвшиеся аудиторией проекта, получают первичную юридическую консультацию, качество которой верифицировано преподавателем ВУЗа-партнера. Студенты, оказывающие первичную юридическую консультацию, получают практические навыки взаимодействия с реальной аудиторией, работая по темам, которые в настоящее время они проходят в рамках основного курса, или по направлениям, заданным руководителем производственной практики на период практики. По итогам практической работы студентов формируется рейтинг и присваивается «электронный сертификат», который он впоследствии может предъявить потенциальному работодателю. Работодателям предоставляется возможность проверки степени подготовки молодого специалиста: по номеру «электронного сертификата» работодатель может получить ретроспективный доступ ко всем «активностям» студента - ответам на вопросы, публикациям, благодарностям пользователей. ВУЗ , в свою очередь, получает современный и эффективный инструментарий для организации практических занятий, кейсы которых основаны на реальных жизненных ситуациях граждан. При этом у преподавателя появляется дополнительный фактор оценки работы студента с заданиями - оценка пользователя, задавшего вопрос: понял ли он ответ, смог ли воспользоваться рекомендацией молодого юриста, помогла ли она ему.

Завершало мероприятие выступление Н. Кувшиновой, председателя Молодежного парламента:

— Давайте попробуем обобщить весь этот опыт, и донести до федерального уровня, — резюмировала Наталья, — нам очень хотелось бы, чтобы органы власти федеральные, региональные, — слышали общественный заказ, слышали мнение молодежи, слышали мнение предприятий. Вот в такой связке - общественные организации, предприятия и органы власти, — нужно разговаривать и приходить к оптимальным решениям.

По итогам круглого стола, в ходе которого о своих проектах и идеях рассказали молодые лидеры из Биробиджана, Волгограда, Красноярска, Магадана, Москвы, Ростова-на-Дону, Саратова, Томска и других регионов России, будет подготовлена и опубликована резолюция.

Примечание:

При реализации проекта «НародныйВопрос.рф» используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента РФ от 01.04.15 N 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ

ЗАНЯТОСТЬ И БЕЗРАБОТИЦА

(индивидуальная карта урока)

План урока:

    Рынок труда

    Причины и виды безработица

Задание 1. Используя текст параграфа дайте определение терминам:

Рынок труда – вид рынка, характеризующий систему социально-трудовых отношений.

Заработная плата – это форма материального вознаграждения наемных работников за труд в течении определенного времени.

МРОТ – минимальный размер оплаты труда.

Прожиточный минимум – уровень дохода, необходимым для удовлетворения основных жизненных потребностей человека.

Занятость – деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей.

Безработица – социально-экономическое явление, выражающееся в том, что часть экономически активного населения, желающая работать, не может найти работу.

Трудоустройство – система мероприятий, проводимых государственными органами, общественными организациями и специальными предприятиями, по содействию населению в поиске работы, направлении и устройстве на нее в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием и с учетом общественных потребностей.

Задание 2. Составьте кластер по пункту – рынок труда.

Задание 3. Заполните таблицы:

виды безработицы

Виды безработицы

Причины возникновения

Фрикционная

Структурная

Циклическая

Сезонная

Зависимость безработицы от сезона.

Институциональная

Когда имеются вакансии, но работодатель не доводит информацию до соискателя.

Государственная политика в области занятости

Вид политики

Средства для проведения

Активная

Пассивная

Задание 4. Работа с документом с. 113.

Задание 5. Разработайте памятку «Советы молодежи по вопросам трудоустройства». Постарайтесь учесть региональные особенности рынка труда.

Задание 6. Пользуясь памяткой составьте резюме.

ПАМЯТКА

    Личные данные соискателя

Контактная информация (адрес, телефон, электронная почта). Город проживания. Желательно также указать возраст - в том случае, если он говорит в вашу пользу (несмотря на законодательный запрет дискриминации по полу, возрасту и т. д., многие работодатели с опаской относятся к «возрастным» кандидатам). К личным данным можно отнести и фото. Разместите в резюме строгую цветную фотографию. Это особенно важно для должностей, где внешний вид играет не последнюю роль: директор, офис-менеджер, продавец-консультант, промоутер.

87% работодателей предпочитают резюме с фотографией.

    Пожелания к будущей работе

Название должности, на которую претендуете (такое же, как заявлено у работодателя). Если же вас интересует несколько вакансий, нужно написать отдельное резюме под каждую из них. Можно указать желаемый минимальный уровень зарплаты, и обязательно упомянуть, что это - стартовый оклад.

    Опыт работы

Перечислите в обратном хронологическом порядке (последнее место в начале списка) все места работы. Укажите период работы, название компании, сферу ее деятельности, занимаемую должность, круг обязанностей и при наличии - достижения. Если трудовой стаж слишком большой, ограничьтесь 3-4 последними местами работы либо опишите наиболее значимый опыт. При описании достижений используйте глаголы действия, такие как: развивал, увеличил, сэкономил или сократил. Использование цифр и процентов выгодно выделяются в резюме. Например, увеличил объем продаж на 25%, выполнял план продаж в 300 000 рублей.

    Образование

Чем больше прошло времени после окончания учебного заведения, тем меньше места этот пункт должен занимать в резюме. В первую очередь укажите образование, которое позволяет вам претендовать на указанную должность. Сведения о дополнительном образовании (курсы, тренинги) уместны, только если они связаны с вакансией.

    Профессиональные навыки

В этом блоке подводится итог всему, чему вы научились за время работы или обучения в вузе. Отдельно указывают степень владения компьютером и иностранными языками, при этом важно конкретизировать: вместо «владею компьютером» - напишите, какими именно программами владеете. Также и с языками - проясните, что именно вы можете - свободно говорить, читать техническую литературу или вести деловую переписку. Меньше лестных самооценок: «большой опыт работы», «умение работать в команде». Желательно, чтобы менеджер сам сделал нужные вам выводы из резюме. При описании навыков в частности и составлении резюме в общем воспользуйтесь методом зеркала: просмотрите объявление о вакансии и примените в своем резюме те же ключевые слова, что и работодатель в описании вакансии.

    Дополнительные сведения

В данной графе упоминают о возможности переезда в другой город, готовности к командировкам или сверхурочной работе. Если уместно, пишут о наличии водительских прав, возможности использовать личный автомобиль в служебных целях, загранпаспорте, семейном положении и увлечениях. Можно включить в этот раздел краткую характеристику своих личностных качеств, например: коммуникабельный, ответственный, инициативный и т. п. Здесь же можно указать на возможность предоставления рекомендаций.

Хотя поговорка: «Молодость - единственный недостаток, который быстро проходит сам по себе» - чистая правда, все же быть молодым специалистом очень трудно. Куда ни глянь, везде требуются опытные работники со «стажем не менее 5 лет», достижениями в профессиональной области и так далее. И даже после того, как удалось найти, молодого специалиста, скорее всего, ждут нелегкие времена - его карьера только начинается. Специалисты кадровых агентств проанализировали ситуацию на рынке труда, собрали комментарии представителей крупнейших компаний и составили советы молодежи по вопросам трудоустройства, которые помогут недавним студентам сделать .

Совет первый - начинайте работать во время учебы

Практический опыт работы, пусть и не по специальности - очень полезная вещь. Даже пока вы еще учитесь, можно подрабатывать во время каникул или на выходных. Общение с покупателями и клиентами, новые знакомства, полезные навыки, умение строго контролировать свое время и придерживаться трудовой дисциплины - все это точно пригодится вам в дальнейшем.

Совет второй - готовьтесь к собеседованию тщательно

Первое о чем следует помнить: потенциальный работодатель вряд ли оценит соискателя, явившегося на собеседование в растянутом свитере и мятых джинсах. Одевайтесь так, как будто вы уже заняли желанную должность. Кроме того, в ходе собеседования, раз уж опытом вы похвастаться не можете, делайте упор на своих знаниях, сообщите о законченных курсах, владении иностранным языком и т.д. Сделайте упор на желании работать и умении учиться, готовности перенимать опыт. Рекрутеры подчеркивают, что особенно ценятся такие качества кандидата, как коммуникабельность, активность и ответственность. Постарайтесь доказать, что вы ими обладаете в полной мере.

Совет третий - будьте готовы к стажировке

Зачастую крупные компании принимают бывших студентов в качестве . Не стоит думать, что это потерянное время и вам придется побывать в роли «мальчика на побегушках». Да, стажеров обычно не слишком балуют похвалой и вниманием, но, если работодатель бережно относится к своим кадрам, у вас есть все шансы в дальнейшем получить постоянное место работы в уже знакомой компании.

Совет четвертый - излишняя самоуверенность неуместна

Любые советы молодежи по трудоустройству можно свести на нет из-за слишком высокой самооценки. Многие работодатели отмечают, что бывшие студенты зачастую сразу претендуют на ключевые должности и высокий уровень заработной платы. Такая излишняя самоуверенность вызывает недоумение и даже раздражение - вчера со школьной скамьи, а туда же! Не переоценивайте значимость своего, пускай и красного, диплома, помните, что до должности генерального директора вам еще расти и расти. Громкое имя вашего вуза тоже не станет гарантией приема на работу, а тем более высокой должности на первом этапе карьеры. Не менее важны на первом этапе успешной карьеры и знания в области бизнес-этики, делового общения, бизнес-культуры. Наши советы молодежи по вопросам трудоустройства, памятка для начинающих и полученные знания помогут наладить отношения с работодателем и новым коллективом, показать себя с лучшей стороны.